Найти тему
АвТОгус

Про униформу гонщиков в СССР. Стволы от автомата Калашникова и пласмассовые диски.

Времена сильно изменились и сегодня трудно себе представить любого пилота, раллиста или кольцевика без шлема, комбинезона, перчаток, обуви и даже нижнего белья имеющего омологацию. Литые ковши, специальные гоночные ремни безопасности. Без всей этой экипировки вас просто не допустят до соревнований. Но это сегодня, а еще в 50-х годах прошлого века, на заре зарождения всех технических видов спорта в СССР такого понятия вообще не существовало.

Тут даже можно быть не самым большим знатоком истории, достаточно посмотреть на фотографии того времени. К примеру в 50-х годах прошлого века таких понятий как специальная экипировка гонщика или слова омологация вообще не существовало.

Обратите внимание капот "Москвич-Иж-412" еще не черного цвета. Почему он потом стал черно-матовым?
Обратите внимание капот "Москвич-Иж-412" еще не черного цвета. Почему он потом стал черно-матовым?

Вот на фото фактически первый состав команды ИЖ-Ралли. Обратите внимание на летные штаны и куртки пилотов. Правда у них уже есть шлемы. Да и фотография сделана много позднее. Кстати "сборники", выезжающие на международные соревнования снабжались централизовано и первые комбинезоны у них появились в обязательном порядке. А вот, что было, так это металически браслеты, по типу "собачих номеров", с указанием ФИО, года рождения и группы крови.

О ремнях безопасности, да еще и четырехточечных тогда и слыхом не слыхивали. Как вспомнил Михаил Горбачев, однажды, он спросил у гонщика Сергея Сурова, а как вы ездили без ремней? На что тот ответил: веревкой в узел привязывались к сидению, что бы из него не вылететь. За руль удержаться было невозможно. Голову защищали в основном танковыми шлемами. Самодельные "прибалтийские" Интеграл с головы могли слететь в любой момент. Пилот Акунда как-то хвалился своему коллеге Трушину, что ему удалось достать офицерские яловые сапоги, подошва у них была тонкая он чувствовал педали.

Обратите внимание на обувь гонщиков. Обычные, чаще какие были, ботинки. Единственное, что отличало членов сборной СССР по ралли от местных пилотов, так это наличие униформы.
Обратите внимание на обувь гонщиков. Обычные, чаще какие были, ботинки. Единственное, что отличало членов сборной СССР по ралли от местных пилотов, так это наличие униформы.



В лучшем случае экипировка состояла из тренировочного костюма, обычных перчаток и шлема, который удалось достать. Позднее на техническое комиссии было достаточно предъявить шлем и для комиссаров этого было вполне достаточно. А что на тебе надето, не важно.

На фото где Горбачев стоит у машины можно заметить, что он в комбинезоне. Вот только это не гоночная одежда, а "комбез" ремонтника лифтов из гостиницы "Космос". Ну и конечно "адидасы"
На фото где Горбачев стоит у машины можно заметить, что он в комбинезоне. Вот только это не гоночная одежда, а "комбез" ремонтника лифтов из гостиницы "Космос". Ну и конечно "адидасы"



Что касается обуви, то помимо сапог носили все, что придется. Позднее, когда в СССР наладили выпуск "престижных" кроссовок Adidas, те кому посчастливилось их достать, конечно же обували именно их.

-4



Обратите внимание на фотографии где можно увидеть Владимира Гольцова и Михаила Горбачева. Гольцов в летной куртке,

-5

а Горбачев в куртке одолженный у приятеля.

С 1967 года в Ижевске начались работы по созданию специального раллийного автомобиля. Который и получил название "Иж-Ралли". Он конечно же базировался на конструкции "Москвич-Иж-412". И вот тут возникает интересный вопрос.

-6



Обратите внимание на фотографию выше. Даже на этом снимке можно заметить, что салон "голый". В нем не просматривается привычный каркас безопасности. И вот тут мы плавно подошли к автомату Калашникова. Верне к стволам от него. Видимо то, что в Ижевске производились АК и послужило причиной байки о том, что в стойки для усиления кузова на кручение приваривали стволы от "калаша".

Это бред. Да, привычного трубчатого каркаса безопасности действительно изначально не было. Поэтомы изначально в кузов вваривались металические пруты, что-то вроде арматуры для бетонных конструкций. А позднее стали применяться довольно дефицитные в СССР цельнотянутые двухдюймовые трубы, без швов с толщиной стенки в 1,5 мм. Накладками из двухмиллиметровой нержавеющей стали усилили и пороги. Появился новый, защищенный топливный бак объемом в 90 литров. И титановый поддон для защиты передней подвески и картера двигателя, сцепления и коробки передач.

-7



Ну а тепрь про пластмассовые диски. Они действительно были. Снова спасибо за информацию Михаилу Горбачеву. Когда Миша получил их в подарок от тольяттинских коллег, то ему рассказали красивую легенду о том, что их привез в страну какой-то болгарин. Причем ввез из НРБ в СССР аж целый контейнер. Ага, уже смешно. Вот просто так, взял, привез, и стал всем раздавать, на право и налево, ну типа на пробу. Правда въедливый Горбачев быстро рассмотрел на дисках штампы - "УЛИР".

А что такое аббревиатура "УЛИР"? Это Управление Лабораторной-исследовательских работ". Хотя, есть версия, что их и правда придумал какой-то болгарин. В общем история темная, мраком покрытая. Но делали их точно в Тольятти. Причем гонщики ВАЗа, на пробу, сразу выехали на них на "Серебряную Ладью". А по сложности эта трасса может поспорить с любой другой. И почти сразу же и "покололи", но разбивались они не хуже алюминиевых литых.

-8

Хотя литье тоже было разное. Как рассказывал Юрий Кацай они самостоятельно лили диски на заводе. Правда вот использовали они "люминь" для изготовления суппортов. А он был на удивление прочным.

Но вернемся к пластмассовым дискам. Изначально они были полупрозрачными, скорее даже цвета эпоксидной смолы. А вот потом их стали красить в черный и белый цвета. Михаил Богатырев, поставивший их на свой прицеп охарактеризовал их как "одноразовые". Почему? Да просто они были действительно довольно "колкими". И могли развалиться от ударов.

Но одно дело ралли или кросс, а другое дело - кольцо и ипподром. Вот Горбачев и выехал на Чемпионат Москвы по ипподромным гонкам 1981 года. Диски и правда показали себя не плохо, не развалились, да и Михаил тогда занял второе место.

Еще больше интересных историй на странице в сообществе Анатолия Бума. Читайте, подписывайтесь, узнавайте. Ведь пока, к счастью, живы многие свидетели того времени там изложена правда. Перейдите по ссылке и подпишитесь.