Найти в Дзене

Историко-культурная информация Урок 1

События, описанные во второй главе евангелия от Матфея, скорее всего, происходили через несколько месяцев после того, как Иисус родился в Вифлееме. Из 11 стиха 2-й главы мы узнаём, что к тому времени семья Иисуса уже находилась в доме, а не в хлеву, где Он родился. Вифлеем в то время представлял собой маленький городок примерно в восьми-девяти километрах к югу от Иерусалима. Город покоится между двумя горными грядами, и в древности через него проходил главный торговый путь из Иерусалима в Египет. Раньше город назывался Ефраф, или Ефрафа, и под таким названием он несколько раз упоминается в Ветхом Завете (Бытие 35:16; Руфь 4:11; Псалтырь 131:6; Михея 5:2). Вифлеемом его стали называть только после завоевания Ханаана под руководством Иисуса Навина, и новое название означало «дом хлеба». Царь Ирод Этот Ирод, называемый также Великим, — первый из нескольких Иродов, упоминаемых в Новом Завете. Когда-то Юлий Цезарь назначил его отца, Антипатра, прокуратором, или правителем, оккупированной ри

События, описанные во второй главе евангелия от Матфея, скорее всего, происходили через несколько месяцев после того, как Иисус родился в Вифлееме. Из 11 стиха 2-й главы мы узнаём, что к тому времени семья Иисуса уже находилась в доме, а не в хлеву, где Он родился.

Вифлеем в то время представлял собой маленький городок примерно в восьми-девяти километрах к югу от Иерусалима. Город покоится между двумя горными грядами, и в древности через него проходил главный торговый путь из Иерусалима в Египет. Раньше город назывался Ефраф, или Ефрафа, и под таким названием он несколько раз упоминается в Ветхом Завете (Бытие 35:16; Руфь 4:11; Псалтырь 131:6; Михея 5:2). Вифлеемом его стали называть только после завоевания Ханаана под руководством Иисуса Навина, и новое название означало «дом хлеба».

Царь Ирод

Этот Ирод, называемый также Великим, — первый из нескольких Иродов, упоминаемых в Новом Завете. Когда-то Юлий Цезарь назначил его отца, Антипатра, прокуратором, или правителем, оккупированной римлянами Иудеи. Антипатру, в свою очередь, удалось поставить своего сына Ирода префектом в Галилее. После того как в Палестину вторглись парфяне, он бежал в Египет, а в 40-м году до Р.Х. пошёл в Рим, где Октавиан и Антоний объявили его царём иудейским. Годом позже Ирод повёл войска в Палестину и через несколько лет ожесточённых сражений выдворил парфян и стал царем.

Будучи не иудеем, а идумеем (т.е. выходцем из Едома, а значит не имевшим никаких прав на трон), Ирод — чтобы угодить иудеям, которыми он теперь правил, — женился на Мариамне, наследнице иудейского рода. Ирод был весьма способным и талантливым полководцем, оратором и дипломатом. В угоду жаждавшему развлечений люду Ирод строил театры, ипподромы и многое другое, а в 19 году до Р.Х. начал реконструировать иерусалимский храм. Он вернул былое оживление Самарии и построил прекрасный портовый город Кесарию, названный в честь его благодетеля Кесаря Августа.

Но в то же время Ирод был крайне жестоким и беспощадным. Страх за своё положение и власть делал его завистливым и подозрительным. Опасаясь потенциальной угрозы, Ирод велел утопить первосвященника Аристовула, приходившегося братом его жене Мариамне, а потом, чтобы выставить напоказ свою скорбь, устроил ему роскошнейшие похороны. Затем он убил и Мариамну, а также её мать и двух своих сыновей. За пять дней до своей смерти (примерно через год после рождения Иисуса) Ирод казнил и третьего сына.

Но сильнее всего о кровожадности и чрезвычайной жестокости Ирода говорит арест и заключение в темницу наиболее уважаемых граждан Иерусалима незадолго до его смерти. Прекрасно понимая, что никто не станет плакать о нём, Ирод отдал приказ убить этих пленников в момент его смерти. После этого можно было быть уверенным, что Иерусалим не останется без траурного плача. С таким жестоким злодейством может сравниться разве что его повеление убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Матфея 2:16) — в надежде обезопасить свой престол от любых посягательств Того, Кого волхвы назвали родившимся Царём иудейским.

Волхвы с Востока

История прихода волхвов за две тысячи лет обросла множеством слухов и домыслов, однако, единственный верный источник инофрмации об эти людях мы находим в евангельских повестовованиях. Мы не знаем ни сколько их было, ни их имён, ни средств передвижения, ни страны, откуда они пришли. Для людей того времени не было ничего удивительного в том, что они пришли с Востока, ведь именно там жили волхвы (или племя жрецов), — известная религиозно-политическая каста парфян.

Волхвы впервые появляются на исторической арене в седьмом веке до Р.Х. как одно из племён, входившее в состав мидян и жившее в восточной Месопотамии. Со временем волхвы стали преуспевать в астрономии и астрологии (которые тогда были неразрывно связаны) и практиковали систему жертвоприношений, близкую к той, которую Господь установил в Израиле через Моисея. Совершая различные оккультные действа, в том числе колдовство, они особо прославились искусством толкования снов. Волхвы были монотеистами, поскольку верили в существование лишь одного бога.

Хорошее знание естественных наук, сельского хозяйства, математики, истории и оккультизма позволило им распространить своё религиозное и политическое влияние и стать наиболее выдающейся и могущественной группой советников в Мидо-Персидской, а впоследствии — в Вавилонской империи. Поэтому нет ничего странного в том, что их часто называли «мудрецами».

Историки повествуют, что ни один человек не мог стать царём Персии, не овладев необходимыми научными и религиозными дисциплинами под руководством волхвов и не будучи коронованным ими. Эта же каста в значительной степени контролировала назначение судей (ср. Есфирь 1:13).

Из книги пророка Даниила мы узнаём, что волхвы были и среди высших чинов в Вавилоне. Поскольку Даниил занимал высокий пост и пользовался среди волхвов большим уважением, они, скорее всего, многое от него переняли в плане учения о едином истинном Боге, то есть Боге Израиля, а также узнали о Божьем замысле в отношении Его народа, который осуществится в грядущем Царе. Поскольку после изгнания многие иудеи оставались в Вавилоне и вступали в брак с восточными нациями, вполне возможно, что иудейское мессианское влияние просуществовало в том уголке земли вплоть до новозаветных времён.

Первосвященники

Все иудейские священники относились к колену Левия и, если говорить ещё точнее, были потомками Аарона, самого первого первосвященника. Обладая значительной политической и религиозной властью, священники в какой-то степени напоминали волхвов.

Главным среди первосвященников был великий священник. По ветхозаветному закону, великий священник должен был быть один во всей земле и должен был нести это служение пожизненно. Его особая и уникальная обязанность состояла в том, чтобы раз в год, в День Очищения, входить во Святое святых и приносить жертву за весь народ. Однако ко времени прихода Христа эта должность стала в значительной мере подверженной политическим интригам и даже купле-продаже. Великие священники назначались и снимались с должности по прихоти правителей. В результате этого в одно и то же время могло быть несколько живых и здравствующих великих священников. И хотя снятые с должности лишались чести нести великосвященнические функции, за ними обычно оставалось звание, а вместе с ним — большая власть и престиж (см. Лк 3:2).

Действующий великий священник, кроме всего прочего, председательствовал в Синедрионе, представлявшем собой сенат и Верховный суд и состоявшем из семидесяти главных иудейских религиозных начальников.

Остальные первосвященники не представляли собой какой-то особой категории. Вместе с великими священниками и начальником стражи они составляли священническую аристократию и обобщённо назывались просто первосвященниками. По большей части первосвященники были саддукеями, в то время как обычные священники относились к фарисеям. Ко времени Нового Завета они стали не более чем группкой продажных, религиозно ориентированных политиканов. От рождества Иисуса и до Его распятия авторы Евангелий показывают их самыми лютыми противниками истинного откровения и дела Божьего.

Книжники

Книжники были в большинстве своём фарисеями, специалистами в области как библейского, так и традиционного иудейского закона, и потому нередко назывались законниками. Они пользовались авторитетом среди иудеев и слыли большими знатоками в сфере религиозного иудаизма. Книжники были консервативными в богословии, придерживаясь буквального истолкования Писаний, и в целом — весьма строгими в отношении обрядового и нравственного закона. Часть книжников, относившаяся к саддукеям, придерживалась либеральных взглядов в истолковании Писаний и не верила, например, в ангелов и воскресение мёртвых. Впрочем, и те, и другие были в одинаковой степени настроены против Иисуса.

Ирод собрал всех вышеперечисленных иудейских религиозных начальников, являвшихся одновременно политиками и богословами, и спрашивал у них: «Где должно родиться Христу?». Хотя оказалось, что они действительно знали, где Христу было предсказано родиться, они не поверили, да и не проявили особого интереса к словам волхвов о звезде, знамении чудесного рождения.

Дары

Волхвы принесли золото, ладан и смирну в дар Иисусу. Подарки были не дополнением к поклонению, а его неотъемлемым элементом. Они служили выражением поклонения и дарились от преизбытка восхищённого и благодарного сердца.

Во все века золото считалось наиболее драгоценным металлом и было символом материального благополучия и достатка. Оно служило символом знатного или царского рода. Матфей неоднократно напоминает, что Иисус — Царь, и здесь мы видим Царя иудейского, Царя царей, по достоинству одарённого царскими дарами из золота.

Ладан представлял собой дорогостоящее, прекрасное душистое вещество, которое использовалось лишь в самых торжественных случаях. Его часто использовали священники и добавляли в хлебное приношение при скинии или храме. Иногда его возжигали во время царских процессий, а также на свадьбах, если молодые могли себе это позволить.

В ветхозаветное время ладан хранили в особой палате перед храмом, и им окропляли некоторые приношения как выражение стремления людей угодить Богу.

Смирна также являлась душистым веществом, не столь дорогим, как ладан, но всё же ценным. Некоторые толкователи полагают, что смирна представляет собой дар для человека, подчёркивая человеческую природу Христа. Это душистое вещество часто упоминается в Писании, начиная с книги Бытие (37:25; 43:11). В сочетании с вином смирну применяли в качестве обезболивающего (Марка 15:23), а в смеси с другими ароматами — как погребальный состав, в том числе и для тела Иисуса (Иоанна 19:39).

Использованная литература:

Джон МакАртур "Серия комментариев МакАртура"