Времена сильно изменились и сегодня трудно себе представить любого пилота, раллиста или кольцевика без шлема, комбинезона, перчаток, обуви и даже нижнего белья имеющего омологацию. Литые ковши, специальные гоночные ремни безопасности. Без всей этой экипировки вас просто не допустят до соревнований. Но это сегодня, а еще в 50-х годах прошлого века, на заре зарождения всех технических видов спорта в СССР такого понятия вообще не существовало.
Тут даже можно быть не самым большим знатоком истории, достаточно посмотреть на фотографии того времени. К примеру в 50-х годах прошлого века таких понятий как специальная экипировка гонщика или слова омологация вообще не существовало.
Вот на фото фактически первый состав команды ИЖ-Ралли. Обратите внимание на летные штаны и куртки пилотов. Правда у них уже есть шлемы. Да и фотография сделана много позднее. Кстати "сборники", выезжающие на международные соревнования снабжались централизовано и первые комбинезоны у них появились в обязательном порядке. А вот, что было, так это металически браслеты, по типу "собачих номеров", с указанием ФИО, года рождения и группы крови.
О ремнях безопасности, да еще и четырехточечных тогда и слыхом не слыхивали. Как вспомнил Михаил Горбачев, однажды, он спросил у гонщика Сергея Сурова, а как вы ездили без ремней? На что тот ответил: веревкой в узел привязывались к сидению, что бы из него не вылететь. За руль удержаться было невозможно. Голову защищали в основном танковыми шлемами. Самодельные "прибалтийские" Интеграл с головы могли слететь в любой момент. Пилот Акунда как-то хвалился своему коллеге Трушину, что ему удалось достать офицерские яловые сапоги, подошва у них была тонкая он чувствовал педали.
В лучшем случае экипировка состояла из тренировочного костюма, обычных перчаток и шлема, который удалось достать. Позднее на техническое комиссии было достаточно предъявить шлем и для комиссаров этого было вполне достаточно. А что на тебе надето, не важно.
Что касается обуви, то помимо сапог носили все, что придется. Позднее, когда в СССР наладили выпуск "престижных" кроссовок Adidas, те кому посчастливилось их достать, конечно же обували именно их.
Обратите внимание на фотографии где можно увидеть Владимира Гольцова и Михаила Горбачева. Гольцов в летной куртке,
а Горбачев в куртке одолженный у приятеля.
С 1967 года в Ижевске начались работы по созданию специального раллийного автомобиля. Который и получил название "Иж-Ралли". Он конечно же базировался на конструкции "Москвич-Иж-412". И вот тут возникает интересный вопрос.
Обратите внимание на фотографию выше. Даже на этом снимке можно заметить, что салон "голый". В нем не просматривается привычный каркас безопасности. И вот тут мы плавно подошли к автомату Калашникова. Верне к стволам от него. Видимо то, что в Ижевске производились АК и послужило причиной байки о том, что в стойки для усиления кузова на кручение приваривали стволы от "калаша".
Это бред. Да, привычного трубчатого каркаса безопасности действительно изначально не было. Поэтомы изначально в кузов вваривались металические пруты, что-то вроде арматуры для бетонных конструкций. А позднее стали применяться довольно дефицитные в СССР цельнотянутые двухдюймовые трубы, без швов с толщиной стенки в 1,5 мм. Накладками из двухмиллиметровой нержавеющей стали усилили и пороги. Появился новый, защищенный топливный бак объемом в 90 литров. И титановый поддон для защиты передней подвески и картера двигателя, сцепления и коробки передач.
Ну а тепрь про пластмассовые диски. Они действительно были. Снова спасибо за информацию Михаилу Горбачеву. Когда Миша получил их в подарок от тольяттинских коллег, то ему рассказали красивую легенду о том, что их привез в страну какой-то болгарин. Причем ввез из НРБ в СССР аж целый контейнер. Ага, уже смешно. Вот просто так, взял, привез, и стал всем раздавать, на право и налево, ну типа на пробу. Правда въедливый Горбачев быстро рассмотрел на дисках штампы - "УЛИР".
А что такое аббревиатура "УЛИР"? Это Управление Лабораторной-исследовательских работ". Хотя, есть версия, что их и правда придумал какой-то болгарин. В общем история темная, мраком покрытая. Но делали их точно в Тольятти. Причем гонщики ВАЗа, на пробу, сразу выехали на них на "Серебряную Ладью". А по сложности эта трасса может поспорить с любой другой. И почти сразу же и "покололи", но разбивались они не хуже алюминиевых литых.
Хотя литье тоже было разное. Как рассказывал Юрий Кацай они самостоятельно лили диски на заводе. Правда вот использовали они "люминь" для изготовления суппортов. А он был на удивление прочным.
Но вернемся к пластмассовым дискам. Изначально они были полупрозрачными, скорее даже цвета эпоксидной смолы. А вот потом их стали красить в черный и белый цвета. Михаил Богатырев, поставивший их на свой прицеп охарактеризовал их как "одноразовые". Почему? Да просто они были действительно довольно "колкими". И могли развалиться от ударов.
Но одно дело ралли или кросс, а другое дело - кольцо и ипподром. Вот Горбачев и выехал на Чемпионат Москвы по ипподромным гонкам 1981 года. Диски и правда показали себя не плохо, не развалились, да и Михаил тогда занял второе место.
Еще больше интересных историй на странице в сообществе Анатолия Бума. Читайте, подписывайтесь, узнавайте. Ведь пока, к счастью, живы многие свидетели того времени там изложена правда. Перейдите по ссылке и подпишитесь.