Найти в Дзене
LifeStyleAdvokata

Уголовно-правовое регулирование криптопреступности: правоприменительный аспект (часть3)

Продолжая об основном «секторе» криптопреступности, финансовом мошенничестве, стоит добавить еще несколько схем в арсенале преступников:

Е) Незаконная мошенническая деятельность, связанная с использованием схем Понци.

Идея схемы Понци заключается в том, что фандрайзер находит двух инвесторов и убеждает их дать ему деньги, чтобы они могли «удвоить» свои инвестиции. Для этого мошенник привлекает уже четырех инвесторов, которые, в свою очередь, вносят такие же суммы, и теперь мошенник может «выполнить» обещание, которое он дал первым двум инвесторам. При этом, чтобы вернуть деньги этим четырем инвесторам, мошенник путем обмана привлекает инвестиции в свой проект уже со стороны восьми человек, затем шестнадцати и т.д. Таким образом, схема Понци отчетливо напоминает механизм финансовой пирамиды, за организацию которой наступает уголовная ответственность по статье 172.2 УК РФ («Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества»).

Преступник, стоящий за схемой Понци, на самом деле не инвестирует деньги, полученные от инвесторов, а крадет их, выплачивая вознаграждения ранним инвесторам и получая взносы от более поздних.

Таким образом, в схеме Понци обещание большой доходности базируется не на реальных инвестициях, а на постоянных притоках денежных средств новых последователей этих схем. Ниже мы приведем пример из реальной практики.

Так, в 2019 году по факту деятельности одной из криптовалютных платформ было возбуждено уголовное дело по ст. 172.2 УК РФ, предусматривающей ответственность за организацию «финансовой пирамиды». Позднее следственный орган переквалифицировал деяние на более понятный состав ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»).

В рамках бесфигурантного уголовного дела в порядке ст. 91 УПК РФ следствие задержало подозреваемых и направило в суд ходатайство об избрании в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу. 

Достаточным основанием избрания самой строгой меры пресечения, по мнению следствия, явилось совершение преступления «дистанционным» способом. При этом на прямой вопрос суда следователь заявил, что не имеется доказательств, достаточных для предъявления обвинения по ст. 159 УК РФ: доказательств самого факта хищения денежных средств и (или) иного имущества путем обмана или злоупотребления доверием. 

Все, чем располагало следствие, – ряд физических лиц, заявивших о добровольном приобретении на личные средства криптовалюты и последующей неудачной инвестиционной деятельности с использованием криптовалютной платформы. 

Таким образом, диспозиция ст. 159 УК РФ спорные вопросы квалификации криптовалюты как предмета преступления не сняла, но поставила следственный орган перед необходимостью доказать не только факт, но и способ хищения именно криптовалюты, а не денежных средств. 

Результатом стало то, что в удовлетворении ходатайства об избрании меры пресечения суд отказал, а подозреваемые были освобождены из-под стражи в зале суда.  

Данный пример является показательным, во-первых, с точки зрения бессилия и уязвимости правоохранительной системы перед вызовами цифровой экономики, ведь в случае совершения реального преступления с использованием цифровых активов следствие по делу рискует быть парализованным ввиду невозможности эффективно решать задачи уголовного судопроизводства по сбору, закреплению, оценке доказательств, уголовно-правовой квалификации образующих состав деяний. Во-вторых, он показателен с позиции очевидного конфликта публично-правовых и частноправовых интересов непосредственных владельцев цифровых активов. 

Ж) Незаконная мошенническая деятельность с вакансиями (в большей степени характерно для стран Западной Европы и США).

Одна из наиболее распространенных мошеннических схем в 2023 году –поддельные списки вакансий на легальных веб-сайтах (к примеру, на LinkedIn).

Мошенники осуществляют поиск людей, заинтересованных в работе на криптовалютной бирже, и таким образом пользуются желанием соискателей. В рассматриваемом виде криптомошенничества преступные действия связаны с продажей персональных данных соискателей. Кроме того, мошенники с помощью обмана либо злоупотребления доверием принуждают жертв выплачивать агентские либо комиссионные вознаграждения.

З) Незаконная мошенническая деятельность, направленная на создание «краудинвестинговых» проектов (т.н. мошенническая схема коллективного инвестирования).

Основная цель рассматриваемого вида финансового мошенничества –обманом завладеть денежными средствами пользователя, переведенными в искусственную внутреннюю валюту проекта (как правило, по заранее невыгодному курсу, установленному с той целью, чтобы клиент ожидал обещанного повышения цены фиктивной валюты).

Рассмотрим указанную мошенническую схему на примере известной финансовой пирамиды Finiko. По предварительным оценкам сумма инвестиций в указанную компанию достигла 7 млрд рублей. Компания была создана летом 2019 года. Finiko позиционировало себя как «система автоматической генерации прибыли», суть всех продуктов которой сводилось к одному: сервис берет у клиента деньги, вкладывает их на бирже, спустя определенное количество времени (от нескольких месяцев до нескольких лет) получает за счет вложенных средств прибыль и распределяет ее между вкладчиками.

В июне 2021 года Центральный банк РФ выявил у компании Finiko признаки финансовой пирамиды и обнародовал информацию о незаконной деятельности финансового организации, однако граждане продолжали вкладывать в нее денежные средства.

Компания «Finiko» работала следующим образом: необходимо было внести деньги для покупки внутренней валюты сервиса – цифронов (CFR) и индекса CTI. Сделки проводились в биткоинах или криптовалюте Tether (USDT). За пополнение счета предусматривалась ощутимая комиссия.

У компании были программы по покупке машины или квартиры. Менеджеры «Finiko» обещали вкладчикам, что если они внесут на счет 35% от стоимости любого автомобиля либо квартиры и заплатят комиссию, то уже через несколько месяцев на их счет поступит сумма, равная полной стоимости автомобиля либо квартиры. Похожая схема предлагалась для погашения кредита: необходимо было пополнить счет на 35% от суммы займа, заплатить компании комиссию, и через 10 месяцев общий (полный) долг по кредиту будет закрыт.

Основатели компании «Finiko» публично гарантировали автоматическую генерацию прибыли (внесенных денежных средств). Принцип работы компании со слов основателей и лидеров заключался в торговле на фондовых рынках, а также на всех крупных биржах. В качестве гарантии возврата основатели компании утверждали, что у «Finiko» существует «резервный фонд», – из данного резервного фонда происходили бы возвраты в случае прекращения деятельности компании.

Граждане вкладывали «живые» деньги в компанию «Finiko» двумя способами: самостоятельно или через трейдеров. В рамках первого способа вкладчики посредством программ «localbitcoins.net», «BTC banner» и др. приобретали Bitcoin, после обменивали Bitcoin на цифроны (CFR), 1 CFR = 1 USDT. В рамках второго способа все вышеуказанные операции осуществлялись трейдером (человек, занимающийся торговлей, обменом финансовых инструментов). Выплаты должны были осуществляться с прибыли, полученной от торгов на криптобиржах.

Летом 2021 года компания «Finiko» перевела все расчеты со вкладчиками с биткоина на собственный токен FNK. После этого стоимость токена резко возросла, а затем, не останавливаясь, начала падать. После резкого роста FNK компания приостановила выплаты вкладчикам, а также «заморозила» их аккаунты. В итоге, свои деньги вкладчики вернуть не смогли, а в отношении основателей компании «Finiko» было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ и части 2 статьи 172.2 УК РФ.