С появлением электромобилей рекуперативное торможение стало гораздо более распространенным, и многие водители EV полагают, что использование максимальных настроек рекуперативного торможения означает увеличение дальности поездки. Отчасти это связано с тем, как производители EV преподносят рекуперативное торможение - как способ вернуть энергию, которая в противном случае была бы потеряна.
Но если задуматься, то использование однопедального привода не обязательно намного эффективнее. Как же добиться максимальной эффективности от электромобиля? Оказывается, это очень сложно.
Что такое рекуперативное торможение?
В электромобиле рекуперативное торможение, по сути, восстанавливает кинетическую энергию, вырабатываемую автомобилем при замедлении, которая затем преобразуется в энергию и накапливается в аккумуляторе для последующего использования. Это способ гарантировать, что ваш автомобиль забирает как можно больше энергии, что теоретически может увеличить запас хода в мире, страдающем от нехватки энергии.
В большинстве случаев рекуперативное торможение предполагает вращение электродвигателя в обратном направлении, по сути, превращая его в генератор, а не в двигатель, расходующий энергию. Вырабатывая электричество, эта энергия накапливается в аккумуляторе, чтобы быть использованной позже, когда автомобилю понадобится ускориться.
В EV рекуперативное торможение обычно означает использование тормозной системы автомобиля для сбора кинетической энергии и зарядки аккумулятора. Большинство EV используют рекуперативное торможение даже при отключенных настройках рекуперативного торможения. Это связано с тем, что электромобили в наши дни обычно используют рекуперативное торможение при нажатии на педаль тормоза, прибегая к фрикционным тормозам только тогда, когда вы сильно нажимаете на тормоза, пытаясь быстро затормозить. Даже при более агрессивном торможении большинство электромобилей используют некоторую комбинацию рекуперативного торможения и фрикционных тормозов, чтобы замедлить автомобиль - это гарантирует, что некоторое количество энергии будет рекуперировано.
Но в зависимости от уровня настроек рекуперативного торможения автомобиль часто замедляется сам, чтобы рекуперировать энергию, когда вы убираете ногу с педали газа. В крайнем случае, убирая ногу с педали газа, вы можете замедлить автомобиль настолько, что для движения вам придется использовать только педаль газа. Это называется ездой на одной педали. Большинство EV позволяют водителю установить уровень рекуперативного торможения, который он хочет использовать, причем наиболее агрессивным является движение на одной педали.
Почему движение на одной педали не увеличивает запас хода?
При более высоком уровне рекуперативного торможения автомобиль, по сути, постоянно использует и рекуперирует энергию. Другими словами, когда вы нажимаете на педаль газа, вы расходуете энергию, а когда убираете ее, автомобиль рекуперирует ее. Но при полностью отключенном рекуперативном торможении, когда вы убираете ногу с педали газа, вы будете двигаться по траектории, то есть автомобиль не замедляется, и вы не тратите столько энергии на поддержание скорости.
«Выбег, когда вы позволяете автомобилю двигаться вперед, не прикладывая усилий и не тормозя, позволяет ему поддерживать скорость с минимальными затратами энергии», - говорит Дэниел В. МакГи, доктор философии, профессор промышленного и системного инжиниринга в Университете Айовы.
Мало того, вы никогда не сможете вернуть 100% энергии, затраченной при рекуперативном торможении. Часть энергии всегда будет потеряна в процессе. Таким образом, логично, что использование меньшего количества энергии за счет более интенсивного торможения будет более эффективным, чем использование большего количества энергии для поддержания скорости и последующего восстановления этой энергии при замедлении.
«Рекуперативное торможение, хотя и эффективно, но не на 100%. Часть энергии всегда теряется в процессе преобразования кинетической энергии в электрическую и обратно. При движении накатом вы полностью избегаете этого процесса преобразования, что может быть более эффективным, если вам не нужно быстро замедляться», - говорит Макги.
Истина где-то посередине
Вот тут-то и начинается путаница. Многие электромобили корректируют оценку дальности поездки в зависимости от настроек, которые вы включили, и в большинстве случаев электромобили показывают более высокую оценку дальности поездки при более агрессивных настройках рекуперативного торможения.
Но в некоторой степени это связано с тем, как именно автомобиль ожидает, что вы будете ездить - и где. Как и в любом другом деле, лучший способ получить максимальный запас хода немного сложен.
По общему мнению, при движении в режиме «стоп-энд-гоу» лучше всего использовать максимальную рекуперацию или езду на одной педали по нескольким причинам. Для начала, это удобнее - вам не нужно постоянно переключаться между двумя педалями. Но, кроме того, это не оказывает негативного влияния на запас хода, так как в любом случае не так уж много возможностей для движения накатом.
Но на шоссе, и особенно на подъемах, может оказаться более эффективным снизить настройки рекуперативного торможения и воспользоваться импульсом автомобиля. Конечно, вы не получите столько энергии, но и не потратите ее. В некоторых ситуациях вы даже сможете поддерживать скорость с включенным легким режимом рекуперации - например, при спуске с крутого холма.
В итоге, если вы действительно заботитесь о том, чтобы получить максимальный запас хода от своего EV, то вам, возможно, придется немного переключаться между режимами рекуперации. В пробках используйте режим движения одной педалью, если вам так удобнее.
«Оптимальный подход зависит от конкретного сценария вождения», - говорит МакГи. «Вождение на одной педали полезно при движении с остановками, в городских условиях и когда вы ожидаете, что вам придется часто снижать скорость. Движение накатом может быть более эффективным, когда вы едете с постоянной скоростью по шоссе или спускаетесь с горы, где вам не нужно снижать скорость. На практике сочетание обоих способов - использование движения одной педалью для рекуперативного торможения, когда это необходимо, и движения накатом, когда это уместно, - поможет вам наиболее эффективно увеличить запас хода».
Производители EV, похоже, согласны с этой оценкой. Мы поговорили с Вивеком Сурией, старшим менеджером по техническому управлению продуктами рекуперативного торможения компании Rivian, который отметил, что не так просто сказать, что использование движения одной педалью является более или менее эффективным.
«Как и в любой другой ситуации, это сравнение зависит от многих факторов, включая конкретные профили скорости/расстояния», - сказал Сурия в электронном письме Digital Trends. «Однако, в целом, система Rivian с одной педалью и рекуперативным торможением является более эффективным вариантом для наших автомобилей при одинаковых скоростных режимах остановки и движения, чем движение накатом».
Другие преимущества рекуперативного торможения
Хотя эффективность движения на одной педали или высокого уровня рекуперативного торможения может варьироваться в зависимости от того, как вы водите, у рекуперативного торможения есть и другие преимущества, которые делают его использование лучше, чем отсутствие.
Пожалуй, самое большое преимущество - это то, насколько легче тормоза вашего автомобиля. При рекуперативном торможении фрикционные тормоза вашего автомобиля используются редко, что означает, что они прослужат гораздо дольше. Это делает вас безопаснее, снижая риск износа тормозов, и означает, что вам не придется платить за их замену так часто, если вообще придется. Разумеется, это справедливо независимо от того, используете ли вы однопедальный режим вождения или нет - ведь ваш EV будет автоматически использовать рекуперативное торможение, когда вы нажмете на педаль тормоза во всех случаях, кроме самых агрессивных.
Для многих вождение на одной педали также более удобно. Как человек, который лично ездил на многих самых популярных электромобилях, я могу с уверенностью сказать, что в большинстве ситуаций, особенно в пробках, я предпочитаю езду на одной педали. Конечно, большинство автомобилей с однопедальным вождением также оснащены адаптивным круиз-контролем и функцией центрирования полосы движения, что обеспечивает по сути автономное вождение в пробках - но это уже не важно. Управление одной педалью немного раздражает при движении по шоссе - это означает, что вам постоянно приходится изменять положение ноги, чтобы поддерживать нужную скорость, но, в конце концов, именно тогда вы можете захотеть отключить более агрессивные настройки рекуперации.
Слишком длинно, не читал
Вам не важны все интересные факты и невероятная писанина выше, и вы просто хотите узнать, как использовать рекуперативное торможение? В принципе, в пробках и при езде по городу следует использовать максимальный уровень рекуперативного торможения, который вам по силам, и отключать его, когда вы едете по длинным участкам шоссе и можете воспользоваться возможностью выехать на обочину. Это позволит вам в полной мере воспользоваться преимуществами технологии рекуперации энергии, предлагаемой автомобилем, а также дополнительным удобством использования только одной педали - при этом на длинных участках шоссе вам не придется так тщательно следить за положением своей ноги на педали.
Если вам понравилась эта статья, подпишитесь на нее, чтобы не пропустить новые полезные статьи!
Вы также можете читать меня в:
- Telegram: https://t.me/gergenshin
- Яндекс Дзен: https://dzen.ru/gergen
- Официальный сайт: https://www-genshin.ru