Найти тему

Юношеский максимализм: стадии, признаки и что делать

Оглавление

Каждый родитель хоть раз слышал выражение «юношеский максимализм». Обычно его произносят с негативной коннотацией применительно к подросткам, которые настроены излишне критически, резки в выводах и суждениях, эмоционально несдержанны. Быть максималистом для подростка — возрастная норма. Но одни перерастают этот период, а другие нет. Кто-то выносит из подросткового возраста полезные уроки и возможности, а кто-то — психические расстройства.

Что называют юношеским максимализмом

Юношеский максимализм — особенность подростков, которая выражается в крайностях поведения и мышления. Они возводят на пьедестал кумиров и не видят в них ни единого изъяна, а «врагов», наоборот, представляют исключительно в негативном свете. Подростки способны рыдать из-за прыщика и бурно радоваться встрече с другом, которого не видели 3 часа. В представлении подростков существует плохое и хорошее, правильное и неправильное — без полутонов.

Это естественное поведение для подростка, поскольку не все доли мозга созревают одинаково быстро. Лобная доля, которая как раз и отвечает за саморегуляцию и критическое мышление, формируется последней. Вот и ответ на вопрос, почему подростки ТАКИЕ.

Но не следует любое поведение подростка списывать на максимализм и думать, что всё пройдёт само. Бывает банальная невоспитанность, несдержанность, особенности характера. Не всегда крайности проходят бесследно. Например, кто-то портит отношения с семьёй так, что потом их не восстановить. А некоторые, повзрослев, так и не могут избавиться от максимализма: делят людей на плохих и хороших, требуют, чтобы всё было идеально, не умеют критически мыслить и различать полутона.

В каком возрасте начинается юношеский максимализм и как проявляется

Юношеский максимализм, как понятно из названия, наблюдается в юности, то есть в период с 13 до 24 лет. У кого-то изменения проявятся раньше, у кого-то позже, у одних ярче, у других слабее.

Типичные признаки юношеского максимализма:

  • категоричность;
  • прямолинейность;
  • бунтарство;
  • поспешность выводов;
  • частая смена эмоций и настроения;
  • полярность суждений о себе и окружающих;
  • обидчивость, впечатлительность;
  • нетерпимость к слабостям;
  • повелительность в интонациях;
  • самоуверенность, неуступчивость;
  • идеализация.

-2

Последствия юношеского максимализма

Юношеский максимализм не так уж и плох. Дети таким образом могут прощупать границы своих возможностей и дозволенного. Развивается критическое мышление, формируются мировоззрение и умение отстаивать свою позицию.

Но иногда максимализм приводит к большим проблемам.

  1. Дисморфофобия. Стремление довести всё до идеала может обернуться расстройствами пищевого поведения, такими как анорексия, булимия. Также стоит насторожиться, если ребёнок просит пластическую операцию, обсуждает смену пола, у него видны признаки шрамирования или другие кардинальные изменения во внешности.
  2. Секты. Подростки стремятся быть частью группы, которая разделяет их взгляды и поддерживает. К тому же чувство опасности в этом возрасте притуплено, а критическое мышление не развито. В это время дети очень зависимы от чужого мнения. Велик риск стать частью секты или неформальной группировки, которая занимается незаконной деятельностью.
  3. Ошибки. Стремление продемонстрировать взрослость, смелость подталкивает детей совершать необдуманные поступки: сбежать из дома, прокатиться на крыше электрички, сделать селфи в опасном месте.
  4. Вредные привычки. В подростковом возрасте многие пробуют что-то из взрослой жизни: сигареты, алкоголь, энергетики. Это опять же стремление подражать группе и казаться взрослым.

Также стоит помнить, что психические расстройства и суицидальные наклонности часто проявляются до 22 лет. Это связано с тем, что в организме подростка идут большие гормональные, физические перестройки. Если есть слабые места, врождённые болезни, то проблема усугубляется.

Что делать родителям

Родители могут усугубить кризис, а могут и помочь справиться с ним, сделать его течение менее болезненным. Вот какие факторы здесь важны:

  1. Родительский пример. Мы уже упомянули, что есть взрослые максималисты. Если родители из этой категории, то требовать от ребёнка чего-то иного бессмысленно — сперва маме и папе нужно измениться самим.
  2. Правильная похвала. Если для подростка есть какие-то важные вещи, то нужно за них хвалить. Например, за выученную песню на гитаре. Похвалы достоин не только результат, но и процесс. Если ребёнок без единой жалобы и без проявлений лени готовил сложнейший реферат, то отметьте это.
  3. Самореализация. У каждого должно быть дело, в котором можно проявить себя, ставить цели, добиваться результатов.
  4. Доверительные отношения. Если между родителями и ребёнком выстроены доверительные отношения, то взрослые будут знать, что происходит в жизни ребёнка, и смогут помочь.