С началом учебного года у многих родителей встает вопрос о выборе дополнительных занятий, секций и кружков – внешкольной активности ребенка после уроков. И тут важно найти золотую середину: стремление вложиться в развитие и образование ребенка по максимуму понятно и часто объяснимо исключительно благими намерениями. Но бывает и так, что нагрузка маленькому не по силам, хотя это и не сразу очевидно. Как же разобраться, какое количество занятий оптимально, и где черта, которую не стоит переходить?
Конечно же, каждый ребенок индивидуален – что хорошо для одного, может не сработать для другого. Но есть все же некоторые общие принципы, которые помогут родителям выстроить расписание школьника, дозируя нагрузку сбалансированно и на пользу делу.
1. Добавляйте занятия постепенно
Не стоит до отказа забивать всю неделю сразу. Попробуйте начать с одного-двух дополнительных занятий, например, одной спортивной секции и одной развивающей – будь то языки, шахматы или арт. И наблюдайте, как ребенок справляется. С охотой и с удовольствием бежит на кружки вприпрыжку или преодолевая себя и из-под палки. Как он при возросшей нагрузке себя ведет, что с эмоциональным фоном, со сном. И, если предложенный набор положительно сказывается на состоянии, оставьте его на несколько месяцев. Возможно, к какому-то занятию ребенок потеряет интерес вскоре, и новый кружок можно будет ввести не дополнительно, а вместо.
2. Будьте особенно бережны с первоклашками
Сам по себе выход в школу – очень серьезное испытание для психики ребенка. Представьте, что в вашей жизни меняется буквально все: режим, круг общения, задачи, сфера приложения знаний и навыков. Каково было бы вам? Скажем, непросто. А семилетнему малышу и того сложнее. Еще вчера у него ведущая деятельность была игровая, с выходом в школу она сменяется на учебную со всеми вытекающими – системой оценок и требований, стрессом от контрольных, первыми конфликтами со сверстниками и большим, очень большим объемом новой информации. Поэтому не стоит нагружать первоклашку активно сразу – дайте ему время освоиться, адаптироваться, войти в свой ритм и тогда уже постепенно добавляйте то, что ему по силам.
3. Не вводите никакие дополнительные занятия на фоне значительных изменений в жизни
Переезд, развод, смена школы, рождение сиблинга, тяжелая болезнь родителя, смерть домашнего питомца и другие стрессовые моменты – не лучшее время, чтобы увеличивать нагрузку. Возможно, ее будет иметь смысл пересмотреть в сторону уменьшения на тот период, который требуется ребенку для адаптации к новым обстоятельствам. Свободная игра, прогулки, общение с друзьями могут оказаться гораздо более необходимы ребенку в такой ситуации.
4. «Но мой ребенок сам просит больше кружков!»
Школьнику тяжело, если не сказать, невозможно самостоятельно регулировать нагрузку в силу чисто физиологических причин – зоны мозга, отвечающие за контроль и мотивацию, завершат формирование к двадцати годам. А пока ему необходимо внимательное отношение взрослого, который поможет сузить выбор, определиться с оптимальным и посильным набором занятий, сориентировать в том, как лучше организовать ежедневное и еженедельное расписание. Даже если ребенок настойчиво просит вас записать его на кружки так, что у него занят каждый день и еще в выходные по два, это не значит, что ему это по плечу и действительно необходимо. Это скорее тревожный для родителя звоночек: возможно, стоит больше внимания уделить обучению саморегуляции, снизить чрезмерную активность за счет тех же подвижных игр на воздухе. В случаях, когда у ребенка возрастает беспокойство, случаются резкие перепады настроения, нарушается сон, присоединяются возрастные страхи, появляются «непонятные» соматические проявления, спросите себя: а не слишком ли перегружен мой ребенок?
5. Отдых и игры – обязательный пункт программы
В ежедневном и еженедельном расписании ребенка и подростка ОБЯЗАТЕЛЬНО должно быть время на отдых, игры, общение с друзьями, прогулки. И этот пункт неприкосновенен! Им нельзя жертвовать ради каких-то других «более важных» дел. При хроническом переутомлении ресурса на те самые «более важные» дела у ребенка будет все меньше, а значит, будет страдать и результат, и его успешность, а следовательно, и самооценка. Поэтому наличие в расписании свободной игры, общения с друзьями, сиблингами, домашними животными, подвижных игр – это наиважнейший и непреложный закон, который должен уважаться всеми членами семьи. И в этом отношении, конечно же, важен пример родителей. А вы умеете отдыхать и ставить восстановление ресурса одним из своих приоритетов?
Расскажите в комментариях, как у вас обстоят дела с балансом нагрузки и отдыха и не забудьте подписаться!