Краков рубежа XV и XVI веков славился астрологическими предсказаниями. Они были одними из самых популярных печатных изданий и приносили печатникам огромную прибыль. Их начали составлять, первоначально в рукописном виде, в середине XV века, когда в Краковском университете открылась кафедра астрологии.
В обязанности профессора, возглавлявшего кафедру, входило составление трех ежегодных прогнозов. Первым был профессиональный прогноз для специалистов — астрономов и астрологов, который содержал бы ссылки на признанные научные авторитеты. Второй прогноз был адресован членам коллегии университета, а также городскому совету Кракова. Третий был предназначен для всех остальных, куда более многочисленных необразованных читателей. Все прогнозы должны быть схожими в общих деталях. Подробные рекомендации для их составления содержались в документе под названием «Инструкции для профессора астрологии, а также одобрение увеличения оплаты этой должности, произведенное Матвеем Меховским».
Старейшим прогнозом считается латинский альманах (то есть календарь) Calendarium cracoviense за 1474 год. Его издал немецкий печатник Каспер Штраубе, который обосновался в Кракове. Первоначально издания подобного типа выходили на латинском и немецком языке, а также — для нужд южного соседа — на чешском. Со временем они стали выходить и на польском языке. Польский ученый XVI века Миколай Прокопович объяснял это необходимостью того, чтобы и «обычный польский человек мог читать знамения небес».
Авторами прогнозов становились как выдающиеся краковские мастера, так и анонимные члены Краковского университета. Огромной популярностью пользовались произведения Яна Глоговчика, Михала Фалькенера из Вроцлава, Валентина из Зелена-Гуры и Станислава Былицы из Олькуша. Даже выдающийся астроном XV века — Войцех Брудзевский — составлял прогнозы на 1487 и 1488 года. Последний сохранился до наших дней в списке Стефана Росслейна из Аугсбурга, который учился в Краковском университете и, вероятно, был учеником астронома. Такова же ситуация с великим астрономом Николаем Коперником, который оказался автором альманаха на 1536 год.
Альманахи предоставляли в основном метеорологические прогнозы. В них подробно описывалось расположение отдельных небесных тел и общие свойства погоды в данном году. Затем давалось описание четырех сезонов и двенадцати месяцев. Предсказание Миколая Прокоповича на 1528 год гласит:
(...) Новолуние в пятницу перед днем св. Бенедикта принесет после 19-го и 20-го сухие, ветреные и ранние летние дни. Но сперва тепло прервут небольшие облака. В воскресенье с утра заморозки, после этого будет ранний летний день, но в понедельник пойдут холодные дожди с градом, затем придут ранние летние дни, но иногда будет ветрено. В день Благовещения Пресвятой Богородицы облака принесут холодный дождь. Град и снег продлятся в течение трех дней.
Еще одной, чрезвычайно важной группой советов, включенных в предсказания, были консультации медицинского и гигиенического характера. Они были ключевым элементом не только обширных альманахов, но и календарей, — по той причине, что вера в связь медицины с астрологией была распространена в соответствии с действующей с античных времен теорией макро- и микрокосмоса. За основу всех соображений бралась гуморальная теория. Она заключалась в том, что в теле человека текут четыре основные жидкости (гуморы), которые подвержены влиянию планет. Расположение небесных тел определяло, когда и какие лекарства следует принимать (а каких следует избегать) чтобы выздороветь.
В первом изданном на польских землях календаре на 1474 год автор сосредоточился на указании оптимальных дат для кровопускания. Эта процедура рассматривалась как универсальное лечебное средство, возвращающее «баланс жидкостям». Эти советы были расписаны по месяцам и ориентировались на календарь церковных праздников.