На вопрос отвечает Марина Александровна Харбутли, врач-инфекционист
Одна из важных проблем для здоровья людей живущих с ВИЧ и получающих АРТ последнего времени – избыточная масса тела (ИМТ).
Степень влияния АРТ на ИМТ до конца не изучен, и это связано, в первую очередь, с относительно коротким периодом наблюдения за пациентами на новых схемах лечения, в частности получающих такие препараты как ингибиторы интегразы, (ИИ).
В данном материале мы поговорим, в частности, о препаратах долутегравир и биктегравир.
Спойлер: во время написания данной статьи были просмотрены многочисленные доступные статьи и клинические материалы по влиянию ИИ на ИМТ. И однозначного ответа на сегодняшний день, какой из этих двух препаратов влияет сильнее на набор веса и имеет ли это влияние прогностически неблагоприятные последствия для всех пациентов, получающих ИИ, нет. Ни в одном материале не было указано увеличение массы тела более чем на 13% от исходного уровня, (основные данные составляют 7-10%).
Набор веса является многофакторным процессом, в котором большое влияние оказывают образ жизни, физические упражнения, правильное питание.
В первые годы начала использования АРТ увеличение массы тела часто рассматривалось как состояние «возвращения к здоровью», но в последние годы устойчивый рост ИМТ у ВИЧ-инфицированных пациентов, получающих АРТ, был связан с избыточным весом и ожирением, и как следствие, сердечно-сосудистыми и метаболическими нарушениями.
Влияние данного побочного действия на метаболические и сердечно-сосудистые проблемы на данный момент все еще до конца не изучено, что вызывает определенные споры между теми, кто приписывает увеличение веса феномену «возвращения к здоровью», и теми, кто интерпретирует его как нежелательный побочный эффект, который может повлиять на сердечно-сосудистые риски. Хотя механизмы, лежащие в основе увеличения веса при приеме АРТ, все еще остаются неясными, основными характеристиками набора веса как сообщалось ранее, являются пациенты ранее не получавших АРТ, с более низким количеством Т-клеток CD4 на старте лечения, более высоким уровнем РНК ВИЧ , низким исходным индексом массы тела, (ИМТ), что подтверждает гипотезу о том, что набор веса может быть объяснен, по крайней мере частично, как феномен «возвращения к здоровью», (результат успешного подавления репликации вируса, контроля воспаления и нормализации расхода энергии в состоянии покоя, замедляя таким образом метаболизм).
Все препараты, которые применяются в настоящее время для лечения ВИЧ-инфекции, характеризуются своей высокой эффективностью и безопасностью. Ингибиторы интегразы (ИИ) являются предпочтительными препаратами в современной антиретровирусной терапии (АРТ) первой линии, благодаря их продемонстрированной стойкой вирусологической эффективности и низкой частотой побочных эффектов, а также благоприятным метаболическим профилем липидов по сравнению с ингибиторами протеазы (ИП) и эфавирензом. ИИ являются препаратами выбора для лечения людей с ВИЧ с высоким сердечно-сосудистым риском. Однако в последние годы появился новый побочный эффект, влияющий на класс ИИ в целом - увеличение веса во время лечения .
Надо отметить, что не только отдельные препараты, но и их сочетание могут повышать риск набора веса или усиливать эффект ИИ в определенных комбинациях, (например, прием препарата долутегравир совместно с препаратом тенофовир увеличивает риск увеличения ИМТ от исходного уровня на 7-12%, по разным данным). Продолжаются споры о том, происходит ли увеличение веса при переходе с тенофовира дизопроксила фумарата (ТДФ) на АРТ на основе тенофовира алафенамида (ТАФ).
Необходимы более долгосрочные исследования для понимания метаболического воздействия ИИ. Данные свидетельствуют о том, что ИИ при использовании с тенофовира алафенамид способствуют метаболическому синдрому и могут иметь долгосрочные риски диабета. ИИ при использовании с тенофовира дизопроксил фумарат имеют меньше метаболических последствий. Врачам необходимо внимательно следить за набором веса и метаболическими эффектами, особенно у тех пациентов, у кого есть сопутствующие факторы риска.
Разница в стране происхождения и этнической принадлежности также могут играть роль в оценке набора веса и гендерных различий, поскольку в развитых странах мужчины чаще, чем женщины, имеют избыточный вес и ожирение, тогда как в развивающихся странах избыточный вес и ожирение чаще встречаются у женщин.
Новые схемы лечения ВИЧ-инфекции показывают высокую эффективность, а влияние препаратов на риск ожирения требует дальнейшего изучения. Сопоставляя пользу препаратов и возможные негативные эффекты, на сегодняшний день, врачи не видят необходимости в изменении АРВ-терапии при увеличении массы тела у пациента. Исключения могут составлять случаи тяжелого метаболического синдрома и другие сложные клинические ситуации.
Для контроля массы тела и поддержания здоровья пациентам рекомендуют те же неспецифические меры, что и людям без ВИЧ.
На первый план выходит изменение образа жизни: контроль за калорийностью и составом рациона, ограничение простых углеводов и животных жиров, добавление ежедневных физических нагрузок. Такие методы не только снижают риск ожирения на фоне лечения ВИЧ-инфекции, но и выступают хорошей профилактикой сердечно-сосудистых осложнений, сахарного диабета 2-го типа.
Все эти данные показывают главное: лечение всегда должно быть подобрано каждому пациенту индивидуально, а для избегания отдаленных рисков-прием препаратов под наблюдением и контролем опытного врача-инфекциониста.