«НАЭ» продолжает серию публикаций самых важных архивных материалов из журнала «Атомная энергия». На этот раз наше внимание привлекла статья 1992 года, один из авторов которой — Евгений Адамов, нынешний научный руководитель проектного направления «Прорыва», а также Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники им. Н. А. Доллежаля. Статья посвящена необходимости достижения радиационной эквивалентности — по сути, в ней впервые описана современная концепция замыкания ядерного топливного цикла. Комментирует статью главный радиоэколог «Прорыва» профессор Виктор Иванов.
Атомная энергия. 1992. Вып. 1
Достижение радиационной эквивалентности при обращении с радиоактивными отходами ядерной энергетики.
Е. О. Адамов, И. Х Ганев, В. В. Орлов (НИКИЭТ).
Ядерная энергетика может рассматриваться в качестве реалистического пути радикального решения топливно-энергетических проблем, встающих в связи с неизбежным в следующем веке ростом производства энергии, который должен сопровождаться и ужесточением требований, предъявляемых к ядерной технологии, в первую очередь к безопасности реакторов, АЭС и радиоактивных отходов. Есть два подхода к безопасности, в тех или других пропорциях сочетающихся в практической работе. Один из них можно назвать инженерной безопасностью, достигаемой наращиванием инженерных систем и барьеров для предотвращения аварий и выхода радиоактивности в окружающую среду. Этот подход, преобладающий в современной ядерной практике, имеет, однако, экономические и другие пределы.
Второй подход состоит в максимальном использовании в целях безопасности фундаментальных физических и химических свойств ядерного топлива, радиоактивных отходов и компонентов ядерной техники. Для него введен в широкий обиход термин «внутренне присущая безопасность». Этот подход получает все большее использование в разработках перспективных реакторов, но может быть полезен и в других аспектах ядерной техники. Применительно к радиоактивным отходам ядерной энергетики внутренне присущая (или естественная) безопасность может быть достигнута благодаря их ничтожно малому объему вследствие в миллионы раз большей калорийности ядерного топлива в сравнении с химическим, возможности выделения наиболее опасной долгоживущей части актиноидов с возвратом и сжиганием (делением) в реакторах и постепенного снижения со временем опасности остальной части отходов вследствие радиоактивного распада.
Продукты деления и активации нейтронами могут быть скомпактированы и выдержаны в охлаждаемых и обслуживаемых хранилищах небольшого объема в течение времени, необходимого для их распада до уровня, при котором радиационная опасность сравнивается с таковой для природного урана (вместе с продуктами распада), извлеченного из недр земли и использованного в реакторах. В этом случае может быть осуществлено их радиационно-эквивалентное захоронение, не нарушающее природного радиационного равновесия.
Полный материал читайте в «Новом Атомном Эксперте»: https://clck.ru/3Cw2RC