Существует сочетание: «Гуна-карма», гуна означает «качество» и они взаимодействуют друг с другом. К примеру: карма – это какая-то деятельность, которая развивает определенные навыки, влияет на наши качества. Если мы делаем что-то плохое, мы обретаем плохие качества, а если делаем что-то хорошее, предписанное, мы обретаем хорошие качества, поэтому есть карма и викарма.
Карма – это благочестивая деятельность, которая включает в себя, такие действия, как: помогать обществу; участвовать в социальной, общественной и образовательной жизни; благотворительность; помощь бедным; сострадание по отношению к больным людям; очень хорошо и ответственно выполнять свои профессиональные и семейные обязанности; вырастить хорошего сына; аскетичная простая жизнь; рыть колодцы там, где нужна вода; садить деревья; приносить пользу и благо всем и много других действий. У такой благочестивой кармы плоды всегда прекрасные. Таким путем можно создать рай на земле.
Представьте такую идиллию, когда все люди начнут заниматься благочестивой деятельностью, то мы здесь будем жить как в раю, у нас всего будет в достатке, все будут честными, сострадательными, все будут помогать друг другу. Такая карма развивает качества добродетели в людях, и они автоматически становятся уважительными, вежливыми, добрыми, доверительными по отношению друг к другу, только потому, что они делают хорошие вещи. Вы во всех Писаниях найдете такую рекомендацию, что нужно делать хорошие, полезные вещи, добрые дела, в сказке это можно прочитать, от родителей и от бабушки с дедушкой услышать, и все нас будут направлять в эту сторону, чтобы стать хорошим человеком.
Викарма – это неприятный термин, в этом слове частичка «ви» означает «против», то есть против благочестия. Такое отчуждение получается: «Меня не интересуют люди, общество, чужие семьи, чужие люди, я хочу что-то делать только для себя, зачем мне думать и заботиться о других или обо всем обществе. Я когда-то был для всех добрым, но меня не раз обманывали, поэтому я хочу быть добрым только для себя, максимум для своей семьи, для каких-то близких людей, и ради них я могу делать все что угодно, даже обманывать чужие семьи, могу убить кого-то ради больших денег». Это часто случается и называется викарма, греховная деятельность, которая сопровождается насилием, эксплуатацией, угрозами, определенным страхом.
Например, сейчас мы с вами в современном мире по большей части зависим от двух вещей: состояний страха и желаний. Есть желание хорошей жизни, и есть страх, что мы не достигнем хорошей жизни. Также есть страх безденежья, страх потерять здоровье, страх остаться одному. Люди сейчас движимы этими двумя вещами – желанием устроить хорошо свою жизнь, чтобы исполнились материальные желания, и страх их не исполнить или что-то потерять. Это существование называется викарма, греховная деятельность, когда каждый выживает и борется за свое существование, каждый сам за себя. В обществе викармы все люди становятся друг другу чужими. Даже родственники могут подать в суд друг на друга за наследство, они отчуждаются, когда речь идет о собственности, о плодах, о деньгах. Викарма не предписана священными книгами, мудрецами, но, тем не менее, у нас к этой жизни есть склонность. Этим руководит относительная любовь к себе, к своей семье, к своей родине, ради которых человек может навредить другим людям, другой семье, другой стране. Такая относительная любовьиливикарма порождает грехи.
Сейчас люди подразумевают под счастьем, плоды своей деятельности, а как они их получают, это не так важно. Это очень древняя философия гедонизма, в которой люди считают, что мы живем один раз, поэтому брать от жизни нужно как можно больше, даже если это происходит неправедно, нечестно, главное, чтобы не было свидетелей наших недостатков. Если мы как-то неправедно добываем свое богатство, то проблема только в свидетелях, которые только создают проблемы, поэтому главное устранить их. Свидетелей ликвидируют, запугивают, шантажируют, или объясняют, что все было сделано правильно, и стараются их в этом убедить. Люди много сил тратят на то, чтобы доказать свою правоту, обращаются в суды, постоянно обсуждают темы, кто прав, кто виноват и все думают, что они правы. Это происходит из-за того, что все хотят получить плоды своего труда, хотят наслаждаться и много-много других причин. Это называется викарма.
В соответствии с этим, викарма, вырабатывает в человеке плохие качества, гуны. Если перевести слово гуна, то там два значения: «качество» и «веревка». Веревка означает, что человека связывают эти качества, плохие они или хорошие, но он не может стать другим и вести себя по-другому. Например, если человек от природы вспыльчивый, и он знает об этом, то он так просто не может от этого освободиться, ему нужно научиться с этим жить, потому что это веревка, гуна, которая влияет и одновременно связывает. А если человек злопамятный, то ему трудно прощать и ему нужно учиться жить с этим качеством, с этой веревкой, с этой гуной.
Человек может быть очень сильно связан гуна-кармой, так как гуна толкает его снова и снова к раздражению, или обману, или каким-то другим поступкам, и он становится как шелкопряд, который полностью обвил себя своей нитью и полностью попал в рабство своей кармы.
Когда-то советские космонавты увидели из космоса один феномен, что ночью все страны, кроме Советского Союза, спят. В Советском Союзе все предприятия были освещены электричеством, и его очертания можно было видеть во тьме земного шара, потому что на этих предприятиях работали в две, три смены, то есть круглые сутки, проводились субботники, и постоянно перевыполнялся план. Наша страна была самой работающей страной, труд прославлялся, а другие страны ночью спали. Мы создали препятствия собственным трудом и тем самым пришли к развалу. Это называется викарма или карма-бандхана, то есть у нас возникло полностью зависимое существование.
Мудрецы говорят, что люди создают много техники: комбайны, трактора, болты, гайки, разные металлические конструкции, и для всего этого нужно горючее, но в случае неурожая люди не будут есть болты и гайки, то есть в этом смысле слова, это бесполезный труд.
Например, я недавно видел огромное пространство земли, и там работало два трактора, всего было два человека в поле. А где все остальные люди, которые могли бы работать на этой земле? Они в городах, работают на предприятиях, принимают интоксикации, развлекаются, они заняты трудом другого порядка. Если сейчас посмотреть на труд человека с точки зрения пользы, то можно увидеть, что 90% нашей деятельности не так уж полезно и эффективно, хотя при этом мы много трудимся. Зайдите в супермаркет и обратите внимание на то, сколько там бесполезных вещей, без которых может прожить человек. Оценка труда должна быть другой: «Не сколько труда вложено, а на сколько он полезен». Итак, гуна, качество, толкает нас к деятельности, но насколько она будет полезна, это зависит от качеств человека, от его привычек, характеристик.
Существует также акарма. Этот интересный термин, который касается нашего предназначения, то есть это деятельность, которая не приносит ни плохих, ни хороших, ни каких-то материальных результатов. Акарма предназначена для улучшения человеческих качеств. Например, это может быть бескорыстный обмен подарками. От такой деятельности, мы ничего не имеем, но также ничего и не теряем, но при этом у нас вырабатываются отношения, качества.
Вспомните такой пример, когда два брата жили по соседству в двух домах, и у них было одно большое поле, на котором они выращивали пшеницу. Один брат был женат, у него была большая семья и дети, а другой брат был холост, но урожай они делили пополам. И вот женатый брат, у которого много детей, плохо спит ночью, все думает: «Как же так, мы делим урожай 50 на 50%? У меня большая семья, обо мне на старости лет позаботятся мои дети, а у него никого нет. Я ему говорю, чтобы брал урожая больше, чем половину, чтобы откладывал на старость, ведь о нем ни кто не сможет позаботиться, но брат не соглашается и не берет больше. Как решить эту проблему?».
Как-то раз женатый брат не выдержал, проснулся ночью, взял мешок зерна из своего амбара и подсыпал брату в амбар, только затем заснул спокойно в эту ночь. А холостой брат тоже плохо спал, ворочался и думал: «Ну как же так, 50 на 50%? У него большая семья, ему нужно кормить детей. Я ему говорю, чтоб брал больше, ведь я один, мне много не нужно, а он не берет». И он тоже в одну ночь ворочался, проснулся, взял мешок зерна из своего амбра и подсыпал в амбар своему женатому брату.
Так они ходили по ночам, подсыпали, пересыпали друг другу зерно, пока ночью не встретились нос к носу с мешками за спиной и поняли, что происходит. Об этой истории узнали другие люди и впоследствии в честь этих двух братьев та том месте построили храм. В результате, количество собственности у них не увеличивалось и не уменьшалось, а любовь росла. Это называется «акарма», то есть деятельность, увеличивающая любовь, улучшающая качество отношений, которая приносит атмосферу счастья.
Оказывается, что демоны и полубоги тоже следуют культуре, но по-другому. Полубог – это сура, а демон – асура. Сура означает благочестивый, благородный, достойный, добродетельный, а у асуры присутствуют противоположные качества личности. История заключается в том, что один полубог шел по узкой горной тропе, снизу был крутой склон, сверху висит снежная лавина, а внизу расположено поселение людей. Полубог, видя это, идет осторожно и внимательно, а навстречу ему идет демон. Полубог понимает, что сейчас может возникнуть конфликт, так как у них разные природы.
Так и в семьях происходит, если кто-то демонический, а кто-то божественный, то жить в мире они не смогут, а будут себя вести как кошка с собакой. Поэтому Веды рекомендуют, если у вас демоническая натура, то берите демоническую жену, если вы божественны, то берите божественную жену, иначе не будет порядка и мира, таким образом, демоны с демонами должны жить, а полубоги с полубогами.
А в нашей истории встретились лицом к лицу две разные природы и последствия сражения для людей могут быть плачевными, так как лавина может сорваться, и уничтожить их. Полубог подумал, что этого допускать нельзя, и нужна какая-то жертва, что он должен уступить его характеру, и должен вытерпеть.
Когда они встретились на этой узкой тропе, то полубог поклонился демону с почтением и предложил пройти, а демон, осмотревшись вокруг, увидел, что за опасность нависла над людьми, и захотел сам быть благородным, благочестивым, то есть святым. Демон стал тоже его пропускать. Полубог понял, что демон его провоцирует, и решил спровоцировать его еще сильнее, пожертвовав своей жизнью ради блага других людей, тем самым он хотел получить рождение на райской планете. Полубог достал меч и ранил демона в плечо, но демон опять все понял и тоже захотел быть великомучеником и ранил полубога, чтобы тот его убил. Так они друг друга несколько часов резали, пока их не растащили в разные стороны, и они остались каждый на своей стороне.
После этого полубоги и демоны во вселенной заспорили, кто же из них лучше, сильнее, умнее, добродетельнее и разумнее. Демоны утверждали, что они, а полубоги утверждали, что они. В конце концов, с этим вопросом они пришли к Брахме, творцу вселенной:
– Рассуди нас, пожалуйста, дорогой пра-пра-праотец. Ты отец всех живых существ, ты все знаешь, ты их творишь. Кто же из нас лучше?
Брахма сказал:
– Давайте устроим соревнование, и там выясним, кто лучше. Соревнование будет, на то, кто больше съест.
Демоны подумали:
– Мы точно победим! Полубоги регулируемо живут, они контролируют язык, желудок и гениталии, а у нас другие законы, мы только ради этого и живем. Мы опытнее в поедании пищи, в сексуальной деятельности, в чувственных наслаждениях. Конечно же, мы лучше и мы победим их!
Но Брахма сказал:
– Только одно условие, к вашим рукам будут привязаны палки, и руки не будут сгибаться в локтях. В таком положении вы должны будете съесть как можно больше и как можно быстрее.
Демоны сели за стол, на котором был огромный пир. К их рукам привязали палки, они что-нибудь брали, подбрасывали, жонглировали и ловили ртом. В конце концов, все были измазаны пищей, в итоге мало что попало в рот, время прошло, но демоны так и не наелись.
Демоны сказали:
– Это совершенно глупые условия соревнования! Мы против таких правил! Ну, посмотрим, как справятся с ним полубоги. Но полубоги справились с заданием блестяще, они просто стали кормить друг друга.
Вот этим и отличаются полубоги и демоны, то есть это и есть карма и викарма. Внешне они поставлены в равные условия, но один делает для себя, а другой искренне, от сердца, от души делает для других и таким образом развивается взаимная любовь. Это наша естественная природа и атмосфера, в которой мы должны жить, а судьба может быть разной. Судьба это, то счастье, то несчастье, то счастье, то несчастье. Когда несчастье, мы часто обвиняем весь мир, близких, родственников, или кого-то еще, ищем причины этого, а когда счастье, мы считаем, что это только наши заслуги, наша удача, наши идеи. Видите, как счастье и несчастье влияют на наш ум, на нашу оценку мира, а Веды говорят, что наше предназначение, жить в любви, даже если твоя жизнь не совсем удалась.
В нашей жизни будут испытания, в которых будет понятно, кто ты есть на самом деле. И с этого момента, если он разумен, человек пытается познать себя, и будет видно, сможет ли он остаться человеком в этих испытаниях. Если мы проходим сложные испытания в сознании любви, то мы не просто сохраняем человеческие качества, мы становимся Человеком с большой буквы. Таких людей обычно называют святыми, так как они терпят все несчастья, и продолжают служить, любить, благодарить. В этом заключается смысл и суть жизни. Человеку можно привить такие свойства, такие хорошие качества через воспитание и образование.
Александр Хакимов