Лишь знаменитый Великий Шëлковый Путь, связывавший Восток и Запад, оставил более яркий след в мировой культуре.
Значительная часть современной истории создана представителями народов, связанных с морскими империями. По этой причине в западной исторической школе куда большее внимание уделялось именно морским торговым путям.
Не удивительно, что про летящие, по волнам истории прошлого, чайные клипера мы слышим гораздо чаще, чем про навьюченных чаем верблюдов в караванах. Тех самых «нитках», тянувшихся из Азии в Европу, по продуваемым всеми ветрами просторам Монголии, замëрзшей глади озера Байкал и лесам Сибири.
Труженики-верблюды, неспешно везущие чай в Россию, вопреки подстерегавших их, среди гор и лесов, бандам чаерезов, тянули свою тяжкую ношу вперëд. Ради общего блага, а не удовольствия для...
Грузы чая и других товаров, из Поднебесной империи, дарили блага и русскому купечеству, и странам Восточной и даже Западной Европы, куда реэкспортировались китайские товары, доставленные путями, часть из которых составляла более 10.000 вëрст (11.000 километров).
Более чем шестнадцатью маршрутами чай доставлялся в Европейскую Россию и Центральную Азию, которая вошла в состав Российской империи с середины XIX века.
Конечной точкой маршрута, для многих грузов с чаем, стала знаменитая Нижегородская (бывшая Макарьевская) ярмарка. Туда регулярно отправлялось и московское чайное купечество.
В наши дни Нижний Новгород радует своих гостей великим чайным наследием и тематическими выставками.
На Нижегородской ярмарке росли бунты из цибиков с чаем – русские чайные пирамиды, удивлявшие современников своими размерами и купеческой хваткой их владельцев.
Ох, сколько разнообразного китайского чая поступало на русские ярмарки!..
И какой был это чай!..
Лянсинные чаи, “серебряные иголки”, затхлистые чаи и множество других, о которых современные российские любители чая мало что знают.
Знания о том аспекте русской чайной культуры сохраняют лишь профессиональные историки. Знания, которые легко могут быть утеряны навсегда.
Стоит ли терять эти знания в современном обществе, разбрасываясь историческим наследием в угоду сиюминутной торговой конъюнктуре?..
Лучший чай, который пили потребители, за пределами Китайской империи, пили в империи Российской!
Был период, когда китайский чай двигался от ярмарки к ярмарке, заполняя чашки и стаканы ярким и ароматным настоем.
Дойдя до Москвы Златоглавой, китайский чай, к примеру, можно было, на рубеже XIX – XX веков, купить в той самой “китайской шкатулке” – чайном магазине знаменитого Сергея Васильевича Перлова. И чай у Перловых, традиционно, был прекрасен.
В наши дни чайный магазин на Мясницкой, 19 – одна из точек притяжения туристов, ценителей чая и знатоков архитектуры, а также русской и китайской чайной истории.
Более века этот магазин радует москвичей и гостей столицы самым разнообразным чаем и посудой.
Да и многие другие чайные династии оставили свой неизгладимый яркий след в отечественной и международрой чайной истории – Боткины, Поповы и Абрикосовы, Вогау, Катуары, Высоцкие, Усачëвы, Грибушины, Колокольниковы, Расторгуевы, Кандинские и многие-многие другие семьи.
История Великого Чайного Пути – это и история русской культуры, в которой чайные капиталы материализовались последующими достижениями культурной и научно-технической интеллигенции страны.
Доставленный по Великому Чайному Пути чай подстегнул развитие русского самоварного промысла, производство фаянса и фарфора, русское кондитерское дело.
В наш XXI век в Москве набирает силу проект «Московское чаепитие», в котором чайная культура Первопрестольной показана во всëм еë блеске и многообразии.
Восстанавливает столица блеск своей многовековой чайной культуры, стартовавшей в 1638 году, с чая, доставленного первому Романову.
Рассвет чайной культуры в Москве пришëлся на период с конца XVIII века, весь XIX век и начало ХХ века.
Указанный период успел захватить и лучшие годы кяхтинской чайной торговли, и упадок старых караванных чайных путей в угоду морской торговле, и тех купчих с блюдцами, образы которых так живо запечатлел в своих работах великий Кустодиев.
Счастлив был весь русский чайный люд, который, “для сугреву” пробавлялся самым лучшим чаем!
Как тут не вспомнить поговорку: «Кяхтинский чай, да муромский калач – полдничает богач!».
Иван Соколов, историк чая,
кандидат исторических наук.