Найти в Дзене
РЖД Цифровой

Двери в электричках станут безопаснее

В России и мире совершенствуются системы «противозажатия» в поездах - «умные двери» не дают пассажирам застрять при входе и выходе из вагона. Соответствующие разработки ведутся не только на предприятиях, но и в отраслевых учебных заведениях. Так, команда Приволжского государственного университета путей сообщения (ПривГУПС) победила в конкурсе инновационных проектов Инновационного фонда Самарской области, презентовав программно-аппаратный комплекс, предотвращающий закрытие дверей (ПАК ПЗД) при посадке и высадке.

Как рассказали разработчики проекта - преподаватели, аспиранты и студенты ПривГУПС - программно-аппаратный комплекс создан в целях снижения случаев травмирования пассажиров во время посадки-высадки из вагонов пригородных поездов. Ученые предложили использовать в конструкции дверей электрички инфракрасные датчики невидимого спектра, позволяющие обнаруживать препятствия в габаритах дверного проема и корректировать алгоритм работы открытия-закрытия дверей. Кроме того, предполагается установка экранных модулей в кабине управления электропоезда, чтобы отображалась информация о состоянии самого комплекса и исправности автоматических дверей.

ИНФО:
Разработка учёных ПривГУПСа вошла в число победителей открытого конкурса студенческих инновационных проектов, направленных на научно-технологическое и инновационное развитие отрасли железнодорожного транспорта. Конкурс проводит Инновационный фонд Самарской области совместно с ОАО «РЖД». Разработчики получат финансирование от фонда в размере 2,5 млн руб. Планируется, что до 30 декабря 2024 года будет выполнена сборка опытного образца ПАК ПЗД для испытаний на инфраструктуре Куйбышевской железной дороги.

Технологии сегодняшнего дня

В настоящее время в электропоездах разных стран используются различные технологии контроля дверей. Так, например, в 2022 году в США началась модернизация пригородных поездов, построенных компанией Bombardier между 1992 и 2002 годами - обновили не только интерьер, но и дверные системы (двери оборудовали детекторами обнаружения препятствий).

С февраля 2018 года в Индии между городами Дели и Варанаси начал курсировать первый в стране скоростной поезд Train 18. Ситуацию на платформе перед закрытием дверей и во время отправления со станций контролирует машинист - он видит изображение, поступающее с видеокамер, установленных по обеим сторонам кабины.

В России посадку-высадку пассажиров также контролируют работники локомотивной бригады. За платформой в любую погоду наблюдает помощник машиниста - перед отправкой он обязан убедиться в том, что двери закрыты, и никто из пассажиров не зажат.

Из электронных систем защиты пассажиров в поездах имеются, в частности, лампы контроля дверей. Такая лампа установлена на пульте машиниста (она загорается при плотном закрытии всех дверей за счёт замкнутой цепи питания, которая идет через весь поезд).

Системой «противозажатия» оборудованы и поезда в метро. С 2008 года её устанавливают на вагоны серий «Русич», «Ока», «Москва» и «Москва-2020». «Умные» двери, благодаря встроенным датчикам, сами понимают, что встретили препятствие и приоткрываются, чтобы освободить человека. Причем приоткрываются только те двери, которые остались не закрыты (ранее машинистам приходилось приоткрывать все двери, если в каком-то из проемов заблокировало пассажира). Если у пассажира не получилось освободиться, то машинист, увидев ситуацию на специальном мониторе, поможет приоткрыть двери с помощью нажатия на кнопку.

fusionbrain.ai
fusionbrain.ai