Найти в Дзене

Как курятник стал светофором

Оглавление

Вы первый раз открываете мой дзен-блог? Я Алексей Норкин, глава строительной компании "Атлант" из Краснодара, инвестор, супермарафонец, основатель бизнес-сообщества DreamTeam, лидер краснодарского чаптера предпринимательского сообщества "Эквиум", путешественник, отец четырех детей. Больше четверти века я строю для людей индивидуальные дома и пишу про ДОМ - тема эта, как понимаете, неисчерпаемая. Индивидуальные дома еще каких-то лет 30 назад были синонимом жуткого частника. Сегодня это символ респектабельности и состоятельности. Как правило, пригородные коттеджные поселки и малоэтажные поселения располагаются за чертой многоэтажек, в ближайшем пригороде (хотя он чаще всего считается городом). В Америке личный дом - самая важная мечта американца, и там есть понятие - "субурбия".

Зеленые глаза субурбий

Это почти что пригород, то есть "под городом", но значение не только локационное, но и сутевое. Субурбия - это жизнь автономно-дорожная. Сегодня субурбиями обрастают все крупные города России. Автомобиль становится необходимостью, главным средством доставки человека домой и его утреннего путешествия в город. Вся жизнь обладателя частного дома - это длинная дорога. Как-то я задумался: сколько же времени я провожу в дороге домой и обратно? С учетом наших краснодарских пробок получается немало - в году приблизительно месяц я провожу в дороге.

Большая радость, когда светофор приветливо мигает зеленым...

Почему зеленым? А не синим, к примеру? И почему запретительный сигнал - красный? Мне стало интересно, я почитал про это и хочу рассказать вам.

-2

Кстати, снимал светофоры в Канаде. Наши серые, а у них желтые, чтобы сразу проглядывали сквозь листву.

Располагают светофор не так, как у нас, не сбоку, а по центру дороги. Что не глупо, считаю. Потому что наши светофоры иногда очень сложно разглядеть из-за кустов.

-3

Товарищ Бендер попал под лошадь!

Вы удивитесь, наверно, как и я, но пробки на дорогах возникли задолго до появления автомобиля. К примеру в 1860-х годах дороги Лондона были переполнены конными экипажами и пешеходами. В 1866 году, когда на дорогах столицы Британии погибло 1102 человека и 1334 получили ранения. Не только с нашими ротозеями случались несчастья.

-4

В Каире, например, люди регулярно попадали под копыта верблюдов.

-5

А в Индии людей нещадно давило на грузовых перегонах, где топали слоны.

-6

Англичанин Джон Пик Найт предложил регулировать движение, то есть создать систему сигнализации для гужевого транспорта с целью сократить безобразные дорожно-транспортные происшествия.

-7

Найт родился в 1847 году и работал инженером по железнодорожным сигналам. В 1868 году он подал патент на светофор, который позволял бы поездам безопасно проходить. Его изобретение состояло из трех семафорных рычагов, красных и зеленых ламп, работающих на газе для использования в ночное время.

Светофор Найта.
Светофор Найта.

На железных дорогах использовалась система семафоров с маленькими рычагами, выступающими из столба: они показывали, может поезд пройти или нет. Поднятием лапок семафоры сигнализировали потоку движения «стоп» и опусканием лапки - «иди». Так было днем, а ночью с той же целью использовались красные и зеленые огни.

Этот же механизм он предложил для регулирования порядка на дорогах. Клапаном, открывающем попеременно один из огней, управлял полицейский.

Первый в мире светофор был установлен 9 декабря 1868 года на пересечении улиц Бридж-стрит и Грейт-Джордж-стрит в лондонском районе Вестминстер, недалеко от здания парламента и Вестминстерского моста.

Светофор Джона Пика Найта
Светофор Джона Пика Найта

Железный конь идет на смену лошадке

Однако затея недолго тешила лондонцев. 2 января 1869, не протянув и месяц, светофор взорвался, и полицейский, контролировавший сигнал, получил тяжелую травму лица. Из-за утечки магистрального газа вспыхнуло скопившееся у фонаря облако. Человек, как обычно, зажег сигнальный фонарь светофора, не почуяв опасности - в газ еще не придумали добавлять неприятно пахнущие добавки. Проект был объявлен опасным для здоровья населения и немедленно закрыт.

После этого случая о светофоре забыли почти на 50 лет. Но проблема-то оставалась прежней! Экипажи всё также сбивали людей.

-10

А с началом технического прогресса, на стыке веков, еще и железный конь пришел на смену лошадке....

-11

Бесчеловечный светофор

В 1910 году уже в Чикаго Эрнст Стиррин разработал и запатентовал первую автоматическую систему - светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи «STOP» и «Proceed» без подсветки. Это было неплохо, но механика работала ночью только при свете ярких фонарей, которые были в ведении другого ведомства - возникали недоразумения.

Патентный чертеж светофора Эрнеста Стиррина.(Изображение предоставлено Патентным ведомством США)
Патентный чертеж светофора Эрнеста Стиррина.(Изображение предоставлено Патентным ведомством США)

Курятник из Солт-Лейк-Сити

Прообраз современного светофора, то есть с круглыми окнами сигналов, с красным и зеленым светом, с лампочками, питающимися электричеством изобрел в 1912 году Лестер Фарнсворт Уайр , полицейским из Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Вот он, этот бравый широкоплечий парень.

Фотография Лестера Уайра, изобретателя светофора "скворечник" , 1912 год.
Фотография Лестера Уайра, изобретателя светофора "скворечник" , 1912 год.

А так выглядел его светофор. Скворечник, да и только, - люди старались, как могли, обидно называя домик с глазками "курятником", "птичником", "голубятней". Лестера это не обижало, машина-то работала!

Это копия светофора «Скворечник» Лестера Уайра.
Это копия светофора «Скворечник» Лестера Уайра.

Первый светофор изобретатель сделал его из дерева и установил в центре Солт-Лейк-Сити в 1912 году. К 1926 году в городе заработала система автоматизированных светофоров, в развитие идеи Уайра.

Он также занимался дизайном изобретения. Чтобы техническая новинка не утяжеляла городской бюджет, он сразу отказался от идеи цветных окон фонарей, а просто красил лампочки в красный и зеленый цвет. Уайр придумал металлическую раму для светофора, и надежность механизма выросла в разы.

Люди реагировали на Уайра поначалу, как дикарята. Собирались вокруг, ждали автоматической смены светового сигнала с аплодисментами и свистом, будто людям показывали фильм. Пешеходы продолжали игнорировать светофор, считая, что он только для машин. Хулиганы били стекла и подсаживали внутрь городских голубей. Дети стремились залезть в теремок... - трудной была дорога прогресса. И особенно обидно то, что простой парень из Юты не подумал о патенте. Изобретение со временем вытеснили более совершенные модели, взяв за основу идею Уайра.

Догадливый мистер Hogg

По этой причине не Уайру, а некому Джеймсу Хоггу приписывают славу создателя «первого электрического светофора», на самом деле, его конструкция была максимально близка к светофору Уайра, только он сообразил получить на устройство патент (заявил права в 1913 г, в 1918 г убедил, наконец, патентоведов, в оригинальности идеи).

Его светофор был установлен 5 августа 1914 года в Кливленде. Светофор Хогга использовал чередующиеся световые слова «стоп» и «движение». Светофоры установили на каждом из четырех углов перекрестка. Трафик в городах рос, росла и необходимость в управлении потоками. Система была смонтирована таким образом, что полиция и пожарные могли регулировать ритм огней в случае чрезвычайной ситуации.

-15

И понеслось....

Вскоре изобретателей стало так много, что сегодня википедии всех стран путаются в первоизобретателях.

-16

В 1917 году Уильям Гильери из Сан-Франциско запатентовал первый автоматический светофор, использовавший красный и зеленый свет. Конструкция Гильери напоминала современный светофор, но главное ее достоинство состояло в том, что светофор управлялся как автоматически, так и вручную. При нестабильной работе электросетей это было достоинством механизма. Не был решен и тонкий момент перехода от "стой" к "иди" - пешеходы не всегда успевали перейти улицу, а автомобили уже трогались с места.

Эту задачу решил в 1920 году Уильям Поттс, офицер полиции Детройта. Он добавил в палитру желтый «предупреждающий» свет. Ни одна из моделей не была полностью автоматической. Переключения контролировал полицейский.

-17

Талантливый Гаррет Морган: от перманента до противогаза

Он запатентовал автоматический светофор в 1923 году.

Гаррет Морган был удивительной личностью.

Во-первых, он был первым темнокожим американцем, купившим личный автомобиль (в Кливленде).

Во-вторых, он был сыном раба, и не получил почти никакого образования. Он был талантливый самоучка.

В-третьих, он также изобрел противогаз.

-18

В-четвертых, он придумал почти тот светофор (сделайте скидку на несколько более старомодный дизайн), которым мы пользуемся сегодня. В конструкции Моргана использовался Т-образный столб с тремя положениями. Это была недорогая конструкция. Морган продал права на свой светофор компании General Electric за 40 000 долларов.

Гаррет Морган, удивительно плодовитый изобретатель-самоучка.
Гаррет Морган, удивительно плодовитый изобретатель-самоучка.

Его называли "Черным Эдисоном", и, кстати, он придумал средство для распрямления курчавых волос.

В 1909 году Морган он работал со швейными машинками в своей недавно открытой швейной мастерской и наткнулся на шерстяную ткань, обожженную иглой швейной машины. Это была типовая проблема - иглы от высоких скоростей вращения нагревались и обжигали ворс. Морган экспериментировал с химическими растворами, пытаясь уменьшить трение от игры, и вдруг заметил, что шерстинки выпрямились. Это поразило его настолько, что он испытал жидкость на шерсти соседского кокер-спаниеля. Курчавые ушки потеряли завитки. Тогда Морган смочил составом свои африканские заросли - о, чудо, волосы приобрели европейский вид! Изобретатель основал компанию GA Morgan Hair Refining Company и стал продавать средство афроамериканцам. Компания была невероятно успешной, нет, сенсационно успешной, обеспечив Моргану полую финансовую свободу. Он смог заняться тем, чем ему было интересно - Морган усовершенствовал множество функций швейных машин, купил магазин швейных машин и открыл ателье по пошиву одежды. Он основал свой собственный загородный клуб и газету «Cleveland Call», чтобы бороться с расовой несправедливостью.

Почему желтый, зеленый, красный?

Первые цвета светофоров копировали уже действующие сигналы семафоров для железных дорог. В семафорике ранее использовались и другие цвета, например, красный означал требование остановки, а белый — продолжение движения. Зеленый же требовал продолжать движение с осторожностью. Машинисты жаловались, что им трудно понять, какой цвет горит вместо белого. Иногда он отсвечивал закатом, иногда казался зеленоватым. Ко времени появления светофоров в практику железных дорог уже вошли два основых цвета: красный - стой, зеленый - двигайся.

-20

Задолго до понимания такого фактора, как длина волны, опытным путем люди пришли к выводу, что в тумане, в ночи, в дождевом потоке лучше всего виден красный цвет. Глаз человека реагирует на него как на опасность. Видимо так природа защищала человека от пожаров или лавы вулкана. Зеленый воспринимался как дружеский цвет. А желтый на их фоне был просто лучше заметен - его и сделали промежуточным.

.
.

В 1935 году Федеральное управление автомобильных дорог Британии выпустило «Руководство по унифицированным устройствам управления дорожным движением», устанавливающее стандарты для всех знаков и сигналов. Это руководство также требовало, чтобы светофоры везде были красными, желтыми и зелеными. Документ приняли на вооружение и другие страны, считая его разумным.

-22

Сегодня светофор - такая же неотъемлемая примета города, как многоэтажные дома и плотный трафик уличного движения. В Лондоне светофору поставили необычный панятник.

Светофорное дерево Пьера Вивана (1998) на Трафальгарской дороге в Попларе, Лондон.
Светофорное дерево Пьера Вивана (1998) на Трафальгарской дороге в Попларе, Лондон.

По ночным городским дорогам нас ведет светофор, как родитель за ручку: сейчас подожди, видишь - красный!

-24

И этот сигнал мы разглядим в любую непогоду!

-25

Спасибо тем, кто сделал нашу жизнь упорядоченной!

Добавлю только то, что в середине 1990-х были изобретены зелёные светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали применяться массово.

У нас в Краснодаре тоже яркие светофоры, в городе, где зима заглядывает на недельку, а остальное время - солнце, солнце...и очень важно, чтобы ярче лучей светила горели огни светофора. Мы едем домой - светофор бережет нас.

Приношу благодарность дружественному проекту "ProСВЕТ" за предоставленные материалы!