Найти тему
Да ладно?!

Татары на службе русских князей в статусе казаков

Оглавление

Набралось уже не мало сведений о татарах, состоявших на службе русских князей в том числе и в статусе казаков. Период после распада Золотой Орды весьма богат на такого рода эпизоды, щафиксированные в летописях и других исторических документах.

Объединение земель Иваном III

В начале XV века великий князь Московский был еще далек от того, чтобы быть господином всея Руси. Его княжество было окружено могущественными и агрессивными врагами, и казалось безнадежным искать выход из этого крайне затруднительного положения.

Но уже в начале 16 века объединение русских земель под скипетром Москвы стало реальностью, и Иван III решил осуществить это их под своей властью.

Сначала он пытался - правда, тщетно - в лице татарского князя Касима, долгие годы находившегося на службе у Москвы, утвердить московское влияние в Казани. Когда эта попытка не удалась, он обратился к другому, менее прямому методу борьбы с казанскими татарами, послав отдельные диверсионные группы в район рек Вятка и Кама, чтобы оттуда создавать трудности противнику.

Воевода Иван Руно

Одно из таких мероприятий на сегодняшний манер можно было бы назвать: "Руно с казаками". Спецотряд был отправлен в поход непосредственно из Москвы. Однако намеченные действия имели лишь частичный успех, так как запланированное "освобождение" жителей Вятки было остановлено контрмерами казанских татар.

Но более или менее успешная пиратская деятельность на Каме, набеги на территорию черемисов, в конечном итоге принесли успех воеводе Руно.

Роль казаков в отряде Ивана Руно

Что касается эпизода с Иваном Руно и его казаками, к сожалению, летописи не дают ни малейшего представления о том, о каких казаках здесь могла идти речь. Из личности их лидера также нельзя сделать никаких выводов. Иван Дмитриевич, прозванный Руно, был с другими боярскими сыновьями (дети боярские) в 1446 году участником заговора с целью освобождения великого князя Василия Темного.

В 1469 году он был избран предводителем армии, наступавшей на Казань, так как назначенный полководец - возможно, из дипломатических соображений - должен был остаться в Нижнем Новгороде. Под его руководством москвичам удалось застать татар врасплох и сжечь казанские предместья.

Отрывок работы Штекеля об истории казачества
Отрывок работы Штекеля об истории казачества
Поскольку Руно явно упоминается как боярский сын, то есть мелкий дворянин, и летописи даже называют его отчество, социальный слой, которому принадлежит Руно.
"Руно" в переводе с русского означает "овечья шкура, нетканый материал" и понятно как эпитет

Татарские корни воеводы

Этимологический словарь, как обычно, не дает окончательного ответа о происхождении термина "руно". Хотя с учетом повсеместного внедрения в те времена татарского была, обычаев, традиций и языка - можно предположить, что слово это пришло в русский именно от татар.

В этом языке слово "шерсть" как раз-таки будет звучать как "йоно" или "йон". Для удобства произношения русские "закрыли" открытый первый слог слова, смягчили жесткую "й" и получили слово "руно".

Более того, обратите внимание на иллюстрацию летописи, где рассказывается об исзбрании Ивана Руно наместником и прдставителем в Новгороде.

Изгнание Ивана Руно наместником в Новгород
Изгнание Ивана Руно наместником в Новгород

Особое внимание обратите на руки борадатых мужей на переднем плане. И сравните их в руками, скажем, на этом фото:

...
...

...

Другие упоминания предводителя казаков

Наконец, Руно упоминается еще раз в 1477 году, когда по приказу великого князя 25 ноября он должен был возглавить новгородское посольство. Но только один раз, именно в приведенном выше эпизоде 1468 года, имя Ивана Руно, деятельность которого на службе Великого князя не несет в себе ничего необычного, упоминается в связи с казачеством, так что создается впечатление, что он тогда лишь случайно возглавил казачий отряд.

Таким образом, в лице вождя вряд ли можно найти какие-либо указания, которые могли бы пролить свет на этническую принадлежность казаков 1468 года. Их количество и организация остаются в полном неведении.

Казаки - татары?

А вот в отношении следующего сообщения, относящегося к 1471 году и, следовательно, довольно близкого по времени к событиям 1468 года, возможно, будет обращено внимание на то, что казачий отряд Ивана Руно из Москвы выступил в поход в сторону Галича, чтобы переправиться через р. Вятке наступать в тыл городу Казань.

Штекель "История казачества"
Штекель "История казачества"

Когда Иван III покинул Москву в 1471 году, чтобы возглавить предстоящую кампанию против самого Новгорода, он распорядился на время своего отсутствия следующим образом:

... на свое место в Москве поставить сына моего, благородного и правоверного великого князя Ивана Ивановича, поручить управление своими владениями и русскими землями; и с ним оставить моего младшего брата, князя Андрея Васильевича, а также приказываю своему сыну оставить при себе царевича Муртозу, сына хана Мустафы, со своими князьями и со своими казаками, чтобы иметь возможность использовать его там, где это будет необходимо.
Сноски Штекеля по истории казачества
Сноски Штекеля по истории казачества

Летописный рассказ далее описывает, кого великий князь Иван III назначил своим преемником.

Татары у пристола Ивана III

Упоминается также следующий отрывок:

Айдар, сын Касима хана своей страны Мещерии, со своими князьями, со своими казаками и со всем своим народом, взятый в поход из своего окружения.

То, что это казаки, не подлежит никакому сомнению - это подданные татарских князей, причем находящихся на службе у Москвы.

Не слишком далеко от истины будет предположение, что и люди Ивана Руно тоже были такими же татарами, которых в Москве с какой-то особой целью подчинялись своему командованию.

Помимо этой возможной связи, указанные места интересны и в другом отношении. С одной стороны, они ясно показывают выдающееся положение, которое татарские элиты занимали при московском дворе, с другой стороны, они показывают "казаков" в каждом конкретном случае в совершенно определенном месте - татарами.

Это наводит на два вопроса, которые нам придется рассмотреть в следующих статьях:

  1. Социальные, политические и военные роли татар на службе у Москвы с середины 15 века;
  2. Социальная классификация казаков "в составе татар, обязанных служить" (служилые татары).

В статье представлен перевод диссертации Г. Штекеля "О происхождении казачества". Предыдущие статьи по данной работе: