Найти тему

Работа над речевой памятью. Очередной блок заданий для детей с алалией, которые готовятся пойти в школу

Работу по профилактике оптической дисграфии разнообразим ребусами.

Пробуем вместе с ребёнком найти все буквы, спрятавшиеся друг за друга.

Тут спрятались 7 букв.
Тут спрятались 7 букв.

Без тренировки детям трудно даётся поиск букв, поэтому я прикрываю отдельные элементы ребуса, оставляя открытыми только части одной из букв. Если и это не помогает, обвожу буквы по одной ярким фломастером (карточка ламинированная), прошу ребёнка повторить контуры найденных букв у него в тетради. Затем прошу закрыть подсказку и уже без моей помощи найти и показать все буквы: Ж, Х, Т, Л, К, У, Г.

Одна из читательниц рассказала, что клинический психолог советовала показывать сыну буквы под разными углами. Сначала перевёрнутые буквы писали на листочке, ребёнок должен был приложить соответствующую магнитную букву и назвать её. Отработали, потом на магнитной доске мама поворачивала буквы в любом ракурсе, сын узнавал их легко. Сначала просто буквы, затем слова, предложения. Можно слоги, цифры тоже так отработать. Сейчас он запросто читает книгу вверх ногами, развернутую на 180°.

В следующих ребусах ищем слова. Контур рисунка должен помочь в разгадывании, но чаще мне приходится подсказывать, как именно нужно искать буквы. Тоже обвожу их фломастером. Ребёнок сам записывает буквы в ряд и пробует сложить из них слово. Обычно помогаю только с первой буквой, дальше дети догадываются сами.

Без навыка не сразу получается прочитать эти слова.
Без навыка не сразу получается прочитать эти слова.

В итоге читаем 4 слова: дом, аист, гусь, маяк.

На видео с этими ребусами работает Лаврик (6 лет), это первое знакомство с подобными заданиями. Очень достойно справился!

Для тренировки речевой памяти в этом блоке взяла стихотворение Льва Яковлева "Лисица - озорница"

Осеннее стихотворение подходит для сентября.
Осеннее стихотворение подходит для сентября.

Суть тренировки состоит именно в нагрузке на вербальную память. Читаю по одной строчке и прошу ребёнка повторить каждую, не меняя порядок слов, что алаликам даётся очень непросто. Резервов речевой памяти не хватает, она не слишком-то тренируется в бытовых ситуациях.

Речь в прозе не предполагает воспроизведения точного порядка слов. Лишь бы мысль донести. А стихотворная строка требовательна к заданному порядку слов, его нельзя менять. Поэтому стихи хорошо подходят для работы над вербальной памятью при алалии и других системных нарушениях речи.

Не даю здесь никакие приёмы мнемотехники. Задействуем только слуховую память!

Работа с текстом "Лисята".

Читаю один раз текст целиком. Затем раскладываю перед ребёнком на полосках бумаги отдельные предложения рассказа.

Рассказ "Лисята".
Рассказ "Лисята".

Если ребёнок хорошо читает, не помогаю ему. Он прочитывает предложения и пытается выложить их в том порядке, как они прозвучали в тексте. При затруднении помогаю прочитать карточки и могу повторить текст ещё раз. Задание не предполагает оценочные характеристики с моей стороны, я учу ребёнка припоминать последовательность предложений, помогаю ему составить осмысленную последовательность происходящего, задаю наводящие вопросы. Обсуждаем, рассуждаем и в конце концов приходим к нужному результату: целостность текста восстанавливается.

Всем успехов в развитии речи!