Тамара и Виктор сидели на узкой скамейке в больничном коридоре и старались не смотреть друг на друга. Полчаса назад им сообщили, что завтра их мать, Лидию Николаевну, необходимо забрать из больницы, курс лечения пройден, больше держать ее в отделении не могут. И теперь брат и сестра молча сидели и думали, как им быть дальше.
- Вить, хватит в молчанку играть, - первой не выдержала Тамара, - Ты же понимаешь, что нам все равно придется обсудить эту проблему.
- Понимаю, - вздохнул мужчина, - Только сразу скажу: я за мамой смотреть не могу, я работаю!
- Я тоже работаю,, - усмехнулась Тома, совершенно не удивлённая его реакцией.
Виктор всегда был эгоистом, с самого детства. Может быть, потому что он младший, а может потому, что долгожданный сын, родители баловали его безмерно, и вот во что это вылилось.
- Ой, не сравнивай, ты -репетитор, всего-то два-три часа в день занята, а я с утра до ночи пашу, домой только спать прихожу! - возмутился Виктор.
- Но у меня дети ещё, помимо работы! И куда я положу маму? В комнате мальчишки, в гостиной мы с Пашей. В коридор на коврик? - Тамара нервно теребила в руках носовой платок, - А у тебя две комнаты, живёшь один, кот твой не в счёт. Ни семьи нет, никого.
- Зато командировки ежемесячные есть! - отрезал Виктор, - Кто будет за мамой смотреть в это время?
- Ну, давай сиделку наймем, будем пополам оплачивать, - предложила его сестра, - Днём она присмотрит за мамой, а вечером ты. И я буду приходить помогать.
- А спать когда я буду? Нет уж, не возьму я мать к себе! И не смотри на меня так!
- Как, Вить? Это же мама твоя! - Тамара еле сдерживала слезы, - Как ты можешь? А вот если бы твои дети...
- Вот поэтому у меня нет детей! - категорично заявил Виктор, - И рассчитываю я в этой жизни только на себя!
Они снова замолчали, отвернувшись друг от друга.
- Слушай, Том, - вдруг предложил мужчина, - У мамы хорошая же квартира, трёшка, да и пенсия, пусть и небольшая, но есть.
- И что? - не поняла Тамара.
- Давай подберём... Эм... Скажем так, заведение... Хорошее, Том, я читал, есть очень хорошие, с уходом, почти как дома!
- Ты с ума сошел?! - Тамара от подобного предложения даже вскочила со скамейки, - Ты хочешь сдать нашу мать, человека, который нас вырастил, душу в нас вложил, в дом престарелых?
- А что? - Виктор, хоть и стушевался под ее напором, мысль продолжал развивать, - Ты подумай сама, так же всем будет лучше. И мама, я думаю, поддержит меня, не откажется, не захочет быть обузой.
- Да как у тебя только язык повернулся? - горько спросила сестра, - Эх, Витя, я была о тебе лучшего мнения.
- А мне на ваше мнение плевать, я из-за ухода за матерью от карьеры отказываться не собираюсь! - вспылил мужчина, - Сколько она так пролежит? Год? Два? Десять? И что, я должен все это время быть привязан к дому? Нет уж.
- Уходи, - Тамара встала и указала рукой в сторону выхода, - Уходи, Витя. Я заберу маму.
- Вот сразу бы так, - обрадовался Виктор, - А то устроила здесь концерт! Понятное дело, за ней должна ухаживать женщина, ей и самой неловко будет, если я... Ну ты понимаешь...
- Все, иди уже, - Тамара устало направилась в сторону палаты, размышляя, как объяснить мужу необходимость перевезти к ним мать и где положить и комфортно устроить пожилую женщину в их скромной квартире.
Увидев ее грустное, задумчивое лицо, Лидия Николаевна все поняла без слов. Утром, во время обхода, лечащий врач сообщил ей, что завтра она поедет домой. Вот только куда именно, она ещё не знала. Но понимала , что сын вряд ли захочет ходить за немощной старухой, поэтому вся надежда была на старшую дочь, Тому.
- Томочка, детка, - слабым голосом позвала она женщину, - Ты меня хочешь к себе определить?
- Ну конечно, мам, - улыбнулась женщина, - Как же я тебя брошу?! Поедешь к нам, в тесноте, да не в обиде!
- Слушай, а зачем у вас? Может, лучше вы переберетесь ко мне? - предложила Лидия Николаевна, - У меня трёхкомнатная, всем места хватит!
- Мам, а это мысль! - ухватилась Тома за ее слова, - Я и не подумала как-то об этом! А ведь и правда, так всем будет удобнее! Вот только мальчишкам школу менять, садик...
- Ничего, привыкнут! Зато свою сможете сдавать пока, все копеечка! - обрадовалась пожилая женщина, - Да и мне дома, в родных стенах хочется последние свои денёчки провести…
- Ну что ты, мам, что ты говоришь такое? - возмутилась Тамара, - Тебе ещё жить и жить, вот увидишь! Ты обязательно поправишься!
- Себя-то не обманывай, с таким диагнозом как у меня, долго не живут, - тихо сказала Лидия Николаевна, - Но я готова, там папа ваш меня ждёт.
***
Уже почти год Тамара с семьёй жила в квартире матери и самоотверженно ухаживала за ней. Муж и сыновья старались помочь женщине, даже самый младший по несколько раз в день заглядывал в комнату бабушки: то водички подаст, то конфетку принесет, то стишок расскажет.
Лидия Николаевна, окружённая заботой и вниманием, несмотря на боли и беспомощность, была счастлива. Правда, часто сокрушалась, что сын, Витя, приезжает редко, совсем не навещает ее.
Ее не стало ночью. Ушла она тихо, будто боясь побеспокоить домочадцев. Утром, войдя к матери, чтобы провести все необходимые процедуры, Тамара обнаружила ее давно уже холодное тело. И хоть морально она была готова, что совсем скоро матери не станет, не смогла сдержать слез.
- Ну вот ты и отмучилась, мамочка, - шептала Тамара, нежно гладя ее руки, - Теперь тебе не больно больше...
Виктор приехал на по хо ро ны, привез венок и пять тысяч рублей. Сидя у гроба, демонстративно утирал совершенно сухие глаза платком, сокрушался, что не успел проститься с матерью.
Тамара молча смотрела на этот спектакль. В этот день ей совершенно не хотелось ссориться, выяснять отношения. Мама бы этого не одобрила.
После поминок, вернувшись в родительскую квартиру, Виктор по-хозяйски прошёлся по комнатам.
- Томка, как думаешь, сколько за нее дадут?
- В смысле? - удивилась его сестра.
- Ну как, через полгода наследство получим, квартирка-то пополам делится между нами. Вот думаю, с ее продажи сколько выручить можно, а?
- Губу закатай, ничего я продавать не собираюсь! - ответила Тамара, с презрением глядя на брата.
- А кто тебя спросит? - усмехнулся мужчина, - Закон есть закон, я такой же наследник, как и ты!
- Вот поэтому мама дарственную на меня и оформила! Чтобы ты не претендовал ни на что!
- Как это? - удивился Виктор, - Какую дарственную?
- Самую обычную, - спокойно сказала Тамара, - Месяц назад попросила нотариуса позвать и квартиру мне отписала. Так что, братец, ничего не светит тебе.
- Да.. Ты... Ты ее заставила! - кричал Виктор, - Мать уже в последнее время не в своем уме была, вот ты ей и подсунула бумажки! Я в суд пойду, я докажу!
- Иди, - Тамара подошла к входной двери и распахнула ее, - А сейчас убирайся из моей квартиры! Видеть тебя не могу!
Виктор, красный от злости, ушел, осыпая сестру проклятиями, а Тамара подошла к фотографии матери, долила масла в горящую лампадку.
- Я все сделала, как ты хотела, мамочка, -тихо прошептала она, - Можешь спать спокойно!
Друзья, если вам понравился рассказ, подписывайтесь на мой канал, не забывайте ставить лайки и делитесь своим мнением в комментариях!
Копирование и любое использование материалов , опубликованных на канале, без согласования с автором строго запрещено. Все статьи защищены авторским правом.