Нидерланды.
Военные действия между индонезийскими борцами за свободу и голландскими солдатами произошло на железных дорогах на основных островах Борнео, Ява и Суматра. Часто линии (построенные голландцами с 1867 года по экономическим причинам, а также в военных и миротворческих целях) становились демаркационной линией между территориями, контролируемыми Нидерландами, и территориями, контролируемыми Республикой. В целом царила атмосфера незащищенности и войны, и на железнодорожных линиях, удерживаемых голландцами, саботаж был почти ежедневным явлением. Произошла своего рода железнодорожная битва, поскольку поезда использовались для контрабанды огнестрельного оружия и перевозки борцов за независимость. С другой стороны, голландцы использовали бронетехнику на путях для предотвращения нападений. Гражданское железнодорожное сообщение продолжало работать. Пассажирские поезда курсировали между городами на территориях, удерживаемых республиканскими борцами за независимость, и некоторые линии были восстановлены.
После обретения Индонезией полной независимости в 1950 году железная дорога находилась в ужасающем состоянии. Вторая мировая война и война за независимость привели к большим разрушениям или повреждениям подвижного состава, путей, сигналов и других сооружений. Индонезийскую железную дорогу пришлось восстанавливать, но на это ушло время, поскольку первые годы независимости были отмечены этническими неурядицами, беспорядками и племенными восстаниями в нескольких районах, что неизбежно сказалось на железной дороге.
Польша
После окончания Второй мировой войны в некоторых районах юго-восточной Польши все еще существовало военное положение. Различные подразделения польской армии и полиции сражались против украинских националистических партизан УПА (Украинской повстанческой армии), которые сражались как с советскими войсками, так и с нацистами во время Второй мировой войны. Когда партизаны Украинской Повстанческой армии (УПА) атаковали станции, мосты и железнодорожные пути, Польша отреагировала созданием специальных подразделений под названием Sluzba Ochrony Kolei (SOK, Служба охраны железных дорог) под командованием капитана Мариана Яроша.
Осенью 1945 года СОК приступил к созданию импровизированных бронепоездов с помощью армии. В период 1945-47 годов на вооружении SOK находилось четыре поезда, в некоторых из которых были старинные немецкие трофейные и отремонтированные бронированные артиллерийские вагоны времен Второй мировой войны. Миссия заключалась в патрулировании путей и защите транспортных составов в опасных районах на юго-востоке Польши. Подразделения SOK также эксплуатировали бывшую немецкую бронированную машину типа Steyr K 2670, известную на немецком языке как leichte Schienenpanzer (le. Сокращенно SP, или Panzersicherungswagen), используется для разведки, охранного патрулирования и скаутинга. Железнодорожные подразделения базировались в Загоже недалеко от города Санок на юго-востоке Польши, и некоторые поезда SOK принимали участие в боях против УПА в горах Бещады.
Поезд № 1 Щецин был сформирован в конце 1945 года с экипажем и гвардейцами SOK из Щецина (Штеттин), отсюда и его название. Поезд действовал в районе Медыки недалеко от польско-советской границы на линии Любачув-Рава-Русская.
В октябре 1945 года поступил в эксплуатацию поезд № 2 под кодовым названием Grom (Гром). Поезд курсировал в основном на линиях Санок-Лупкув и Санок-Устьянова. Он принимал участие в нескольких стычках с партизанами УПА. Он состоял из: двух платформ, размещенных с обоих концов, защищающих поезд от схода с рельсов; бывшего немецкого полностью бронированного паровоза серии Tw-1; двух или трех пехотных (штурмовых) вагонов, двухосных (вероятно, бронированных грузовых вагонов); артиллерийского вагона-платформы с советской 76,2-мм полковой пехотной пушкой wz.43 (модель 1943 года, OB-25); одного бывшего немецкого бронированного 4-осного артиллерийского вагона стандарта BP-44, вооруженного двумя 10,5-см (105-мм) гаубицами leFH-18/40, каждая из которых установлена во вращающейся башне. В настоящее время этот вагон хранится в Железнодорожном музее в Варшаве вместе с Panzertriebwagen 16 (самоходный тягач).
В октябре 1946 года был сформирован поезд № 3 "Хураган" (Ураган). В 1947 году, как и другие польские бронепоезда, он базировался в Загоже и использовался в боях против УПА. В 1948 году Хураган использовался в учебных целях в офицерской школе СОК в Торуни. В его состав входили: один небронированный большегрузный локомотив серии Ty2 (бывший немецкий стандартный локомотив военного времени серии 52 “Кригслок”); два или три бронированных пехотных вагона, 2-осные, бывшие немецкие нестандартные пехотные повозки с зенитной установкой (на польской службе он был оснащен прожектором); и две платформы. Более поздний состав включал один бывший немецкий стандартный артиллерийский автомобиль и зенитный фургон типа BP 44 со счетверенным 2-см зенитным орудием.
В декабре 1946 года был сформирован последний поезд, получивший обозначение № 4 Blyskawica (Молния), в основном из бывшего немецкого подвижного состава, отремонтированного в железнодорожных мастерских в Остров-Велькопольски. Экипаж частично состоял из экипажа поезда № 1. До июня 1947 года поезд № 4 дислоцировался в Загоже близ Санока и курсировал на линиях Завада-Звежинец-Белжец и Завада-Грубешув. После окончания боевых действий против УПА в 1949 году поезд был переведен в Заваду близ Замостья. В состав поезда № 4 входили: локомотив неизвестного типа; один 2-осный артиллерийский вагон с вращающейся башней легкого танка БТ-7, вооруженный 45–мм танковой пушкой и спаренным с ней пулеметом 7,62 мм DT; один бывший 2-осный вагон немецкой бронированной пехоты, типичный командный вагон (Kommandowagen) немецкой постройки типа BP-42/44 с винтовочными портами по бокам; две платформы; и один бывший –Немецкий двухосный бронированный автомобиль, вооруженный двумя 37-мм зенитными орудиями.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.