Расскажите о себе.
Коротко – священник Русской Православной церкви с 30-летним стажем, служу в Одигитриевском женском монастыре г. Челябинска. Руководитель Епархиального отдела культуры. Окончил Московскую Духовную академию и философский факультет МаГУ. Счастливый муж и отец четырех детей. Немножко блогер, немножко поэт и композитор. С прошлого года, еще и беллетрист.
Как давно вы пишите? Что привело вас в литературный мир?
Если говорить о первых проблесках творческого таланта, то это второй класс: тогда мне почему-то страшно захотелось написать стихотворение про слона. Было там около десяти двустиший, из которых в памяти остались только первые два:
Жил да был в саванне слон.
Нужен был ему балкон.
И квартира бы нужна –
Неприлично для слона.
В детстве много читал, был завсегдатаем нескольких библиотек. Особенно любил фантастику – Кир Булычев, Рэй Бредбери, и фэнтези пера Владислава Крапивина.
В подростковом возрасте увлекся рок-музыкой. Сначала играл на гитаре во дворе, потом – в разных городских группах. Наиболее близким по духу было творчество групп “Машина времени” и “Воскресенье”. В их песнях поднимались “запретные” для молодежи того времени темы социального и философского плана. Очень скоро сам стал писать собственные тексты и сочинять на них музыку. В армии от нечего делать баловался сочинением стихов для солдатских альбомов.
В 1991 году родились первые “настоящие” стихи. Так начался период поэтического творчества, который продолжается по сей день, правда, с большими перерывами. В 1992 написал свой первый рассказ – о мальчике, который расплакался в комнате смеха, от того, что зеркала в комнате “неправдашние”. Это был первый опыт прозы, который, к сожалению, не сохранился. В должности методиста Молодежного отдела ДК Металлургов пробовал себя и в качестве сценариста.
С 1993 по 2013 – период творческого застоя. Несколько лет назад вновь вернулся к драматургии – написал сценарии к спектаклям: “Рождественские приключения Маши и Вити”, “Санта-Клаус в стране Ругории”, “Любви связующая нить” и “Где брат твой?”
Будучи ответственным за культурное направление в епархии, посчитал необходимым познакомиться с миром современной литературы, – до этого читал только книги духовного содержания. Наткнулся в ютубе на ролик, где Ирина Владимировна делает обзор новинок русской литературы. Понравился стиль обзора: просто, кратко, по существу, да еще и тонким юмором приправлено.
Зашел по ссылке на канал “Щеглов”, полистал страничку в ВК и, что называется, “запал”. Понравился дух живого творчества, отсутствие снобизма и бескорыстное желание помочь начинающему писателю встать на ноги.
Сначала отправил на “Пробу пера” отрывок из автобиографической повести, но скоро понял, что для творческого раскрытия нужно попробовать себя в художественном слове. Так появились первые рассказы: “Дед” и “Подъезд”, - последний из которых участвовал в ПР 2022–2023. Благодаря конструктивной (и не очень) критике поверил в свои силы и сразу заявился на ПР следующего сезона с романом “Спокойная ночь”.
Поделитесь впечатлениями о Пишем Роман.
Солидарен с другими участниками ПР: конкурс – прекрасная школа писательского мастерства! Ничего подобного (в интерактивном и реальном плане) я не встречал. Формат выбран настолько удачно, что даже такой ленивец и прокрастинатор как я способен набрать необходимые 400 000 знаков, да ещё в такой последовательности, что их более-менее можно читать.
Мне повезло попасть в группу к куратору и замечательному писателю Милене Миллинткевич, которая стала моей литературной мамой. После очередного выпаса на поле творческого процесса, она старательно, с большим тактом и невероятным терпением, вычесывала из нашего текста “вшей”, приглаживая вздыбленную шерстку стиля, подстригся, там где надо, космы текстовых излишеств и отгоняя слепней самомнения, круживших около источника чистой критики.
Работа над собственным текстом и над текстами одногруппников дала бесценный опыт редакторской работы, научила многим секретам писательского мастерства, научила не полагаться на одно вдохновение, организовывать творческий процесс. И все это не выходя из комнаты, под чутким руководством опытных наставников – мастером пера.
Ну а взносы за участие такие, что аж неудобно. Со всей ответственностью заявляю: наши учителя – совершенные бессребреники, подвижники литературы! Да воздаст им Господь сторицей за их благородные труды!
Как выглядит ваш писательский процесс изнутри?
Сначала в голову приходит некая идея. Бывает это совершенно спонтанно и по разным поводам, но всегда попадает на подготовленную почву – когда сердце, плененное красотой идеи, откликается и начинает вибрировать на одной волне. Эта вибрация рождает в воображении образ, или лучше – концепцию будущей книги, и почти всегда в виде кульминации. Дальше вступает в работу рассудок, выстраивающий последовательность событий до и после кульминации. И уже потом мысленным взором ты вглядываешься в гущу событий, пытаясь разглядеть действующие лица драмы и, самое главное, - найти главного героя. Далее, ты нарекаешь имена персонажам, даешь им внешность, после чего они обретают собственный характер, с которым автору бывает уже очень трудно справиться.
И вот здесь начинается самое интересное: вроде бы есть план книги, герои с их характерами и биографией, более-менее понятно, как они будут взаимодействовать и к чему все это приведет в финале. Ты принимаешься за работу, как вдруг, ни с того ни с сего, один из героев не хочет следовать намеченному плану, говорит не то, что ему свойственно, и это заставляет вести сюжет такими тропами, о которых ты прежде не подозревал. Хорошо хоть под конец успеваешь вырулить на нужную тропинку.
Отсюда вопрос: если вымышленные герои могут воздействовать на творческий процесс, где гарантия, что ты сам не являешься всего лишь медиатором – описателем того, что существует само по себе в неком виртуальном (параллельном?!) мире? Ответа на этот вопрос пока не нашел, но долго смеялся (мол, не один я мыслю такие странности), когда нашёл на чердаке теткиного сарая “Золотую розу” Паустовского с потемневшими от времени страницами. Кто еще не читал, очень рекомендую!
Ясно, с таким отношением к тексту мне крайне тяжело дается редактура. Разве что, грамматику и синтаксис могу поправить, добавить пару предложений для большей отчетливости мысли. Поэтому с ужасом жду отзыва от настоящего редактора, а они, как опытные люди сказывают, с начписами не особо церемонятся – кромсают текст не абзацами даже, а целыми главами!!
Но пока я как опытный заяц – стараюсь бегать быстро и извилисто, чтобы не попадаться на глаза охотнику.
Расскажите о конкурсной работе. Почему вы выбрали именно этот жанр и тему?
В юности я испытал потрясение от фильма “Сталкер”, хотя ничего в нем не понял. Пересмотрев фильм в нулевые и прочитав “Пикник на обочине” братьев Стругацких, вдруг понял, что фантастика это не только космос и неизведанные миры, это в первую очередь попытка увидеть то, каким станет человек, столкнувшись с теми или иными вызовами.
По понятным причинам, Стругацкие и их современники редко касались темы религии, а если и упоминали о ней, то только как и силе, стоящей на пути к прогрессу. Они не поменяли своего отношения к религии даже после разочарования в коммунистической идее, и поставили жирную точку в этом вопросе, написав, по моему мнению, наихудшее свое произведение – “Отягощенные злом”.
Идея моего романа родилась из нерешенного, как мне кажется, до сих пор вопроса: возможно ли совместить идею социального прогресса человечества (условно-коммунистическую) с христианским пониманием человека?
Жаль, что осуществить задуманное в рамках одной книги не удалось: роман стал своеобразной прелюдией к главной истории, о которой надеюсь, мне удастся рассказать во второй части дилогии с условным названием: "Красно-желтые дни".
Пару слов о героях произведения. Расскажите о протагонисте и антагонисте. В чем их главные противоречия?
Герой и антигерой заявлены уже в первой главе. Это – студент, талантливый программист Антон Громов и Иван Абрамов – мэр города, пролезший в политику из преступного мира. Антон и его друзья, не желая мириться с беззаконием, вступают в ряды оппозиции, желая одного – видеть во власти честных людей. Им противостоит хорошо отлаженная коррупционная система во главе с Абрамовым. Но молодые оппозиционеры не замечают, что даже при благополучном исходе борьбы положение не изменится. Победители только поменяются местами с проигравшими, и все останется как прежде. А потому и протагонист и его антипод, оба – антигерои. Их противоречия мнимые, потому что не учитывают контекста.
Если уж кого и называть протагонистом, так это – не появившегося в первой части полковника Громова, деда Антона. Снимет ли его появление во второй части все противоречия, пока сказать не могу, ибо – не знаю!
Какие приемы вы используете, чтобы обрести вдохновение? Есть ли у вас особые ритуалы или привычки?
Про вдохновение не знаю, это больше по части поэзии. А вот сосредоточение на сюжете очень помогает “увидеть” сюжет, “услышать” героев. Чтобы сосредоточиться мне нужны уединение, тишина и много свободного времени. При этом, я с удивлением для себя обнаружил, что этого добра у меня в избытке даже в разгар “рабочей” недели: каждый день дорога на службу и обратно занимает не менее двух часов. За это время я успеваю откорректировать старый текст и даже накропать что-нибудь новенькое.
Ваши пожелания начинающим писателям.
Вы шутите! Я и есть начинающий писатель. Что ж, отвечу и я шуткой.
Даю себе такой совет:
Пиши, покуда дышишь!
А вдруг потомок опус твой
Найдёт под старой крышей?
И скажет другу: “Слушай, бро,
Как старый тему пОстит!”
А после сам возьмет перо,
И под меня закОсит!