Найти тему

Роман Набокова о поиске своего "я"

Оглавление
                                                                  avatars.mds.net
avatars.mds.net

Рецензия на произведение "Подвиг"

История создания

Роман издан в 1932 году.

Анализ произведения

Путь главного героя здесь во многом похож на дорогу его двойников, но слабый миг исключительности ещё не родившегося "я" сильно повлиял на человеческую суть главного персонажа. В этом романе мы видим разновидность "я" намного привлекательнее своих двойников. Это самый человечный роман писателя.

Герой наряду с двойниками тоже чувствует свою избранность, но тут она показана ему как части родины: "То, что он родом из далёкой северной страны, давно приобрело оттенок обольстительной тайны. Вольным заморским гостем он разгуливал по басурманским базарам, - всё было очень занимательно и пёстро, но где бы он ни бывал, ничто не могло в нём ослабить удивительное ощущение избранности. Таких слов, таких понятий и образов, какие создала Россия, не было в других странах, - и часто он доходил до косноязычия, до нервного смеха, пытаясь объяснить иноземцу, что такое "оскомина" или "пошлость". Ему льстила влюблённость англичан в Чехова, влюблённость немцев в Достоевского".

Здесь звучит его гордость за уникальную родину и рождает у героя любовь к Достоевскому как земляку, и этот момент гордости тем более памятен, потому что в детстве герой получил престижное английское образование, прошел курс учтивости, сдержанности и даже безразличия ко всему.

Патриотизм в романе

Мать Мартына Софья Дмитриевна считала русскую сказку "аляповатой, злой, убогой, русскую песню - бессмысленной, русскую загадку - дурацкой и плохо верила в пушкинскую няню, говоря, что поэт сам её выдумал вместе с её побасками, спицами и тоской."

В Европе Мартын стал исконно русским. Так произошел его конфликт с окружающими.

Английское детство определило будущую судьбу героя. В романе автор выбрал потрескавшийся рай и семейную трагедию. Отец главного персонажа был известным лекарем. Будучи бабником, вскоре он развёлся с матерью Мартына. Образ супруги бабника прозаик нарисовал с невероятной романтической нежностью: "Это была розовая, веснушчатая, моложавая женщина... Ещё недавно она сильно и ловко играла в теннис..."

Героиня резко отличалась от большинства страдалиц из русской классики. Она любила читать сыну книги с картинками. Однажды мальчика так заинтересовала тропинка в лесу, изображенная акварелью, что он пошел в пижаме прямо в лес. Позже во взрослом возрасте он размышлял, не прыгнул ли он прямо в нарисованную иллюстрацию, которая и стала его мучительным счастьем жизни. В этом был спортивный оптимизм Мартына, которого с трудом можно назвать счастливым.

В годы революции умер его отец, что потрясло всю семью. Мысли о смерти привели автора к религиозному кредо персонажа в метаромане. Этот девиз его матери звучал так: "Была некая сила, в которую она крепко верила, столь же похожая на Бога, сколь похожи на никогда не виденного человека его дом, его вещи, его теплица и пасека, далёкий голос его, случайно услышанный ночью в поле. Эта сила не вязалась с церковью, никаких грехов не отпускала и не карала, - но просто было иногда стыдно перед деревом, облаком, собакой, стыдно перед воздухом, так же бережно и свято несущим дурное слово, как и доброе... С Мартыном она никогда прямо не говорила о вещах этого порядка, но всегда чувствовала, что всё другое, о чем они говорят, создаёт для Мартына, через её голос и любовь, такое же ощущение Бога, как то, что живёт в ней самой".

Религиозная тема романа

Подобного вида религиозные размышления не свойственны у Набокова для каждого произведения, но характерны для всего его творчества в целом по сравнению с Достоевским. Божественное чувство важно для понимания читателями набоковской этики. Показ веры через любовь матери к сыну трансформирует её в устойчивое ощущение, которое продлится всю жизнь. Набоков, судя по его мини-роману "Отчаяние" вообще не верил в Бога, существование рая и ада. Он был подлинным атеистом. Автора Библии он считал шалопаем-сказочником, решившим одурачить миллионы человеческих душ.

Очень интересны размышления автора в том романе, что если он окажется в раю или преисподней и встретится якобы с предками, которые пожмут его руки, то он в ужасе отшатнётся от них, сомневаясь в подлинности. Ему будет казаться, что это не реальные предки, а актёры, искусно притворившиеся ими. Таким образом он достиг страстей "подпольного человека" Достоевского. При этом автор не считает себя злобным гением. Он продолжает мыслить исключительно рационально.

Любовная линия в романе

После потери отца и революции Мартын обрёл новый мир в эмиграции. Он воссоединился с пошлостью. На грузовом пароходе, на котором он отплыл вместе с матерью, герой познакомился с девушкой Аллой, точной копией Машеньки из иного произведения. В возрасте 25 лет героиня писала стихи, что не может не очаровать любого мужчину.

Мартын влюбился в неё всем юношеским существом своим. При этом сквозь иллюзию земного рая стали заметны черты дурного тона и отсутствия вкуса у Аллы, что породнило её с супругом Черносвистовым, самым ярким апостолом пошлости.

Европейскую пошлость Мартын увидит в новом муже матери - швейцарце Генрихе. Он очень болезненно относился к отчиму. Мартын представляет собой не просто путешествующего барчука, как о нём думают, но это предстоит доказать. Главный герой уязвлён тем, что его недооценивают. Он пытается заявить о своей неординарности, но постоянно сомневается в себе.

В итоге Мартын превзошел самого Дарвина. Он желает везде быть одним из первых. В нём победу одержал дух соперничества. Герой остаётся с честолюбивыми комплексами.

Метароман обогащается достоверной картиной смешного юношеского самоутверждения, грёзами о подвигах.

Тема отказа от "мы"

Эта тема постоянная у Набокова. Мартын клянётся не лезть в политику никогда. Одновременно данный индивидуалист по типу Ганина из "Машеньки" уверен, что он герой родины. Такой индивидуализм делает персонажа похожим на многих героев американских романов, которые в одиночку и с помощью любви невест победили несметное полчище врагов.

Писатель входит в американскую культуру без боли. Мартын решает поехать в Россию. Его любимая избранница поняла, кто даровитый, а кто бездарь и зарыдала в результате. Она боялась, что героя убьют.

Смысл героизма главного персонажа романа сложно понять. Зато он станет носить характер восстановления юношеского рая и обретения невесты. Суть этого безумного романтического поступка заключается не в политической составляющей, а в доказательстве избранности Мартына.

Его подвиг в итоге обрёл значение своеобразного вызова судьбе.

Вы читали книги Набокова? Какой роман понравился вам больше всего и почему? Считаете его пошляком? Согласны с мнением критиков на его счет? Смотрели экранизацию классики? Делитесь впечатлениями от прочитанного в комментариях!

#книги#набоков#романы#классика#классическая литература#рецензии#обзор#обзоры#обзор книг#подвиг набокова#reading#books#reviews books#classical literature#nabokov#review