В это раз путешествие в старый Баку получилось как-то слишком историческим, с упором на начало прошлого века.
Вид на улицу Ниязи
Снимков с домом братьев Садыховых бессчетное множество, что достаточно легко объяснимо — здание не только само по себе красиво, но еще и находится в Центре, напротив Филармонии.
А вот с него самого фотографий практически нет. Да еще и с таким ракурсом на самый кончик бывшей улицы Чкалова.
Кстати, нынешняя улица Ниязи, как и многие старые улицы города четырежды меняла названия. Первоначально называлась Садовой, что вполне объяснимо — первый и самый шикарный городской сад был расположен вдоль нее.
Строительство Дома братьев Садыховых во времена "Садовой":
Затем, в 1920 году, на 1-м Съезде народов Востока, Григорий Зиновьев предложил дать улице имя Нариманова. Бакинские товарищи сказали есть, и улица изменила название.
Но в 1934 году Зиновьев был арестован, а в 1936 расстрелян. Бдительные бакинские чекисты (которые ничего не забывают) тихо сняли таблички с именем Нариманова (от греха подальше).
И только после трагической смерти Валерия Чкалова в декабре 1938 года, нашлись, как переименовать улицу.
Я представляю, как было сложно бакинским властям. С одной стороны, Нариман Нариманов — культовая личность не только в революционном движении, но и в истории Азербайджана. Поэтому переименовывать улицу его имени сравни диверсии против Советской власти. С другой, есть Зиновьев, о котором в любой момент могут вспомнить в Москве.
Понятно, что Нариманов должен был "уйти с повышением" (на проспект), но и заменить его должна была фигура не менее значимая для Советской власти. А тут как раз "подвернулась" гибель Чкалова, которая была воспринята всем СССР, как чудовищная трагедия.
Пазл сложился.
В 1990 году, улицу назвали именем маэстро Ниязи.
Здание ЦК (Совмина)
Фотография перекликается со снимком из первой главки не только годом съемки, но и тем, что первоначально ЦК и БК АКП(б) располагалось в доме братьев Садыховых.
И только в 50-х годах переместилось в новое здание.
Гараж дяди Маиса
Это улица Мирза Фатали Ахундова. Самое ее начало, отходящее от перпендикулярно идущей улицы Островского (Сулеймана Тагизаде).
Деревянные ворота в центре, это бывшая керосиновая лавка, переоборудованная дядей Маисом в гараж.
Если приглядеться, то видны замазанные проемы витринных окон.
Место примечательное тем, что в начале 70-х, когда машин в городе было не так много, на этом пятачке проходили футбольные баталии.
Кстати, дома по краям снимка построены в 1909-ом (справа) и 1900-ом (слева) годах.
Три частных снимка лета 1985 года
Отыскать любительские снимки, да еще и цветные, с видами Баку - большая удача. Бакинцы любили свой город, но очень редко его фотографировали.
Жители других столиц это делали намного чаще.
Возможно причина в излишней общительности горожан. Более активной жизни внутри городского социума, которая оставляет мало времени для созерцательного подхода к окружающей среде.
Вот что, скажите на милость, происходит на снимке ниже? Добывание монет средь бела дня?
Товарищество / Совнарком / Музей
В 1887 году, Губернаторский (тогда Михайловский) сад был самой окраиной города. Баку рос и развивался в других трех направлениях.
Поэтому, когда Городская Дума выставила на продажу земельный участок напротив сада, желающих было не так много.
Кому надо селиться неподалеку от деревянных лачуг и трущоб Чемберекенда...
Поэтому на торгах легко победил купец 1-й гильдии Лев Мартынович де Бур - управляющий “Каспийского товарищества”.
Сам де Бур умер на следующий год, но за построенным в 1893 году зданием закрепилось название "Особняк де Бура". В нем разместилось "Каспийское товарищество".
Британские оккупанты перед входом в особняк:
С приходом Советской власти, на первом этаже здания находился Совнарком (Азербайджанский Совет Народных Комиссаров), а на втором жил его председатель Нариман Нариманов с семьей.
Представляете, некоторое время Нариманов жил на улице своего имени...
В 1931 году, в Дебуровский дворец заселяется семейство Мир Джафара Багирова.
В 1951 году Багиров передает здание Музею искусств.
Я это все написал, чтобы показать чудесную фотографию 1935 года:
Это боковая часть особняка.
Обратите внимание, как раскованно себя ведут бакинки той поры рядом со зданием, где находится фактическое руководство республики. Живет сам Мир Джафар Багиров с семьей. Никакого пиетета.
Похоже, что представления историков о 30-х годах, и вообще времени "правления" Багирова, расходятся с тем, как ощущали себя жители Баку 30-х годов.
Набережная Сталина
Интересный снимок. Ему больше восьми десятков лет, а надпись как-будто из 80-х годов: "Радиотовары".
Кстати, здание в котором размещен магазин — один из домов состоятельного семейства Дадашевых. Когда пришли большевики, всех жителей отселили, а в доме разместилась ЧК.
После того, как Чрезвычайная Комиссия обзавелась новым зданием, в дадашевский дом вселили жителей Завокзальной, где в свою очередь шло переселение. Причем переселяли в несколько заходов, каждый раз уплотняя жильцов.
А потом, все строения перед Девичьей Башней снесли.
Смотровая площадка...
и Бульвар.
После выпускного в Бакинской Венеции
Чтобы хорошо посидеть в "Венеции" надо было располагать немалыми деньжатами. При том что условия там были аховые, если не считать окружающей обстановки, цены были одними из самых дорогих в Баку.
Впрочем, в 1969 году, я еще под стол пешком ходил...