Одна из самых часто предлагаемых услуг в автосервисе – профилактическая очистка дроссельной заслонки. Так ли это нужно, на что влияет и как часто нужно делать в сегодняшнем материале.
Добрый день! Меня зовут Дмитрий Лыков, я работаю с автомобилями с 2016 года и делюсь с Вами тем, что знаю об автомобильном сервисе.
Что такое дроссельная заслонка?
Дроссельная заслонка – это узел, который регулирует подачу воздуха в камеры сгорания автомобиля. Конструктивно дроссельная заслонка состоит из корпуса, внутри которого находится сам канал цилиндрической формы, через который проходит воздух, заслонки, которая закреплена на валу и при помощи сервопривода может поворачиваться, увеличивая или уменьшая количество воздуха, способного через нее пройти. Также в дросселе установлен датчик положения заслонки, благодаря которому ЭБУ понимает, какое количество воздуха должно проходить в данный момент, датчик массового расхода воздуха, благодаря которому ЭБУ видит, сколько воздуха в действительности проходит через заслонку, а также регулятор холостого хода, через который при закрытом дросселе во впускной тракт проходит то минимальное количество воздуха, которое нужно для работы двигателя на холостом ходу без нагрузки.
А что там чистить?
Вопрос, что называется, резонный. Воздух, проходящий через дроссельную заслонку, сначала проходит через воздушный фильтр и очищен от механических загрязнений. Тем не менее, на стенках заслонки образуются маслянистые отложения черного цвета, похожие на сажу. Так откуда они там берутся?
Современные двигатели проектируется так, чтобы быть максимально экологичными. Состав выхлопных газов должен быть максимально приближенным к идеальному – только углекислый газ и вода. Такое возможно только при сгорании идеальной топливно-воздушной смеси – стехиометрической смеси, когда коэффициент избытка воздуха равен 1- когда на 1 кг топлива приходится 14,7 кг воздуха. При этом и приблизится к этому идеалу сложно – количество кислорода в воздухе меняется, топливо каждую заправку немного, но отличается, плотность воздуха разная из-а колебаний температуры. И это только факторы среды. А еще двигателю на разных режимах нужен свой состав смеси – когда беднее, когда богаче. И в добавок к этому – для каталитического нейтрализатора отработавших газов нужно постоянное изменение состава смеси в пределах 0,99-1,01, чтобы успешно дожигать и оксиды азота, и несгоревшие углеводороды и угарный газ.
Один из методов улучшения экологичности двигателя - рекуперация части выхлопных газов. При этом часть выхлопа через специальный клапан возвращается на впуск. Выхлопные газы нужны в двигателе как балласт – сами не участвуют в сгорании, но при этом увеличивают давление в камере сгорания. От выхлопных газов при рециркуляции на стенках заслонки оседает сажа, которая неизбежно образуется, когда двигатель работает на мощностных режимах с коэффициентом избытка воздуха меньше 1.
С сажей разобрались, откуда берется масло? Маслянистость отложений на стенках дросселя обусловлена работой системы вентиляции картерных газов. Нагретое в картере двигателя масло неизбежно испаряется, что приводит к росту давления. Плюс незначительный, но тем не менее прорыв отработавших газов через поршневые кольца. Как итог – под поршнем возникает подушка из газа, которая оказывает противодействие движущемуся под действием отработавших газов поршню. Чтобы снизить влияние картерных газов, нужно, чтобы была возможность отвода этих самых газов. В окружающую среду их нельзя выводить – смесь токсична. Поэтому картерные газы тоже возвращают для дожигания. И тоже через дроссель. Таким образом картерные газы, насыщенные парами масла частично оседают на стенках заслонки.
Чем грозит образование отложений на стенках дроссельной заслонки?
Образовавшийся нагар дает сразу несколько эффектов:
1) Незначительное, но уменьшение сечения дросселя. Как итог – уменьшение количества воздуха, которое он может через себя пропустить.
2) Зазор между заслонкой и стенками дросселя очень небольшой. Нагар мешает нормально двигаться заслонке, не дает полностью закрываться. Как итог – нестабильные холостые, т.к. воздух проходит и через регулятор холостого хода и через образовавшийся зазор между заслонкой и стенками дросселя. В особо критичных случаях открывание и закрывание заслонки происходит рывками, что приводит к ухудшению динамики автомобиля. Как самый печальный итог – выход из строя сервопривода заслонки, т.к. сопротивление на валу возрастает.
Как понять, когда чистить дроссельную заслонку? Как часто это делать?
При обслуживании автомобиля достаточно снять патрубок, идущий на дроссель от корпуса воздушного фильтра и обесточив автомобиль приоткрыть заслонку и осмотреть стенки дросселя.
Частота очистки зависит от конструктивных особенностей двигателя и условий эксплуатации. Осмотр стоит проводить каждое ТО. Очистку стоит проводить по мере загрязнения, обычно, это 30000-45000 км. На некоторых автомобилях очистка дроссельной заслонки включена в регламент ТО и выполняется раз в 2 обслуживания, то есть раз в 20000-30000 км.
Как происходит очистка дроссельной заслонки?
Для начала нужно обесточить авто, отсоединив минусовую клемму. Далее снимается патрубок корпуса воздушного фильтра и отсоединяются клеммы проводки датчиков и сервопривода. Потом снимается сама дроссельная заслонка.
Очистку проводят мягкой ветошью и специальным составом, который предназначен для чистки дроссельной заслонки и карбюраторов.
Если Вам предлагают очистку дроссельной заслонки без демонтажа – отказывайтесь. Сомнительная услуга, т.к. качественно очистить не получится. Также поинтересуйтесь, нет ли деталей разового монтажа, например, уплотнительных колец, которые нужно менять. Если такие детали есть – их замена обязательна.
После очистки и сборки в обратном порядке обязательно нужно выполнить обучение крайних положений дроссельной заслонки. При этом сервопривод при помощи датчика положения будет понимать, когда заслонка полностью закрыта, а когда полностью открыта. На некоторых автомобилях переобучение происходит автоматически при включении зажигания после сброса клемм. На некоторых, нужно выполнять обучение при помощи диагностического комплекса. Уточняйте, как происходит этот процесс на Вашем автомобиле, и не пренебрегайте этой процедурой.
Спасибо за прочтение!
Ещё больше статей по обслуживанию автомобилей читайте в подборке