Когда заходит речь о самураях не японского происхождения, как правило, в первую очередь вспоминают африканца Ясукэ и англичанина Уильяма Адамса. Но знали ли вы, что были и другие самураи-иностранцы?
Джузеппе Кьяра: самурай-священник
В 1643 году итальянский миссионер-иезуит Джузеппе Кьяра прибыл в Японию. Его задачей было найти другого миссионера, Криштована Феррейру, который десятью годами ранее под пытками отказался от веры. Джузеппе, которого направили расследовать ситуацию, ждала практически идентичная судьба: по прибытии в Японию он попал в тюрьму, где спустя три дня жестоких пыток отрёкся от христианства.
После вероотступничества Джузеппе Кьяра попал под домашний арест в Христианском доме (яп. 切支丹屋敷 кириситан ясики) – имении в Эдо, где содержали задержанных христиан. Несмотря на свой статус, ему удалось жениться на вдове казнённого низкорангового самурая, Окамото Санъэмона, в результате чего Джузеппе принял его имя. Поскольку даже после казни Окамото не лишили статуса самурая, технически, бывший миссионер мог унаследовать и принадлежность к сословию.
Джузеппе начал сотрудничать с сёгунатом Токугава: предоставлял информацию о христианстве, помогал с запретом этой веры на территории Японии, а в 1674 по запросу от чиновников написал книгу «Суть католицизма».
Несмотря на то, что Джузеппе имел семью и некоторое положение в обществе, на самом деле он так и оставался заложником в Христианском доме, где он в 1685 году и встретил конец своей жизни.
Спустя триста лет, в 1966 году, японский писатель Сюсаку Эндо написал роман «Молчание» на основе истории о Джузеппе Кьяра и Кристоване Феррейре. В 2016 году вышел одноимённый фильм Мартина Скорсезе, в котором сыграли Адам Драйвер, Генри Гарфилд и Лиам Нисон.
Ран Кайэй: единственный самурай-китаец
Ран Кайэй (японизированное прочтение имени 藍会栄 Лань Хуэй Жун) был высокопоставленным чиновником в Китае династии Мин (1368–1644 гг.). После вторжения маньчжуров он бежал на острова Рюкю, которые в то время подчинялись княжеству Сацума. Эти острова были уникальны тем, что только на них можно было вести торговлю с Китаем, а для этого, конечно, нужен был перевод с китайского на японский. Именно этим поначалу и занимался Ран Кайэй. Сацумские феодалы вскоре оценили и другие его навыки и давали различные поручения: Кайэй проверял качество китайских товаров, участвовал в переговорах и так далее.
В награду за свою успешную службу бывший минский чиновник был награждён не только жалованьем в 300 коку (1 коку равняется количеству риса, которое человек потребляет в год, около 150 кг), но и возможностью носить с собой два меча, что было отличительной чертой самураев. Также Ран Кайэй получил полноценное японское имя – Каваминами Гамбэ. Таким образом он стал основателем целой династии потомственных торговцев, которые внесли немалый вклад в развитие княжества Сацума.
Генри Шнелл: самурай с пушками
Генри Шнелл и его брат, Эдвард Шнелл, могли бы похвастаться довольно космополитичной биографией. Родились они в Пруссии в 1840-х, вместе с отцом переехали в Голландскую Ост-Индию (современная Индонезия), где выросли и выучили малайский язык, потом вернулись на родину служить в прусской армии и, наконец, в 1862 году попали в Японию.
Приплыли они далеко не для того, чтобы любоваться недавно открытой американцами страной, а чтобы торговать. В 1868 году разразилась гражданская война Босин (1868–1869 гг.), и братья успешно воспользовались спросом на западное оружие: Генри Шнелл продал сторонникам сёгуната два пулемёта Гатлинга (до этого в Японии был лишь один), две тысячи французских винтовок, пистолеты, пушки и другое вооружение из Европы и США.
Братья не только продавали оружие, но и обучали японских солдат в княжестве Айдзу (современные префектуры Фукусима, Ниигата и Тотиги) пользоваться им. Именно там Генри Шнелл познакомился с местным феодалом и основателем отряда Синсэнгуми, Мацудайрой Катамори. Вскоре Мацудайра вознаградил Шнелла, дав ему японское имя Хирамацу Бухэ, землю с имением и право носить мечи.
После поражения в войне Генри Шнелл покинул Японию вместе со своей женой и несколькими самураями и переехал в Калифорнию, где попытался основать плантацию. Позже его новое предприятие обанкротилось, и с того момента о его жизни нет сведений.