Архивы Рифеншталь, любимого режиссера Гитлера и одной из самых знаковых фигур кинематографа, стали доступны документалистам. В связи с этим буквально на днях на Венецианском фестивале презентовали фильм «Рифеншталь» режиссера Андреса Файеля. И вновь был поднят вопрос: Лени Рифеншталь – соучастница или наблюдатель происходящего в Третьем Рейхе.
В послевоенные десятилетия она прошла вереницу судебных заседаний, которые определяли ее статус. Автор культовых пропагандистских фильмов о Третьем Рейхе «Триумф воли» и «Олимпия» не была признана виновной. Однако работать режиссером она уже не могла и переключилась на фотографию: сначала снимала местные племена в Африке, выпустив несколько альбомов; а затем увлеклась дайвингом и делала снимки под водой – на тот момент ей было уже 70.
Вместе с тем вопрос о вине Рифеншталь периодически поднимался на поверхность по инициативе активистов, самой яркой среди которых оказалась Сьюзен Сонтаг, выпустившая сборник эссе «Очарование фашизмом». В этой книге Рифеншталь уделено много внимания, Сонтаг обвинила женщину в попытке переписать собственную историю, абстрагироваться от нацисткой верхушки, хотя, согласно исследованиям писательницы, Лени Рифеншталь не просто входила в тесный круг Гитлера и Гебельса, а дружила с ними.
Автор нового документального фильма вторит Сонтаг и в качестве аргумента в пользу тезиса «Лени – виновна» представляют новую интерпретацию известного эпизода в Польше.
В первые дни войны, когда Германия заняла Польшу, Лени пригласили снять «работу» нацистов. Планировались похороны четырех военных Рейха. Копать могилы пришлось местным евреям, большинство из которых должны были делать это руками. После сигнала, означающего, что они могут идти, началась стрельба – фашисты атаковали убегающих людей, которые безуспешно пытались избежать смерти. На фото, которое прикреплено ниже, Лени Рифеншталь с неподдельными эмоциями ужаса, она не ожидала такого развития событий.
Автор фильма 2024 года, изучив архивы Лени, утверждает, что причина массового расстрела – Рифеншталь. По его данным, женщина планировала съемки и попросила «убрать» или «избавиться» от евреев, чтобы те не попали в кадр. Военные решили вопрос с помощью оружия.
Можно ли говорить, что Лени виновница этой трагедии?
Еще один эпизод, который противники Рифеншталь вменяют ей в вину. Для съемок фильма «Долина» (или «Низина») ей привезли цыганских детей, которые потом были убиты в Освенциме. При этом Лени утверждала, что встречалась с «актерами» в дальнейшем, что не нашло подтверждения и стало поводом называть Рифеншталь лгуньей.
После смерти Лени Рифеншталь прошел 21 год, до конца своих дней она настойчиво отмахивалась от обвинений в намеренном служении интересам Третьего Рейха. В 90-е годы режиссер Рэй Миллер представил фильм «Власть образов: Лени Рифеншталь», в конце которого обратился к ней: «Эта страна ждет, что вы скажете: «Я заблуждалась и сожалею об этом». Люди ждут от вас признания вины». Лени ответила:
«Я страдаю больше 50 лет, и это никогда не прекратится. Это тяжелая ноша, я живу с ней, и слова тут ничего не значат. Это слишком мало – сказать «Я сожалею».
____________________________
Кстати, в 1928 году 27-летняя Рифеншталь снилась в фильме «Судьба Габсбургов», в котором сыграла Марию фон Вечера.