Вы первый раз открываете мой дзен-блог? Я Алексей Норкин, глава строительной компании "Атлант" из Краснодара, инвестор, супермарафонец, основатель бизнес-сообщества DreamTeam, лидер краснодарского чаптера предпринимательского сообщества "Эквиум", путешественник, отец четырех детей. Больше четверти века я строю для людей индивидуальные дома и пишу про ДОМ - тема эта, как понимаете, неисчерпаемая. Индивидуальные дома еще каких-то лет 30 назад были синонимом жуткого частника. Сегодня это символ респектабельности и состоятельности. Как правило, пригородные коттеджные поселки и малоэтажные поселения располагаются за чертой многоэтажек, в ближайшем пригороде (хотя он чаще всего считается городом). В Америке личный дом - самая важная мечта американца, и там есть понятие - "субурбия".
Зеленые глаза субурбий
Это почти что пригород, то есть "под городом", но значение не только локационное, но и сутевое. Субурбия - это жизнь автономно-дорожная. Сегодня субурбиями обрастают все крупные города России. Автомобиль становится необходимостью, главным средством доставки человека домой и его утреннего путешествия в город. Вся жизнь обладателя частного дома - это длинная дорога. Как-то я задумался: сколько же времени я провожу в дороге домой и обратно? С учетом наших краснодарских пробок получается немало - в году приблизительно месяц я провожу в дороге.
Большая радость, когда светофор приветливо мигает зеленым...
Почему зеленым? А не синим, к примеру? И почему запретительный сигнал - красный? Мне стало интересно, я почитал про это и хочу рассказать вам.
Кстати, снимал светофоры в Канаде. Наши серые, а у них желтые, чтобы сразу проглядывали сквозь листву.
Располагают светофор не так, как у нас, не сбоку, а по центру дороги. Что не глупо, считаю. Потому что наши светофоры иногда очень сложно разглядеть из-за кустов.
Товарищ Бендер попал под лошадь!
Вы удивитесь, наверно, как и я, но пробки на дорогах возникли задолго до появления автомобиля. К примеру в 1860-х годах дороги Лондона были переполнены конными экипажами и пешеходами. В 1866 году, когда на дорогах столицы Британии погибло 1102 человека и 1334 получили ранения. Не только с нашими ротозеями случались несчастья.
В Каире, например, люди регулярно попадали под копыта верблюдов.
А в Индии людей нещадно давило на грузовых перегонах, где топали слоны.
Англичанин Джон Пик Найт предложил регулировать движение, то есть создать систему сигнализации для гужевого транспорта с целью сократить безобразные дорожно-транспортные происшествия.
Найт родился в 1847 году и работал инженером по железнодорожным сигналам. В 1868 году он подал патент на светофор, который позволял бы поездам безопасно проходить. Его изобретение состояло из трех семафорных рычагов, красных и зеленых ламп, работающих на газе для использования в ночное время.
На железных дорогах использовалась система семафоров с маленькими рычагами, выступающими из столба: они показывали, может поезд пройти или нет. Поднятием лапок семафоры сигнализировали потоку движения «стоп» и опусканием лапки - «иди». Так было днем, а ночью с той же целью использовались красные и зеленые огни.
Этот же механизм он предложил для регулирования порядка на дорогах. Клапаном, открывающем попеременно один из огней, управлял полицейский.
Первый в мире светофор был установлен 9 декабря 1868 года на пересечении улиц Бридж-стрит и Грейт-Джордж-стрит в лондонском районе Вестминстер, недалеко от здания парламента и Вестминстерского моста.
Железный конь идет на смену лошадке
Однако затея недолго тешила лондонцев. 2 января 1869, не протянув и месяц, светофор взорвался, и полицейский, контролировавший сигнал, получил тяжелую травму лица. Из-за утечки магистрального газа вспыхнуло скопившееся у фонаря облако. Человек, как обычно, зажег сигнальный фонарь светофора, не почуяв опасности - в газ еще не придумали добавлять неприятно пахнущие добавки. Проект был объявлен опасным для здоровья населения и немедленно закрыт.
После этого случая о светофоре забыли почти на 50 лет. Но проблема-то оставалась прежней! Экипажи всё также сбивали людей.
А с началом технического прогресса, на стыке веков, еще и железный конь пришел на смену лошадке....
Бесчеловечный светофор
В 1910 году уже в Чикаго Эрнст Стиррин разработал и запатентовал первую автоматическую систему - светофора без участия человека. В его устройстве использовались надписи «STOP» и «Proceed» без подсветки. Это было неплохо, но механика работала ночью только при свете ярких фонарей, которые были в ведении другого ведомства - возникали недоразумения.
Курятник из Солт-Лейк-Сити
Прообраз современного светофора, то есть с круглыми окнами сигналов, с красным и зеленым светом, с лампочками, питающимися электричеством изобрел в 1912 году Лестер Фарнсворт Уайр , полицейским из Солт-Лейк-Сити, штат Юта. Вот он, этот бравый широкоплечий парень.
А так выглядел его светофор. Скворечник, да и только, - люди старались, как могли, обидно называя домик с глазками "курятником", "птичником", "голубятней". Лестера это не обижало, машина-то работала!
Первый светофор изобретатель сделал его из дерева и установил в центре Солт-Лейк-Сити в 1912 году. К 1926 году в городе заработала система автоматизированных светофоров, в развитие идеи Уайра.
Он также занимался дизайном изобретения. Чтобы техническая новинка не утяжеляла городской бюджет, он сразу отказался от идеи цветных окон фонарей, а просто красил лампочки в красный и зеленый цвет. Уайр придумал металлическую раму для светофора, и надежность механизма выросла в разы.
Люди реагировали на Уайра поначалу, как дикарята. Собирались вокруг, ждали автоматической смены светового сигнала с аплодисментами и свистом, будто людям показывали фильм. Пешеходы продолжали игнорировать светофор, считая, что он только для машин. Хулиганы били стекла и подсаживали внутрь городских голубей. Дети стремились залезть в теремок... - трудной была дорога прогресса. И особенно обидно то, что простой парень из Юты не подумал о патенте. Изобретение со временем вытеснили более совершенные модели, взяв за основу идею Уайра.
Догадливый мистер Hogg
По этой причине не Уайру, а некому Джеймсу Хоггу приписывают славу создателя «первого электрического светофора», на самом деле, его конструкция была максимально близка к светофору Уайра, только он сообразил получить на устройство патент (заявил права в 1913 г, в 1918 г убедил, наконец, патентоведов, в оригинальности идеи).
Его светофор был установлен 5 августа 1914 года в Кливленде. Светофор Хогга использовал чередующиеся световые слова «стоп» и «движение». Светофоры установили на каждом из четырех углов перекрестка. Трафик в городах рос, росла и необходимость в управлении потоками. Система была смонтирована таким образом, что полиция и пожарные могли регулировать ритм огней в случае чрезвычайной ситуации.
И понеслось....
Вскоре изобретателей стало так много, что сегодня википедии всех стран путаются в первоизобретателях.
В 1917 году Уильям Гильери из Сан-Франциско запатентовал первый автоматический светофор, использовавший красный и зеленый свет. Конструкция Гильери напоминала современный светофор, но главное ее достоинство состояло в том, что светофор управлялся как автоматически, так и вручную. При нестабильной работе электросетей это было достоинством механизма. Не был решен и тонкий момент перехода от "стой" к "иди" - пешеходы не всегда успевали перейти улицу, а автомобили уже трогались с места.
Эту задачу решил в 1920 году Уильям Поттс, офицер полиции Детройта. Он добавил в палитру желтый «предупреждающий» свет. Ни одна из моделей не была полностью автоматической. Переключения контролировал полицейский.
Талантливый Гаррет Морган: от перманента до противогаза
Он запатентовал автоматический светофор в 1923 году.
Гаррет Морган был удивительной личностью.
Во-первых, он был первым темнокожим американцем, купившим личный автомобиль (в Кливленде).
Во-вторых, он был сыном раба, и не получил почти никакого образования. Он был талантливый самоучка.
В-третьих, он также изобрел противогаз.
В-четвертых, он придумал почти тот светофор (сделайте скидку на несколько более старомодный дизайн), которым мы пользуемся сегодня. В конструкции Моргана использовался Т-образный столб с тремя положениями. Это была недорогая конструкция. Морган продал права на свой светофор компании General Electric за 40 000 долларов.
Его называли "Черным Эдисоном", и, кстати, он придумал средство для распрямления курчавых волос.
В 1909 году Морган он работал со швейными машинками в своей недавно открытой швейной мастерской и наткнулся на шерстяную ткань, обожженную иглой швейной машины. Это была типовая проблема - иглы от высоких скоростей вращения нагревались и обжигали ворс. Морган экспериментировал с химическими растворами, пытаясь уменьшить трение от игры, и вдруг заметил, что шерстинки выпрямились. Это поразило его настолько, что он испытал жидкость на шерсти соседского кокер-спаниеля. Курчавые ушки потеряли завитки. Тогда Морган смочил составом свои африканские заросли - о, чудо, волосы приобрели европейский вид! Изобретатель основал компанию GA Morgan Hair Refining Company и стал продавать средство афроамериканцам. Компания была невероятно успешной, нет, сенсационно успешной, обеспечив Моргану полую финансовую свободу. Он смог заняться тем, чем ему было интересно - Морган усовершенствовал множество функций швейных машин, купил магазин швейных машин и открыл ателье по пошиву одежды. Он основал свой собственный загородный клуб и газету «Cleveland Call», чтобы бороться с расовой несправедливостью.
Почему желтый, зеленый, красный?
Первые цвета светофоров копировали уже действующие сигналы семафоров для железных дорог. В семафорике ранее использовались и другие цвета, например, красный означал требование остановки, а белый — продолжение движения. Зеленый же требовал продолжать движение с осторожностью. Машинисты жаловались, что им трудно понять, какой цвет горит вместо белого. Иногда он отсвечивал закатом, иногда казался зеленоватым. Ко времени появления светофоров в практику железных дорог уже вошли два основых цвета: красный - стой, зеленый - двигайся.
Задолго до понимания такого фактора, как длина волны, опытным путем люди пришли к выводу, что в тумане, в ночи, в дождевом потоке лучше всего виден красный цвет. Глаз человека реагирует на него как на опасность. Видимо так природа защищала человека от пожаров или лавы вулкана. Зеленый воспринимался как дружеский цвет. А желтый на их фоне был просто лучше заметен - его и сделали промежуточным.
В 1935 году Федеральное управление автомобильных дорог Британии выпустило «Руководство по унифицированным устройствам управления дорожным движением», устанавливающее стандарты для всех знаков и сигналов. Это руководство также требовало, чтобы светофоры везде были красными, желтыми и зелеными. Документ приняли на вооружение и другие страны, считая его разумным.
Сегодня светофор - такая же неотъемлемая примета города, как многоэтажные дома и плотный трафик уличного движения. В Лондоне светофору поставили необычный панятник.
По ночным городским дорогам нас ведет светофор, как родитель за ручку: сейчас подожди, видишь - красный!
И этот сигнал мы разглядим в любую непогоду!
Спасибо тем, кто сделал нашу жизнь упорядоченной!
Добавлю только то, что в середине 1990-х были изобретены зелёные светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофоры стали применяться массово.
У нас в Краснодаре тоже яркие светофоры, в городе, где зима заглядывает на недельку, а остальное время - солнце, солнце...и очень важно, чтобы ярче лучей светила горели огни светофора. Мы едем домой - светофор бережет нас.
Приношу благодарность дружественному проекту "ProСВЕТ" за предоставленные материалы!