Найти тему

Зачем симбирские татарки красили зубы в черный цвет?

Белые и ровные зубы в современном мире - это один из устоявшихся канонов красоты, а также признак крепкого здоровья и материального достатка. Однако так было не всегда и в прошлом, наравне с белоснежными зубами, также бытовали и черные...

Женщины-татарки. 1920-е гг. Источник изображения - Госкаталог. Оригинал хранится в Орском краеведческом музее.
Женщины-татарки. 1920-е гг. Источник изображения - Госкаталог. Оригинал хранится в Орском краеведческом музее.

Если обратиться к источнику 1868 г. под названием "Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба (Симбирская губерния)" то мы можем там встретить любопытное описание внешности и, в том числе, зубов татарской женщины:

Татары резко отличаются от других, физиономией и складом. Они вообщем хорошо сложены, имеют чистое приятное лицо, с редкой бородой, умные и плутовские глаза, широкий рот и толстые губы. Татары крепко сложены и в физическом развитии едва ли не занимают первое место.
Татарки вообще нехороши собой, черты лица, по большей части, грубы и неправильны, а различные прикрашивания, чернение зубов, налепливание мушек, совершенно портят лицо. Татарки очень занимаются собой, но лучшее их украшением есть, без сомнения, прекрасные черные или темно-синие глаза.
Карточка почтовая. Женщина-татарка с девочкой. Начало XX в. Источник изображения - Госкаталог. Оригинал хранится в ГБУК "Национальный музей Республики Татарстан".
Карточка почтовая. Женщина-татарка с девочкой. Начало XX в. Источник изображения - Госкаталог. Оригинал хранится в ГБУК "Национальный музей Республики Татарстан".

Зачем же татарочки, проживающие в Симбирской губернии чернили зубы? Начнем с того, что данная косметическая процедура практиковалась в силу разных причин (каноны красоты, защита от кариеса и тд.) у народов юго-восточной Азии, Индии, Южной Америки, Нигерии, Марокко. Одной из самых самых известных в этом плане стран является, на мой взгляд Япония. Также зубы чернили таджикские, узбекские, вьетнамские, карельские женщины.

Бытовала такая традиция и на территории бывшей Российской империи. Так, русский поэт и философ Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в своем знаменитом произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" пишет:

Прасковья Денисовна его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи.

Данное произведение было издано в 1790 г. и приводившаяся в нём традиция чернение зубов свидетельствует о распространенности данной практики в конце XVIII в. среди русского купечества. В этом же произведении А.Н. Радищев далее рассказывает о прибытии в населенный пункт Едрово, в котором его восхитили белозубые улыбки местных девушек и женщин:

... ряд зубов, белее чистейшей слоновой кости. Зубы, которые бы щеголих с ума свели. Приезжайте сюда любезные наши боярыньки Московские и Петербурские, посмотрите на их зубы, учитесь у них как их
содержать в чистоте. Зубного врача у них нет. Не сдирают они каждой день лоску с зубов своих ни щетками ни порошками.
Екатеринбургская купчиха. Автор рисунка А. Мартынов. 1808 г.
Екатеринбургская купчиха. Автор рисунка А. Мартынов. 1808 г.

Откуда же пошла в России эта странная мода на черные зубы, несмотря на устоявшийся канон красоты белых зубов? Доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин в своей книге «Из истории зубоврачевания, или кто лечил зубы российским монархам» приводит следующие данные:

Кроме крепкого телосложения женщины Московской Руси мечтали иметь яркий румянец во всю щеку ("как маков цвет"), белую кожу ("как белый снег"). "ясные очи" с поволокой (с блеском, "как у сокола"), черные брови ("как собольи хвосты") и белые ("сахарные") зубы. (...) Как известно, красота требует жертв... Что в XVII в., что в XXI... (...) Что тогда, что сегодня активное "улучшение природных данных" подчас приводило к катастрофическим для здоровья последствиям. Это не удивительно, поскольку в качестве косметики выступали те же краски, которыми писали иконы и фрески: свинцовые белила, киноварь (это на две трети ртуть, на треть - сера). В свинцовые белила для яркости добавляли еще и барий. (...)
Для получения "сахарных зубов" московские красавицы XVII в. использовали те же "отработанные технологии", отбеливая зубы ртутными белилами ("меркуриальными белилами"). Такая методика позволяла красавицам на короткое время выводить себя на "пик формы", решая матримониальные задачи. Когда красавица выходила замуж, зубы у неё превращались в серые пеньки, поскольку ртутные белила полностью снимали эмаль с зубов. Для того чтобы скрыть ужасающие результаты таких "методик" отбеливания зубов, некоторое время на Москве существовала мода на чернение зубов. Наверно, это было сильное зрелище - полная, набеленная, нарумяненная женщина, с густо подведенными глазами, со стрелками до висков, улыбалась молодцу черненными зубами...

Далее И.В. Зимин приводит мнение придворного медика Самуила Коллинза (конец XVII в.), который характеризует московский "обычай" чернить зубы как "превращение необходимости в украшение".

Получается, что чернение зубов это была изначально необходимость, ставшая постепенно украшением! (Если не можешь что-то победить - возглавь!)

Мода чернить зубы в русской аристократической среде просуществовала полстолетия и благополучно там завершилась, но она в дальнейшем перекинулась на низшие слои населения. Провинциальные купчихи вплоть до конца XVIII века чернили свои зубы, о чем и рассказывает Александр Радищев, которого я приводила выше.

Причины чернения зубов были разные, но какая из них была именно у симбирских татарок? Здесь я опять хочу обратиться к И.В. Зимину, который отмечает, что в традиции чернения зубов в России имелась, в том числе, политико-этнографическая составляющая:

Со времен татаро-монгольского нашествия Древняя Русь начала политический, бытовой и культурный "дрейф" в сторону Азии. А у многих азиатских народов имелись прочные традиции чернения зубов.

Я думаю, что именно данное влияние Азии и испытали на себе симбирские татарочки, являвшиеся к тому же мусульманками, окрашивая зубы в черный цвет и оттуда же они, вероятно, взяли моду на яркий макияж, аки боевой раскрас...

Ну и напоследок хочу привести выдержку из труда профессора и основоположника этнографического татароведения Николая Иосифовича Воробьева, который в своей книге "Материальная культура казанских татар" (1930 г.) отмечает, что традиция татар чернить зубы, протянулась вплоть до советского периода:

Употребляют косметику все - богатые женщины постоянно, а бедные по праздникам. Правда в настоящее время употребление национальной косметики в городе, под влиянием европейских обычаев, постепенно исчезает, но в деревнях во время праздников можно и теперь видеть грубо и неумело накрашенных девушек и женщин, старающихся таким образом подчеркнуть свою красоту. (...)
Чаще всего татарки окрашивают брови, ресницы, зубы и ногти. Реже окрашивается все лицо. В настоящее время употребляются преимущественно европейские косметические средства и только в глухих деревнях, да у старых татарок, в ходу старинные, так сказать „национальные" средства, точнее старые, к которым народ привык в течение столетий. По происхождению эти "национальные" средства большей частью из Средней Азии, откуда они и привозятся, т. к. татары сами их не изготовляют. (...)

В прежнее время среди женщин (только женщин) существовал обычай окрашивать в черный цвет зубы, который и теперь сохранился у старых татарок в некоторых глухих районах Татарской ССР, например в Мамадышском, Тетюшском и кое-где в Закамских кантонах. В Казани этот обычай почти исчез.
-5

Автор также отмечает, что чернили зубы порошком таш-калы, который изготовляется из нароста на фисташковом дереве, стираемого в порошок и смешиваемого с окалиной с наковальни. Таш-калы ввозится из Туркестана и
им натирают зубы, которые становятся серо-черными. Также в этих целях используется настой дубовых орехов.

P.S. Крупным населенным пунктом современной Мордовии, которое входило до 1928 г. в состав Симбирской губернии, и в котором проживало (и проживает) татарское население, является село Ломаты (совр. Ардатовский район Республики Мордовия).