На этой неделе случилось ещё одно радостное событие: сеть ночных автобусов расширилась ещё на несколько пунктов: появилось 2 новых маршрута (н14 в Кунцево и н16 в Ясенево), и ещё 2 были продлены (н7 в Жулебино и н15 в Измайлово). Прямо практически совсем не осталось районов, куда бы ещё было бы сложно добраться ночью.
Вопрос организации ночного транспорта довольно щепетилен: с одной стороны, подавляющее большинство людей спит, с другой - определённо, в таком большом мегаполисе, как Москва, найдётся достаточное число пассажиров, нуждающихся в ночном перемещении. И не всем им подойдёт такси.
То есть, если пустить транспорт, он будет слабо заполненным, но спрос небольшой будет. И далее вопрос, как пустить маршруты, чтобы на них кто-то ночью ездил? Очевидно, что если вы запустите автобус просто из т.А в т.Б, он точно никому не будет нужен, кроме тех редких единиц, маршрут которых будет совпадать с вашим. А, значит, для максимального охвата нужна согласованная маршрутная сеть. И с этим первые годы были большие проблемы.
В первый раз попытка пустить ночной транспорт была в 2005 году, и вышла она крайне неудачной. Было 5 несогласованных никак между собой маршрутов, выбранных по непонятному принципу: два по Садовому кольцу, один - от Добрынинской в Орехово-Борисово (как 71-й троллейбус), от Лубянки до ВДНХ, и от Белорусской в Зеленоград. Кстати, оплата была дифференцированная от расстояния, и проездные не действовали. Я даже умудрялся ими регулярно пользоваться, но кроме меня и бомжей с Курского вокзала пассажиров в них почти не наблюдалось. В конечном итоге эксперимент прикрыли.
Текущая же сеть образовалась ровно 11 лет назад в сентябре 2013 года. На этот раз просто сделали круглосуточными 3 маршрута (троллейбусы Б (опять по Садовому), 15-й и трамвай 3), и пустили новый автобусный Н1 из Шереметьева до Озёрной.
Эта сеть была не сильно лучше предыдущей по охвату, но тут, хотя бы, не было отдельной оплаты, работали проездные. Но в последствии, в конце года запустили ещё 2 маршрута по выходным от м. Лубянка (Н2 и Н3), а также сделали круглосуточным 63-й троллейбус. В 2015 году было добавлено ещё 3 маршрута оттуда же (Н4, Н5, Н6). Лубянка стала эдаким ночным хабом.
Очевидно же, что когда ночные автобусы все исходят из некоего одного места, это логичнее и понятнее - в этом месте можно сделать пересадку. И, кстати, автобусы стали популярными уже тогда - вот такая давка случилась после велофестиваля.
С запуском сети "Магистраль" в 2016 году ночной хаб был перенесён с Лубянки на Китай-город. Со временем число ночных маршрутов только росло, все они стали отправляться именно из центра, для того, чтобы было удобнее пересаживаться между ними. Маршруты м8 и м9 заменили не заходящие сюда 15-й троллейбус автобус и 3-й трамвай.
Были запущены автобусы в Митино (н12), Загорье (н13), к вокзалу Восточный (н15) и аэропорту Внуково (н11). Стал круглосуточным маршрут м10 (бывший 206) по Дмитровскому шоссе.
Тем не менее, Москва остаётся ну очень большой. Даже десятком маршрутов все районы никак не охватишь. Всё равно в ряде случаев придётся 30-40 минут пешком идти до дома от остановки. А если так, то, может, проще человеку сразу такси будет взять?
Однако ж, до недавнего момента оставались только 2 таких крупных "лакуны", откуда бы идти до ближайшего ночника пришлось в районе часа. Это направление Маршала Жукова/Серебрянного бора и Ясенево. И именно туда были запущены на этих выходных новые маршруты!
Н16 будет следовать по Севастопольскому проспекту. При этом соседняя Профсоюзная таки остаётся пока неохваченной ночниками. Ну всяко лучше, чем ничего, согласитесь! До Ясенево вообще ничего не ходило.
Кстати, уже китайгородский хаб остаётся оживлённым в любое время суток. Ночью тут всегда полно народу, а уж летом в выходные будет просто не протолкнуться! Москва - динамичный город, ну и ночная жизнь тут бьёт вовсю ключом.
Ночные автобусы, образовав единую согласованную сеть, стали реально востребованным транспортом. Вот такая давка была в автобусе н1, когда я как-то возвращался поздно из Шереметьево. Рассеялась давка лишь только к центру, и то не так уж сильно.
Кстати, по поводу такого капитального обновления ночной маршрутной сети, на хабе в день запуска даже дежурили специальные работники от Дептранса.
Интересно, какой маршрут запустят следующим? Вы бы куда хотели?
Вы сами пользуетесь ночными автобусами? Или по ночам всегда спите? Расскажите в комментариях, что бы можно было в их маршрутной сети улучшить?