Около священного города Туркестана правил хан и было то время, когда еще жил Котан, родоначальник казахского народа, которые состоял тогда из пятисот родов.
У хана не было детей от первой жены, и потому он взял вторую жену - пленницу добытую в войнах; взял он ее для того, чтобы наконец родился у него наследник. И действительно от второй жены родился сын, но только пестрый (ала), т. е. с родильными пятнами.
Первая жена хана стала завидовать и злиться. Она стала подговаривать хана, чтобы избавился от такого наследника, так как он пестрый и может испортить всех потомков, которые выйдут разноцветные и не будут жить в мире, не будут иметь между собою согласие.
Она сказала хану, что если он не смеет погубить сына, то пусть прогонит его. Хан согласился с первой женой, взял сундук, положил туда пищи, посадил сына и пустил сундук в море. Сын был тогда уже в таком возрасте, что сам мог брать пищу. Сундук переплыл на другую сторону моря, и там пестрого ханского сына нашел бедняк.
Он взял мальчика и воспитал его. Мальчик вырос богатырем, силачем. Он собрал сотню разных молодцов и стал с ними ездить на барамту (грабеж) и вести веселую жизнь.
Хан, его отец, узнал об этом, и захотелось ему повидать сына. Он тогда послал за ним старшего сына богача Котана по имени Уйсун с сотней молодцев. Уйсуну и его спутникам так понравилась привольная жизнь пестрого ханского сына, что они остались там и не вернулись к хану.
Тогда хан послал Булата, второго сына Котана, с сотней молодцев. И эти остались возле ханского сына, так как и им понравилась привольная жизнь. Тогда хан послал Алчина, третьего сына Котана, с сотней молодцев. И эти остались там же, пленившись привольной жизнью. Все собравшиеся возле ханского сына стали разъезжать по степи и барамтовать. Они были люди холостые и стали брать себе в жены девиц у разных народов – у татар, у калмыков, у русских, и от этих-то трех сотен молодцев, пришедших с сыновьями Котана, и пришли казак-киргизы (казахи). Так как они брали жен у разных народов, то потому-то казак-киргизы (казахи) – на разное лицо (разных типов).
Все они решили выбрать хана, так как пестрый богатырь, их предводитель, был ханский сын, то они и решили выбрать его. В прежнее время выбранного в ханы поднимали на каком-нибудь хорошем ковре, а у казак-киргизов таких ковров не было – они делали только полосатые широкие тканые половики, нынешние алачи; они взяли такую алачу и подняли на ней пестрого ханского сына и провозгласили его ханом. После этого он стал называться Алаша-хан или Алача-хан.
От Уйсуна и его войнов пошло поколение Улу-жусь, т. е. старшая сотня (орда), от Булата и его молодцев пошло поколение Орта-жусь, т. е. средняя сотня (орда), а от Алчина и его сотни молодцев пошло поколение Киши-жусь, т. е. меньшая сотня . От этих поколений и пошли казак-киргизы (казахи) Большой, Средней и Малой орд.
Источник: Казахский фольклор в собрании Г. Н. Потанина, страница 67, издательство «Наука», город Алма-Ата 1972 год;