Каждый родитель хоть раз слышал выражение «юношеский максимализм». Обычно его произносят с негативной коннотацией применительно к подросткам, которые настроены излишне критически, резки в выводах и суждениях, эмоционально несдержанны. Быть максималистом для подростка — возрастная норма. Но одни перерастают этот период, а другие нет. Кто-то выносит из подросткового возраста полезные уроки и возможности, а кто-то — психические расстройства.
Что называют юношеским максимализмом
Юношеский максимализм — особенность подростков, которая выражается в крайностях поведения и мышления. Они возводят на пьедестал кумиров и не видят в них ни единого изъяна, а «врагов», наоборот, представляют исключительно в негативном свете. Подростки способны рыдать из-за прыщика и бурно радоваться встрече с другом, которого не видели 3 часа. В представлении подростков существует плохое и хорошее, правильное и неправильное — без полутонов.
Это естественное поведение для подростка, поскольку не все доли мозга созревают одинаково быстро. Лобная доля, которая как раз и отвечает за саморегуляцию и критическое мышление, формируется последней. Вот и ответ на вопрос, почему подростки ТАКИЕ.
Но не следует любое поведение подростка списывать на максимализм и думать, что всё пройдёт само. Бывает банальная невоспитанность, несдержанность, особенности характера. Не всегда крайности проходят бесследно. Например, кто-то портит отношения с семьёй так, что потом их не восстановить. А некоторые, повзрослев, так и не могут избавиться от максимализма: делят людей на плохих и хороших, требуют, чтобы всё было идеально, не умеют критически мыслить и различать полутона.
В каком возрасте начинается юношеский максимализм и как проявляется
Юношеский максимализм, как понятно из названия, наблюдается в юности, то есть в период с 13 до 24 лет. У кого-то изменения проявятся раньше, у кого-то позже, у одних ярче, у других слабее.
Типичные признаки юношеского максимализма:
- категоричность;
- прямолинейность;
- бунтарство;
- поспешность выводов;
- частая смена эмоций и настроения;
- полярность суждений о себе и окружающих;
- обидчивость, впечатлительность;
- нетерпимость к слабостям;
- повелительность в интонациях;
- самоуверенность, неуступчивость;
- идеализация.
Последствия юношеского максимализма
Юношеский максимализм не так уж и плох. Дети таким образом могут прощупать границы своих возможностей и дозволенного. Развивается критическое мышление, формируются мировоззрение и умение отстаивать свою позицию.
Но иногда максимализм приводит к большим проблемам.
- Дисморфофобия. Стремление довести всё до идеала может обернуться расстройствами пищевого поведения, такими как анорексия, булимия. Также стоит насторожиться, если ребёнок просит пластическую операцию, обсуждает смену пола, у него видны признаки шрамирования или другие кардинальные изменения во внешности.
- Секты. Подростки стремятся быть частью группы, которая разделяет их взгляды и поддерживает. К тому же чувство опасности в этом возрасте притуплено, а критическое мышление не развито. В это время дети очень зависимы от чужого мнения. Велик риск стать частью секты или неформальной группировки, которая занимается незаконной деятельностью.
- Ошибки. Стремление продемонстрировать взрослость, смелость подталкивает детей совершать необдуманные поступки: сбежать из дома, прокатиться на крыше электрички, сделать селфи в опасном месте.
- Вредные привычки. В подростковом возрасте многие пробуют что-то из взрослой жизни: сигареты, алкоголь, энергетики. Это опять же стремление подражать группе и казаться взрослым.
Также стоит помнить, что психические расстройства и суицидальные наклонности часто проявляются до 22 лет. Это связано с тем, что в организме подростка идут большие гормональные, физические перестройки. Если есть слабые места, врождённые болезни, то проблема усугубляется.
Что делать родителям
Родители могут усугубить кризис, а могут и помочь справиться с ним, сделать его течение менее болезненным. Вот какие факторы здесь важны:
- Родительский пример. Мы уже упомянули, что есть взрослые максималисты. Если родители из этой категории, то требовать от ребёнка чего-то иного бессмысленно — сперва маме и папе нужно измениться самим.
- Правильная похвала. Если для подростка есть какие-то важные вещи, то нужно за них хвалить. Например, за выученную песню на гитаре. Похвалы достоин не только результат, но и процесс. Если ребёнок без единой жалобы и без проявлений лени готовил сложнейший реферат, то отметьте это.
- Самореализация. У каждого должно быть дело, в котором можно проявить себя, ставить цели, добиваться результатов.
- Доверительные отношения. Если между родителями и ребёнком выстроены доверительные отношения, то взрослые будут знать, что происходит в жизни ребёнка, и смогут помочь.