На часах 22:00.
Вы берете в руки телефон, чтобы отправить сообщение.
Взгляд цепляется за вкладку непрочитанных в мессенджере.
Там висит несколько уведомлений.
Вы открываете приложение, чтобы не упустить важное, и...
...ловите себя на том, что от смартфона уже затекли пальцы.
Полночь.
Сообщение все еще не отправлено.
Знакомо?
Возможно, вы, как и я, сталкивались с «зависанием» в соцсетях.
Время словно растворяется.
Вы чувствуете странное успокоение, бессистемно свайпая фотки, тапая лайки и скролля ленту с видео.
Когда наваждение пропадает, его место занимают тревога, досада или вина.
Однако цифровые технологии — это не всегда про негатив.
Просмотр забавного или милого видео поднимает настроение, расслабляет и вызывает радостные эмоции.
Обмен смешными мемами с друзьями, живущими на другом конце света, укрепляет социальные связи и вносит вклад в психическое благополучие.
То есть гаджеты могут и ухудшать, и улучшать самочувствие.
А то, сработают они в полюс или в минус, зависит от ряда факторов:
1. Содержание материала (контент)
Новости помогают быть в курсе событий.
Однако плохие новости могут вызвать чувства подавленности и безнадежности.
Выход — балансировать контент, миксуя плохие новости с нейтральными и позитивными.
2. Количество времени, проводимое в онлайн-среде
Как длительное потребление негативного контента может вызвать стресс, так и просмотр чужой яркой жизни может повлечь зависть и чувство неполноценности из-за некорректных социальных сравнений.
Выход — потреблять онлайн-контент «порциями», чередуя с погружением в реальный мир для сохранения адекватной психологической дистанции.
3. Эмоциональное состояние, в котором мы контактируем с диджитал-пространством
Наш внутренний мир и эмоциональное состояние влияют на то, как мы воспринимаем информацию из соцсетей.
Ученые называют это «сопутствующий аффект» - мы чувствуем что-то, что не обусловлено контекстом происходящего.
Например, мы увидели пост от коллеги, с которым мы соперничаем за повышение по службе. Он хвастается, что ему дали, наконец, новую должность. И то, с какими чувствами и насколько сильно мы отреагируем на эту новость, может зависеть от таких банальных вещей, хорошо ли мы сегодня выспались и успели ли позавтракать.
Выход — формировать эмоциональный буфер их позитивных чувств перед погружением в цифровую среду.
Он сдержит излишнее эмоциональное реагирование на контент, который может нас «вынести».
Можно ли использовать онлайн-контент для регуляции эмоций
То, как мы используем онлайн-контент, можно назвать формой регуляции эмоций.
Например, выбор позитивного или негативного контента можно считать косвенным способом управления переживаниями, хотя мотивация этого выбора напрямую не связана с влиянием на наше состояние.
С другой стороны, некоторые приложения, например, для медитаций (Meditopia) или ведения дневника настроения (Daylio), напрямую предназначены для регуляции эмоций и позволяют сфокусироваться на состояниях осознанности, принятия и благодарности.
Их можно рассматривать как прямые методы управления эмоциями с помощью технологий.
Следует учитывать, что от одного и того же действия в онлайн среде, например, от пролистывания новостей, эмоциональный эффект имеет различную оценку с точки зрения временной перспективы.
В краткосрочной перспективе – это развлечение, а в долгосрочной – может иметь отрицательные последствия, если пошатнет самооценку или спровоцирует тревожность.
Баланс между краткосрочным и долгосрочным эффектами важен для поддержания здоровых отношений с онлайн-пространством.
Как разумно использовать цифровой контент?
1. Ограничить или избегать потребление контента с платформ, которые генерируют отрицательные эмоции.
2. Использовать инструменты цифрового благополучия:
- мониторить время, проводимое за экраном смартфона (My Apps Time) и ПК;
- отключить или замьютить уведомления;
- ограничить использование приложений (StayFree).
3. Помнить: то, что мы видим в интернете ≠ реальность.
Значительная часть того, что мы видим, это отредактированное представление того, что другие хотели бы, чтобы мы видели и во что верили.
Если мы используем технологии осознанно, мы понимаем, что структурирование времени онлайн и формирование убеждений относительно контента влияют на то, как и что мы чувствуем.
Применить эти планы на практике не просто.
Потребуется время на формирование новых привычек.
Однако выбор в пользу осознанного и ответственного отношения к онлайн-пространству - важный шаг на пути к здоровой эмоциональной жизни.
❇️ С вами была Анна Поляничко, психолог ❇️
Присоединяйтесь https://dzen.ru/tochka_psychology
И помните — иногда один шаг вместе меняет больше, чем долгий путь в одиночку.