Доброго времени суток, дорогие товарищи!
«Кукуруза, кукурузы, ты гибридная, по всему ты по Союзу станешь видная, потеснись горох усатый и овес нечесаный, кукуруза нам богатство принесёт по осени!» - пел когда-то Егор Летов с потёртой кассеты, на которой не имелось обложки, но имелась надпись «гр.об», сделанная ручкой. А ведь если подумать, то кукуруза не просто то, что мы едим, но и культура, окутанная мифами и легендами. Об этом сегодня и поговорим. Сразу оговорюсь, что в тексте я буду использовать как привычное нам слово «кукуруза», так и его индейский аналог – «маис».
Практически у каждого культурного растения есть дикий предок. Дак вот, у кукурузы дикого предка нет и никогда не было. В Южной Америке есть такое дикорастущее растение под названием «теосинте». Но оно никак не напоминает кукурузу. У него маленькие, очень твёрдые плоды, отдалённо напоминающие горох. Кстати, первым идею о том, что кукуруза происходит от теосинте, выдвинул Николай Вавилов еще в далёком 1931 году. Дальше – больше – группа учёных из Калифорнии выяснили, что от 15% до 25% ДНК всех существующих сортов кукурузы происходят от вполне конкретного растения “теосинте мексиканская”. Но общего предка так и нет.
Вообще считается, что кукуруза как вид, могла возникнуть как в нагорьях Перу, Боливии и Эквадора (в этих районах было обнаружено большое количество местных форм данного растения), так и в Центральной Мексике, которая, собственно, является родиной того самого «теосинте мексиканского».
Ну ладно, кукурузу приручили, надо её как-то дальше использовать, тем более, что злаковых растений в Южной Америке не было, а есть что-то надо было.
Ацтеки не только ели кукурузу, но и почитали её. Целая группа их богов имела к ней отношение: например, Сентеотль (он же Центеоль, он же Чентеоль) — бог молодого маиса. Изображался он в виде молодого человека с кукурузными початками в заплечной сумке и в руках. Также встречались изображения его с сельскохозяйственными инструментами в руках. У Сентеотля был женский двойник – богиня маиса Шилонен. Она олицетворяла собой молодую зеленую кукурузу, «шилотль» (у ацтеков кукуруза отождествлялась с женщиной).
Помимо кукурузы, Шилонен была богиней изобилия, домашнего очага, покровительницей бедняков. Кстати, она была женой одного из демиургов пятой эпохи – Тескатлипоки.
Есть еще Чикомекоатль – тоже богиня кукурузы и фруктов и вообще всего урожая. Её имя переводится как «Семь змей» и действительно, иногда ее изображали в виде змеи с семью головами. Считалась, что именно она насылала на землю холод или неурожай. Когда собранного зерна было достаточно, богиню называли «Чальчиусиуатль», что значит «Владычица драгоценного камня».
Ей приносили в жертву все виды маиса, бобов, перца и т.п., ибо она, согласно мифам, даровала все эти растения человечеству. Также они верили, что она была первой женщиной, которая начала печь кукурузные лепешки и готовить другую пищу.
То есть вы понимаете, да, насколько важна была для ацтеков кукуруза, что ей покровительствовало такое количество богов.
Итак, мы принесли жертвы всем богам, настало время садить.
Сажали маис с марта по начало мая – уже не было заморозков, но наступали дожди, которые начинались в мае и максимально шли в июле и августе. Осенью следовало отложить лучшие семена на посев, затем перед началом сельскохозяйственных работ необходимо принести их в храм, чтобы Чикомекоатль благословила будущий урожай. Зерна очищали и замачивали в воде на пару дней, для того, чтобы они набухли перед посадкой.
Крестьяне готовили землю под посев, рыхля её палкой и насыпая земляные кучки, которые образовывали ряды на расстоянии около метра друг от друга. В вершине каждой кучки делалась ямка. В каждую ямку бросали по нескольку зерен и засыпали её. В случае необходимости зерна поливали водой, а в период роста кукурузы два или три раза рыхлили землю.
Если все сделано правильно, то уже к середине июля каждое растение имеет два или три небольших початка. Все, кроме одного початка, удаляли и из молодого маиса готовили лепешки, которые ели во время праздника богини Шилонен. К августу початки становились мягкими и белыми, теперь нужно было согнуть стебли прямо под початками и оставить их дозревать. Если в период созревания початков выпадет много дождей, то урожай может погибнуть.
С маисом вообще было связано много суеверий и различных запретов: например, если его просыпали на землю, его следовало немедленно до зернышка собрать. Если этого не сделать, то просыпавший будто бы наносил зернам оскорбление, и они могли пожаловаться богам, попросить наказать виновного за пренебрежительное к ним отношение. Не рекомендовалось есть ночью незрелые початки кукурузы – от этого могли заболеть зубы. Перед тем, как бросить зерно кукурузы вариться, нужно было предупредить об этом его духа, чтобы он не боялся.
В сентябре ваши початки пожелтели, теперь их можно собрать. Часть очищенных зерен маиса хранилась в кувшинах у дома, оставшаяся часть – в больших плетеных корзинах, которые обмазывали известью.
Ну и куда ж я без жертвоприношений?
В сентябре проводили праздник, посвященный богине Чикомекоатль. Нужно было выбирать «ишиптлу» — девушку, которая олицетворяла собой богиню. Её одевали в прекрасное платье и водили по домам знати, где она танцевала. Затем ее усаживали на носилки и благодарили за обильный урожай. Потом носилки относили в храм Уицилопочтли, где её усаживали напротив идола Чикомекоатль. Там девушку окуривали благовониями в последний раз и обезглавливали, а кровью жертвы окропляли идол Чикомекоатль, а также маис, перец, кабачки и другие овощи и семена, которые приносили в жертву богине. Затем с тела умершей сдирали кожу и одевали в нее жреца. Кожа жертв часто сравнивалась с листьями, опадающими со зрелого початка.
Конечно, времена жертвоприношений давно прошли, но перед тем, как варить дома кукурузу, предупредите об этом ее духа, а то мало ли что.
Автор: Дарья Шрам.