Найти тему

Тихий ребенок в школе

Ведущим мотивом при поступлении ребенка в школу является не только обучение, но и социализация - умение и желание дружить и находить себе друзей, общаться с другими детьми, взрослыми.

      Потребность быть принятым в среде сверстников очень важная для ребенка в любом возрасте.   

Понимание того, что из себя представляет среднестатистический, так называемый, "тихий" ребенок может быть разным.

- Он такой "тихий" - по своей природе, темперамент у него такой или это что-то другое?

- Это влияние особен ностей семейного воспитания, психологические проблемы у ребенка (низкая самооценка, тревожность, страхи, невроз?).

- А может у него есть проблемы со здоровьем? обычно, не выбирают в советы классов, им не поручают ответственные дела, им не дают главные роли на праздниках и на школьных концертах.

      Такие дети не часто поднимают руку на уроках, они не рвутся отвечать к доске, учителя их реже замечают и выделяют среди других детей, реже хвалят. На фоне бойких, смелых и активных сверстников, которые всегда на виду и всегда в центре внимания, эти тихие мальчики и девочки блекнут и меркнут.

       Да и при обращении родителей к психологу вряд ли можно услышать:
"У меня тихий, спокойный ребенок, сделайте что-нибудь"

Понимание того, что из себя представляет среднестатистический, так называемый, "тихий" ребенок может быть разным.

- Он такой "тихий" - по своей природе, темперамент у него такой или это что-то другое?

- Это влияние особенностей семейного воспитания, психологические проблемы у ребенка (низкая самооценка, тревожность, страхи, невроз?).

- А может у него есть проблемы со здоровьем?

Ведущим мотивом при поступлении ребенка в школу является не только обучение, но и социализация - умение и желание дружить и находить себе друзей, общаться с другими детьми, взрослыми.

      Потребность быть принятым в среде сверстников очень важная для ребенка в любом возрасте.

      Для того, чтобы чувствовать себя в школе комфортно, у ребенка обязательно должен быть друг, а может и не один. Он должен занять в классе свое место, чувствовать свою важность и ценность для других. Для того, чтобы чувствовать себя в школе комфортно, у ребенка обязательно должен быть друг, а может и не один. Он должен занять в классе свое место, чувствовать свою важность и ценность для других.

В школе обычно психолог проводит диагностику - социометрическое измерение отношений в классе, где исследуется внутренний микроклимат, атмосфера в классе, благодаря которой можно выявить как, так называемых, "популярных" детей в классе - активных, общительных, тех, с которыми дети хотят дружить, так и "малопопулярных" детей, - их часто можно увидеть стоящими в сторонке, они редко принимают участие в детских играх, их почему-то не приглашают на дни рождения другие дети и не зовут в поход. Часто такой ребенок может сидеть за партой в одиночестве.

Как он будет преодолевать препятствия и трудности на своем жизненном пути? Прятаться, пасовать, не высовываться, не привлекать к себе внимания? Уступать, подчиняться, терпеть, не жаловаться? А, может быть, он будет привлекать к себе внимание, которого ему так не хватает, но только другими способами - деструктивным, отклоняющимся поведением? Саморазрушением?

Как он будет преодолевать препятствия и трудности на своем жизненном пути? Прятаться, пасовать, не высовываться, не привлекать к себе внимания? Уступать, подчиняться, терпеть, не жаловаться? А, может быть, он будет привлекать к себе внимание, которого ему так не хватает, но только другими способами - деструктивным, отклоняющимся поведением? Саморазрушением?

Такие дети выявляются почти в каждом классе.
Такие дети выявляются почти в каждом классе.

Задача взрослых - педагогов, психологов в школе, родителей, сделать все возможное для того, чтобы эти" непопулярные", "тихие" дети не выпадали из жизни класса, коллектива, чтобы они не чувствовали себя ненужными, обделенными, обиженными, чтобы они не стали изгоями поневоле. Чтобы у ребенка не накапливались боль одиночества и обида, чтобы он не почувствовал, что он никому не нужен, что он хуже других, что его как будто бы нет.

      Задача взрослых и в школе, и дома - быть чуткими и внимательными к такому малозаметному и тихому ребенку, помочь ему безболезненно войти в жизнь класса, школы, занять достойное место среди одноклассников и стать полноправным членом детского коллектива.

Сколько детей приходит в школу и просто отсиживают там свое время. С тоской и завистью, а порой уже и безразлично, смотрят на своих  более успешных и активных  одноклассников...

Дети очень наблюдательны. Они всегда видят и чувствуют отношение учителя к каждому из них. Мудрый, грамотный педагог не обойдет никого своим вниманием и каждому ребенку скажет что-то доброе, окрыляющее.

Очень важно понимать ребенка, принимать его как личность с его неповторимой индивидуальностью, его характером, его интересами.

И тогда ребенок, его уникальная, неповторимая  личность  раскроется всеми гранями способностей и талантов. Как многого он сможет  достичь, если только не закроется в себе поневоле.

Психолог Ирина Владимировна Ахраменко.

https://psiholog-ahramenko-i-v.ru/travma-otverzhennogo