Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: Marwan Allam «باب بحر (Bab Bhar)» (self-released, 2024)

⭐⭐⭐⭐

(Рейтинг: 4 из 5)

Путь баса к признанию в джазе был настолько извилистым, что до сих пор каждый альбом басиста-бэндлидера вызывает живое любопытство: что ждет нас на этот раз? Еще одна попытка вывести инструмент из сумрака и позволить ему сиять в центре сцены, как это делал Чарльз Мингус своими мощными соло? Изобретательные гармонии, как у Чарли Хейдена, чье мышление переворачивало представления о возможностях баса? Демонстрация универсальности, как у Рона Картера, способного адаптироваться к любому контексту? Да уж, когда тебя собираются сравнивать с такими мастерами, сразу становится неловко и хочется остаться на втором плане.

Однако перед тунисцем Марваном Алламом, живущим в Нью-Йорке, стоит другая задача. На своем дебютном альбоме «Bab Bhar» он проявляет себя больше не как инструменталист, а как композитор. В рамках джаза Аллам исследует свои культурные корни, традиционную музыку Северной Африки, и то, как эти корни могут прорасти сквозь современный джаз. Название альбома отсылает к воротам Баб эль Бахр в Тунисе (столице страны) — они отделяют средневековую медину от современной части города и служат символом перехода между культурами и эпохами. В этом смысле уместно было бы вспомнить других контрабасистов — например, Ахмеда Абдул-Малика, принесшего в джаз начала 60-х теплый ветер сахарской гнауы и блюза. Или израильтянина Омера Авиталя, который с глубокой лирикой сочетает ближневосточные мотивы с джазом.

Впрочем, там, где Авиталь и Абдул-Малик делают акцент на насыщенные текстуры, Аллам выбирает более сдержанный подход. Его контрабас звучит приглушенно, и в общей гармонической сетке его порой сложно отыскать, а первое большое соло, не считая интро к открывающей альбом вещи «Ajmeya», случается минуте на пятнадцатой. Это намеренное решение: музыкант использует манеру игры, свойственную гембри — басу североафриканских кочевых племен. Из-за этого контрабас приобретает сухое лаконичное звучание и служит в первую очередь свой типичной задаче — создавать фундамент для сложных ритмов и элегантных мелодий. Внимание слушателя куда чаще захватывают пианист Крис Маккарти и саксофонист Ясин Буларес, но их партии всегда держатся на уверенной, хотя и с виду скромной поддержке Аллама, а также его напарника, ударника Самвела Саркисяна.

Зато с точки зрения композиции Аллам позволяет себе быть смелым. Он использует традиционные тунисские ритмические паттерны и формы, вдохновленные средневековой арабской поэзией. Он чутко и точно вписывает их в каноны постбопа и западную гармоническую логику. Он подчеркивает свинг многоминутными хлопками в ладоши. Он справляется и с подвижными композициями свободной структуры («Sammi Buleria») и с томительными балладами («La Marsa»). И, наконец, всё же показывает себя как одаренного контрабасиста с неординарной техникой — в сольном номере «Istikhbar Isbaain».

Легко понять, чем «Bab Bhar» отличается от многих других альбомов, созданных басистами. Марван Аллам не стремится оправдать место своего инструмента под софитами или навязать ему лидирующую позицию. Он использует его как средство для погружения в звуковые глубины, как способ связать разные музыкальные миры. В его музыке бас становится не героем, а толковым рассказчиком, который умеет создавать пространство для других голосов. И его историю действительно хочется слушать снова и снова.

Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube | Bandcamp | Apple Music