Многие родители приходят в ужас, когда их дети достигают подросткового возраста. Что же происходит с такими хорошими мальчиками и девочками? Почему общение с ними становится сложным? И как найти общий язык с трудными подростками?
Начиная с 10-11 лет ребенок очень сильно меняется в своем поведении. Проявляется стремление к самовыражению, самоутверждению, самовоспитанию, потеря непосредственности поведения, демонстрация независимости, снижение мотивации к учебной деятельности, конфликты с родителями, педагогами. Все авторитеты прошлого и привычные устои попадают под сомнение у подростка. Теперь ему кажется, что родители и близкие взрослые совсем не современные, совсем не понимающие и соответственно он пытается от них отдалиться.
Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей. Подростки отказываются выполнять обязанности по дому, посещать и принимать гостей, находиться в кругу семьи. На возражения родителей реагируют вспыльчиво, импульсивно. Могут подолгу сидеть в своей комнате, закрыв дверь. Предпочитают реальное и виртуальное общение со сверстниками, поэтому много времени проводят вне дома или за компьютером. Степень выраженности негативизма колеблется от тотальности до полного отсутствия.
При отсутствии поддержки от родителей подростковый кризис может затянуться. К сожалению, у подростков могут развиваться неврозы, зависимости, замкнутость, депрессия, обсессивно – компульсивное расстройство, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты. Частые ссоры в семье могут подталкивать ребенка к уходам из дома, уличным компаниям или суицидальному поведению.
Что же делать родителям в этот трудный период?
1. Принцип «это важно, но не срочно»
Этот принцип вообще может быть основополагающим в воспитании детей. Важно помнить, что мы воспитываем ребенка не за один день, месяц или год. Один наш совет принципиально не изменит в его жизни ничего. Один его промах не сделает из него неудачника. Одна его ошибка не означает, что жизнь пойдет по наклонной. Для некоторых родителей прогулянный урок или двойка является полной катастрофой. На самом деле это очень хороший повод поговорить с собственным ребенком и стать с ним ближе.
Да, ребенка можно и нужно воспитывать — хотя, если по-честному, воспитывать нужно в первую очередь себя. А он уже от вас все возьмет. Но это все длительный процесс, и по пути вы еще многое успеете исправить или переделать.
2. Перестаньте давать советы
То, что нужно говорить со своим ребенком – это аксиома. Но как же разговаривать в ситуации, когда ребенок закрылся и не очень-то и хочет идти с Вами на контакт. Если такое происходит, значит, где-то вы уже что-то не так сделали. Нить, связывающая вас, надорвалась — но это всегда можно исправить. Поймите главное правило — нельзя давать советы и ставить оценки. Когда ребенок что-то вам рассказывает, ваша задача — слушать и кивать. Может, улыбаться или хмуриться в зависимости от того, что вам говорят. Но ни в коем случае ничего не советовать. Тогда он почувствует, что с вами безопасно — вы не осудите и не расскажете, как он неправ. Вам можно доверить свои самые драгоценные тайны и секреты — а вы не высмеете их, не воспользуетесь ими позже.
3. Позвольте ему ошибаться
Эта рекомендация – прямое продолжение предыдущей. Мы не оцениваем поступки ребенка, не говорим, как нужно было сделать и тем более, при его неудачах, мы не говорим «А я же говорил/ла!». Если очень уж сложно молчать, можно задать вопрос: «Как ты думаешь, к чему приведет, если ты поступишь так?» И дальше уже слушать его ответ. Ведь все решения у него уже есть внутри. Это уже личность, он может самостоятельно размышлять и находить верные пути. А ваши не прошеные советы ему не нужны. Вы на двадцать с лишним лет его старше, в его глазах вы вообще динозавр, который ничего не понимает. Смиритесь и подождите, это пройдет.
4. Замечайте его интересы
Подростки – это уже почти сформировавшаяся личность. У них есть уже свои интересы и чтобы наладить взаимоотношения с ним, Вы можете интересоваться тем же, чем и он. Попросите его показать то, чем он увлекается, может быть Вас это также сильно увлечет. Главное, не занимайте позицию сверху. Ведь наши дети действительно знают то, что нам неизвестно, и разбираются в том, что нам непонятно.
5. Формируйте совместную деятельность
В возрасте 10- 12 лет родители начинают проводить с детьми меньше времени вместе. Ведь он уже сам разогревает себе еду, сам делает уроки, сам гуляет. Конечно, это не значит, что Вам нужно разогревать еду и сидеть рядом, пока ваш подросток ест. Однако обязательно нужна совместная деятельность. И я говорю даже не про выходные, когда вы решаете всей семьей куда-то поехать (а он, конечно, закатывает глаза). Речь идет об обычных днях. Вы можете вовлекать его в Ваши занятия, можно вместе заниматься фитнесом, готовить, смотреть фильмы и многое другое.
6. Формируйте традиции
Тут важно сформировать такую семейную традицию, которую вы сможете объяснить и потом соблюдать все вместе. Не так, что вот это правило ты как ребенок соблюдаешь, а нам не обязательно, мы взрослые. Нет, традиции должны быть едины для всех. Они объединяют семью. Это может быть субботний завтрак в каком-нибудь кафе, вечер пятницы без гаджетов и с настольными играми и т.д.
Подростковый период очень сложный как для детей, так и для родителей, но важно помнить, что все решаемо и все проходит. Не бойтесь обращаться к специалистам! С Вами все нормально, даже если Вам трудно!