Найти тему

Военные поезда и железные дороги: Использование железных дорог в военных целях после 1945 года. II.

Картинка из свободных источников. Профиль, бронированный железнодорожный джип. Построенный компанией Leger Technische Dienst (LTD, армейская техническая служба), этот небольшой бронированный железнодорожный разведывательный автомобиль использовался голландцами на Южной Суматре во время войны за независимость Индонезии.
Картинка из свободных источников. Профиль, бронированный железнодорожный джип. Построенный компанией Leger Technische Dienst (LTD, армейская техническая служба), этот небольшой бронированный железнодорожный разведывательный автомобиль использовался голландцами на Южной Суматре во время войны за независимость Индонезии.

Нидерланды.

Военные действия между индонезийскими борцами за свободу и голландскими солдатами произошло на железных дорогах на основных островах Борнео, Ява и Суматра. Часто линии (построенные голландцами с 1867 года по экономическим причинам, а также в военных и миротворческих целях) становились демаркационной линией между территориями, контролируемыми Нидерландами, и территориями, контролируемыми Республикой. В целом царила атмосфера незащищенности и войны, и на железнодорожных линиях, удерживаемых голландцами, саботаж был почти ежедневным явлением. Произошла своего рода железнодорожная битва, поскольку поезда использовались для контрабанды огнестрельного оружия и перевозки борцов за независимость. С другой стороны, голландцы использовали бронетехнику на путях для предотвращения нападений. Гражданское железнодорожное сообщение продолжало работать. Пассажирские поезда курсировали между городами на территориях, удерживаемых республиканскими борцами за независимость, и некоторые линии были восстановлены.

После обретения Индонезией полной независимости в 1950 году железная дорога находилась в ужасающем состоянии. Вторая мировая война и война за независимость привели к большим разрушениям или повреждениям подвижного состава, путей, сигналов и других сооружений. Индонезийскую железную дорогу пришлось восстанавливать, но на это ушло время, поскольку первые годы независимости были отмечены этническими неурядицами, беспорядками и племенными восстаниями в нескольких районах, что неизбежно сказалось на железной дороге.

Картинка из свободных источников. Голландский бронированный железнодорожный джип.
Картинка из свободных источников. Голландский бронированный железнодорожный джип.

Польша

После окончания Второй мировой войны в некоторых районах юго-восточной Польши все еще существовало военное положение. Различные подразделения польской армии и полиции сражались против украинских националистических партизан УПА (Украинской повстанческой армии), которые сражались как с советскими войсками, так и с нацистами во время Второй мировой войны. Когда партизаны Украинской Повстанческой армии (УПА) атаковали станции, мосты и железнодорожные пути, Польша отреагировала созданием специальных подразделений под названием Sluzba Ochrony Kolei (SOK, Служба охраны железных дорог) под командованием капитана Мариана Яроша.

Осенью 1945 года СОК приступил к созданию импровизированных бронепоездов с помощью армии. В период 1945-47 годов на вооружении SOK находилось четыре поезда, в некоторых из которых были старинные немецкие трофейные и отремонтированные бронированные артиллерийские вагоны времен Второй мировой войны. Миссия заключалась в патрулировании путей и защите транспортных составов в опасных районах на юго-востоке Польши. Подразделения SOK также эксплуатировали бывшую немецкую бронированную машину типа Steyr K 2670, известную на немецком языке как leichte Schienenpanzer (le. Сокращенно SP, или Panzersicherungswagen), используется для разведки, охранного патрулирования и скаутинга. Железнодорожные подразделения базировались в Загоже недалеко от города Санок на юго-востоке Польши, и некоторые поезда SOK принимали участие в боях против УПА в горах Бещады.

Поезд № 1 Щецин был сформирован в конце 1945 года с экипажем и гвардейцами SOK из Щецина (Штеттин), отсюда и его название. Поезд действовал в районе Медыки недалеко от польско-советской границы на линии Любачув-Рава-Русская.

В октябре 1945 года поступил в эксплуатацию поезд № 2 под кодовым названием Grom (Гром). Поезд курсировал в основном на линиях Санок-Лупкув и Санок-Устьянова. Он принимал участие в нескольких стычках с партизанами УПА. Он состоял из: двух платформ, размещенных с обоих концов, защищающих поезд от схода с рельсов; бывшего немецкого полностью бронированного паровоза серии Tw-1; двух или трех пехотных (штурмовых) вагонов, двухосных (вероятно, бронированных грузовых вагонов); артиллерийского вагона-платформы с советской 76,2-мм полковой пехотной пушкой wz.43 (модель 1943 года, OB-25); одного бывшего немецкого бронированного 4-осного артиллерийского вагона стандарта BP-44, вооруженного двумя 10,5-см (105-мм) гаубицами leFH-18/40, каждая из которых установлена во вращающейся башне. В настоящее время этот вагон хранится в Железнодорожном музее в Варшаве вместе с Panzertriebwagen 16 (самоходный тягач).

В октябре 1946 года был сформирован поезд № 3 "Хураган" (Ураган). В 1947 году, как и другие польские бронепоезда, он базировался в Загоже и использовался в боях против УПА. В 1948 году Хураган использовался в учебных целях в офицерской школе СОК в Торуни. В его состав входили: один небронированный большегрузный локомотив серии Ty2 (бывший немецкий стандартный локомотив военного времени серии 52 “Кригслок”); два или три бронированных пехотных вагона, 2-осные, бывшие немецкие нестандартные пехотные повозки с зенитной установкой (на польской службе он был оснащен прожектором); и две платформы. Более поздний состав включал один бывший немецкий стандартный артиллерийский автомобиль и зенитный фургон типа BP 44 со счетверенным 2-см зенитным орудием.

В декабре 1946 года был сформирован последний поезд, получивший обозначение № 4 Blyskawica (Молния), в основном из бывшего немецкого подвижного состава, отремонтированного в железнодорожных мастерских в Остров-Велькопольски. Экипаж частично состоял из экипажа поезда № 1. До июня 1947 года поезд № 4 дислоцировался в Загоже близ Санока и курсировал на линиях Завада-Звежинец-Белжец и Завада-Грубешув. После окончания боевых действий против УПА в 1949 году поезд был переведен в Заваду близ Замостья. В состав поезда № 4 входили: локомотив неизвестного типа; один 2-осный артиллерийский вагон с вращающейся башней легкого танка БТ-7, вооруженный 45–мм танковой пушкой и спаренным с ней пулеметом 7,62 мм DT; один бывший 2-осный вагон немецкой бронированной пехоты, типичный командный вагон (Kommandowagen) немецкой постройки типа BP-42/44 с винтовочными портами по бокам; две платформы; и один бывший –Немецкий двухосный бронированный автомобиль, вооруженный двумя 37-мм зенитными орудиями.

Картинка из свободных источников. Польский поезд SOK № 4 Блискавица.
Картинка из свободных источников. Польский поезд SOK № 4 Блискавица.
Картинка из свободных источников. Немецкий Steyr Panzer draisine. Первоначальное вооружение состояло из четырех немецких пулеметов MG 34, а на вооружении польского SOK оно включало один 7,62-мм ручной пулемет DP и винтовки экипажа. Draisine был 2-осным и приводился в действие 3,5-литровым двигателем V8 с воздушным охлаждением Steyr мощностью 70 л.с., расположенным по центру.
Картинка из свободных источников. Немецкий Steyr Panzer draisine. Первоначальное вооружение состояло из четырех немецких пулеметов MG 34, а на вооружении польского SOK оно включало один 7,62-мм ручной пулемет DP и винтовки экипажа. Draisine был 2-осным и приводился в действие 3,5-литровым двигателем V8 с воздушным охлаждением Steyr мощностью 70 л.с., расположенным по центру.
Картинка из свободных источников. Профиль, немецкий Steyr Panzer draisine на польской службе SOK. Экипаж машины составлял от 5 до 8 человек; длина машины составляла 569 см; ширина - 252 см; максимальная скорость - 60 км/ ч;; толщина брони - 14,5 мм.
Картинка из свободных источников. Профиль, немецкий Steyr Panzer draisine на польской службе SOK. Экипаж машины составлял от 5 до 8 человек; длина машины составляла 569 см; ширина - 252 см; максимальная скорость - 60 км/ ч;; толщина брони - 14,5 мм.

Продолжение следует…

Поддержите канал-поставьте лайк.