1977 год
Надя со своей матерью Тамарой Гурьевой жили в селе Устиничном. Так назывался прибрежный поселок на Дальнем Востоке, где родилась сама Тамара. Здесь появилась на свет ее дочь – ненужный, нелюбимый ребенок.
Сколько помнила себя Надюшка, мать была хмурой и неласковой. Доброго слова от нее не дождешься. Заботилась о дочери, как умела – кормила пустым супом, одевала в то, что отдают сердобольные соседи да оплеухами награждала.
Как у грубой и неприветливой Тамары получилась такая озорная и жизнерадостная дочь, одному Богу известно. Все детство мечтала Надя, что мама ее обнимет и поцелует, именем ласковым назовет. Но в памяти девочки сохранился лишь один случай, когда Тамара приласкала ее. Вот только, вспоминая об этом, Надюша поеживалась от неприятного волнения.
Захаживали к Тамаре мужики. Заходили в бедный дом, боязливо озираясь, чтобы не заметил кто из знакомых. В такие дни девочке полагалось сидеть в своей маленькой комнатушке и носа не высовывать. А еще лучше пойти погулять.
После таких визитов на столе Гурьевых появлялись «разносолы» - какие-то консервы, сыр, а порой даже колбаса. Тогда монотонное однообразие из картошки и каши приятно дополнялось чем-то вкусным.
Девочке было пять лет, когда произошло событие, остро запавшее ей в память. У Тамары был очередной гость, которого, казалось, она ждала заранее. И с большим нетерпением. Губы накрасила, пыталась взбить непослушные волосы в подобие прически. Заметно волновалась.
Наде было строго наказано сидеть в своей комнате. Девочка слышала за стеной смех матери и приглушенный мужской голос. Через какое-то время голоса утихли, затем раздался женский плач. Мужчина что-то говорил, а Тамара, казалось, о чем-то его просила или даже умоляла.
Было темно, но Надя увидела в окно, что гость покинул их дом. Она вышла из своей комнаты и увидела плачущую мать. Как же страшно было подойти к ней! Но все же девочка набралась смелости и обняла Тамару.
- Мам, ты плачешь? – шепотом спросила она, готовая к суровому нагоняю. Именно так реагировала обычно мать на попытки дочери поговорить.
Но в этот раз Тамара не стала кричать и ругаться. Не дала подзатыльник дочери и не пригрозила хворостиной. Она подняла на девочку глаза, полные слез и погладила ее ладонью по щеке. После чего разрыдалась пуще прежнего.
- Бедная моя, бедная, - шептала Тамара, прижимая к себе Надюшу.
Девочка не могла понять, что происходит. Каждый миг своей жизни она мечтала ощутить мамину ласку. И вот теперь, когда она обнимает ее, на душе было как-то тяжело и грустно.
- Мам, а кто это был? – спросила тихонько девочка. Своим детским умишкой она понимала, что материнские слезы как-то связаны с этим мужчиной.
- Это отец твой, - сказала Тамара и отстранилась от дочки. А потом обычным будничным тоном, чуть грубовато, сказала ей идти спать.
Ох, как пожалела в тот момент Надя, что не разглядела гостя получше. С этими мыслями девочка легла в кровать и уснула. А наутро ей уже казалось, что вчерашние события ей приснились во сне.
Других упоминаний о папе Надя не слышала никогда. Нельзя сказать, что она чувствовала себя из-за этого безмерно несчастной. Она отличалась каким-то природным оптимизмом, умела девочка быть жизнерадостной даже в своем унылом детстве.
В 1979 году Надя пошла в первый класс.
Однажды в школу, где училась Надя, пришла девочка Лена Светлякова. Она переехала из новой части поселка в старую. Лену хорошо приняли в классе, вскоре она и Надюшка стали неразлучными друзьями. Хотя и была Надя общительной, но только со своей новой подругой она делилась своими сокровенными мыслями.
Тайн у нее было мало. Снились девочке страшные сны. Были в них и огромные злые чудовища, которые мучили ее и пытались утянуть куда-то мать.
Как хорошо, что появилась Леночка! Ей можно было все-все рассказать и сновидениями поделиться, разделить этот детский страх хоть с кем-то еще.. Лена не рассмеялась, не рассказала другим и не стала дразнить за трусость. Напротив, она с сочувствием выслушала подругу и предложила бояться вдвоем!
Именно Лене Надюша призналась еще в одном страхе. По Устиничному ходил старик – бородатый и страшный со шрамами на лице. Дышал он тяжело, будто хрипел. А еще чуть прихрамывал.
Боялись старика все ребятишки, хотя он никого не трогал. Никто не знал, где он живет, где его родные. А больше всех боялась его Надя. Почему-то ей казалось, что страшный дед смотрит именно на нее. Вот будто глядит на толпу ребятишек и выделяет Надюшу глазами.
Как же это было страшно! Просто душа в пятки уходила!
Этого страшного деда Надя очень хотела показать своей новой подруге. Она много рассказывала Лене про старика, но той еще не довелось увидеть, какой он страшный.
Как-то по весне девочки гуляли на улице. И вдруг Надюша увидела ЕГО. Ах, он был совсем близко. Ковылял неровной, но все же бодрой походкой. В огромных ручищах у деда был большой мешок.
Ноги у девочки подкосились при виде старика. Убежать бы, да не получается.
Самое страшное, что он опять смотрел на нее, на Надю! Усмехнулся же, злодей, даже остановился на миг рядом с девочкой и пошел себе дальше. Надька зажмурилась, сердце ее билось так, что готово было из груди выскочить. А если бы не было рядом Лены, схватил бы он, наверное, ее и в мешок посадил и к себе домой уволок...
Надя ярко представила себе дом этого старика. Наверняка, такой же темный, мрачный, старый и страшный, как сам дед!
- Ленка, это он! Ну тот дед страшный, о котором я тебе говорила, помнишь? – спросила Надя, как только к ней вернулся дар речи.
- А я знаю его, он в новой части поселка живет. Это дед-могильщик, там все его знают, - широко распахнув глаза, ответила подруга.
- А что о нем знают? – затаив дыхание, спросила Надя.
- Он могилами занимается. Что-то там из камня или из железа вырезает, не знаю точно. Надписи и рисунки делает. И золотом, золотом пишет! – прошептала Лена. Она тоже побаивалась старика. - Когда бабуля умерла, папа просил «могильщика» ограду красивую сделать и цветочек на камне нарисовать. Взрослые говорят, что он хороший, но я так не думаю, - заговорчески произнесла Лена.
И Надя с ней согласилась. Не могут хорошие люди так страшно выглядеть. И вообще, кто знает, что он там на кладбищах творит? Может с нечистой силой общается?
Бояться вместе было куда интереснее. Теперь девчонки вдвоем пускались наутек, едва завидев «могильщика». Им лихо это удавалось, ведь стоило одной завидеть страшного деда издали, как обе удирали куда глаза глядят.
И все же не всегда это получалось. Когда очередной раз пожилому мужчине удалось приблизиться к ним, он снова устремил свой взгляд на Надю. Девчонку просто затрясло от страха. Она ему нужна, теперь в этом не было сомнений. Чтобы посадить в свой жуткий мешок и закопать.
-Я не дам тебя ему! – заявила Лена, и можно было в этом не сомневаться. Если не струсит, то будет храбро защищать подругу. Но вот кое-что тревожило Лену. Она должна была сказать об этом подруге. - Надюх, ты только не думай, что я выдумываю, - произнесла осторожно девочка, - но мне показалось, когда он смотрел на тебя, то улыбался.
Надя с удивлением поглядела на подругу. Как она могла разглядеть улыбку на страшном, бородатом лице?
Лена покачала головой. Она была уверена, что на лице «могильщика» появилась именно добрая улыбка, когда он глядел на Надю.
Тревожно было девочке. Кошмары снились все чаще, а тут еще дед этот страшный. Что же ему надо от нее? К тревогам примешивалось странное ощущение. Надя была еще слишком мала, и не понимала, что это называется предчувствием.
Однажды, придя со школы домой, она увидела, что перед дверью стоят какие-то люди. Они говорили приглушенно, на лицах не было улыбки. Девочка не слышала, о чем они говорили, но была точно уверена, что звучало ее имя.
В тот день Надя узнала, что ее мама умерла. По словам соседей, Тамара получила какую-то страшную новость и выпила целый пузырек лекарств. Судя по всему, женщина хотела умереть.
Маму девочка увидела только на похоронах. Несколько недель она жила в доме у Лены. Светляковы приютили Надю, пока не решится вопрос, где она будет жить.
Если бы не поддержка Лены и ее родных, Надя, наверное, бы не пережила это страшное время. Мама подруги дежурила у ее кровати, жалела, успокаивала и гладила по голове, когда бедняжка просыпалась с криками. Девочку продолжали беспокоить страшные сны. Теперь они приходили каждую ночь.
Надя не знала, что с ней будет потом. От людей на похоронах она слышала, что «дочка, наверное, отправится в детский дом». Всей душой она желала, чтобы этого не случилось.
- Как бы я хотела, чтобы ты осталась жить у нас, - с надеждой произнесла Лена. Ей было безумно жаль подругу. Девочка не представляла, как это – жить в детском доме, совсем без мамы?
Надя потихоньку приходила в себя. Она снова стала улыбаться, мысли о маме уже не так терзали ее душу. На смену душевной боли пришла тихая печаль. В доме Светляковых девочку вкусно кормили, мама подруги подарила ей новую одежду. И все же она понимала, что однажды ей придется покинуть этот гостеприимный добрый дом.
Но, как оказалось, не в интернат должна была отправиться Надя. Новость сообщила ей Лена. Она услышала разговор родителей и побежала рассказывать подруге.
- Надюшка! – воскликнула она, и слезы полились из ее глаз, - тебя забирают завтра!
- В детский дом? – распахнув глаза, прошептала Надя.
Лена покачала головой. Ах, какую неприятную весть она сообщит сейчас любимой подруге!,
- Нет, ты пойдешь жить к «могильщику», - тихо сказала она и опустила глаза.
В этот момент Надя грохнулась в обморок. Слишком много испытаний пришлось ей пережить за последнее время.
***
Как надеялась девочка, что подруга ошибается. Может, Лена что-то не так услышала? Или зло пошутила?
Но, нет. Вечером мама Лены помогла собрать девочки ее вещи, а утром на пороге дома оказался старик. Сердце Нади сильно билось, из глаз текли слезы, душу сковывал страх.
Удивительно, но Светляковы разговаривали со стариком с уважением. Он громко дышал, вежливо отвечал, но девочка даже не слышала, о чем он говорит. Ее затрясло, когда «могильщик» подошел к ней и протянул руку.
- Пойдем, моя хорошая, пора, - прохрипел он тихо. Улыбался он, или лицо деда было искажено гримасой – сложно сказать. За густой бородой этого не узреть.
Надя всегда была послушной, но в тот момент осталась стоять на месте. Она прижалась к стене...Нет, она никуда не пойдет. Лучше в интернат, чем к старику в его мрачный, старый дом. Где он живет? Да, скорее всего на кладбище.
Дед вздохнул, сделал шаг и подхватил девочку на руки. Огромная сила ощущалась у этого старика. Он прохрипел, что за вещами придет позже, попрощался с хозяевами и вынес Надю из дома.
Девочка и пикнуть боялась. Она просто дрожала, не в силах унять жуткий страх. Какое-то время он нес ее молча, затем заговорил.
- Девонька моя, давай дальше ножками? – спросил он, заглядывая Наде в глаза. Девочка кивнула.
Дед спустил ее на землю и взял за руку. И опять долгое время молчал.
- Надя, ты взрослая девочка уже, давай поговорим, - предложил дед, чуть сжав ее руку в ладони.
Надя снова кивнула.
- Надя, меня зовут дедушка Вася. И я твой дед.
Надя с удивлением посмотрела на старика, она не верила...
- Сын у нас был, Борис звали. Гулякой он был. Женился на девице городской, а к твоей маме захаживал, когда в село приезжал. Вот так ты на свет появилась. От нас твое рождение скрыл, мы позже узнали, что внучка у нас есть. Хотел я к тебе подойти, да видел, что боишься меня. Вот и не решался, - говорил дед.
На мгновение Надя даже забыла о своих страхах. Впервые с нею разговаривали, как со взрослой. Не все понимала девочка, о чем он говорил, но вспомнила тот вечер, когда загадочный гость приходил к ее матери. Мать тогда плакала, сказала, что это был ее отец. Значит, это и был Борис.
- И где мой папа сейчас? – тихо спросила Надя.
- Папа твой…погиб он недавно. А Тамарка как узнала, так и от тоски за ним последовала. Видимо, любила его сильно, хотя, говорят, многих привечала у себя, - с горечью произнес дед Вася.
- Почему вы меня забрали? – задала девочка свой главный вопрос.
- Потому что у тебя больше никого нет. И у нас с твой бабушкой тоже…никого нет. Бориска с женой внуков не родили. Вот и подумали мы, негоже внучке единственной в детский дом идти при живых бабке с дедом.
Надя кивнула. Ей по-прежнему было страшно, но теперь она хотя бы начинала что-то понимать. Долго шли они до нового поселка. Все переживала девочка, как она будет жить в чужом доме? А какая у него жена, ее бабушка? Тоже, небось, страшная.
***
К огромному удивлению Нади, дед Вася привел ее в большой и светлый дом. Она никогда еще не бывала в новой части поселка. Здесь вообще все-было по-другому. И домики светлые, и дороги широкие. И соседи встречали ее с улыбкой.
С замиранием дыхания переступила Надя дом дедушки Васи и ахнула. Как же все здесь было красиво. Стены и потолки украшали элементы, вырезанные из дерева. Как чудесно оформлен обеденный стол дивным орнаментом! Какими изящными были спинки стульев с невиданными узорами.
В доме было светло и просторно. Девочку встретил маленький лохматый песик. Он залаял и подбежал к деду.
- Нравится? - с гордостью спросил старик, - сам все вырезал.
Девочка кивнула. Она испытывала просто невероятный восторг, ведь никогда не видела ничего подобного.
- Давай с Кузьмой познакомлю, - сказал дед, взял на руки щенка и поднес его к лицу Нади. Малыш тявкнул, а потом лизнул ее. Девочка рассмеялась. Старик засмеялся тоже:
- Кузьма малой еще совсем, скоро на улице будет жить, дом охранять. И тебя, и нас в обиду не даст.
- Как же его на улицу? – огорчилась Надя. Кузьма ей очень понравился. Она подумала, что с этим замечательным песиком жизнь в доме деда будет не такой ужасной.
- Хочешь в доме оставить? Ох, не даст нам бабка, чтобы собака по дому носилась. Ну ладно, уговорю я ее, - согласился дедушка.
Надя почувствовала, что старик очень расположен к ней. Вот даже собачку был готов не выгонять на улицу ради внучки.
Познакомилась Надя и с бабушкой. Она была совсем не страшной, даже наоборот. Баба Галя обняла девочку и сказала, что очень ей рада. Надя сразу почувствовала расположение к бабушке.
В новом доме у девочки была своя большая комната. Здесь тоже было удивительно чисто и светло. Баба Галя очень старалась угодить внучке. Она стряпала воздушные пироги и пекла восхитительное печенье.
Щи бабуля готовила наваристые, ароматные и всегда с мясом. А варенье варила душистое, прозрачное и очень вкусное!
Надя ходила теперь в новую школу. Девочку здесь приняли тепло и приветливо. Узнав, что внучка тоскует по подруге, дед съездил за Леной, и привез ее к ним в дом. Подружки крепко обнялись, им так о многом хотелось рассказать друг другу!
Надя поведала удивленной подруге, что живет счастливо. И дедушка Вася, он вовсе не «могильщик». Да, он умеет делать металлические ограждения на кладбище, красиво писать и рисовать, вырезать из дерева. И вообще он может делать все красивое, даже вышивать!
А еще он рисует стенгазеты и стихи красивые пишет. Его даже в город звали в типографию работать, чтобы он иллюстрации к детским книгам рисовал!
А шрамы на лице у дедушки, потому что он на войне был. И хромает из-за ранения, и дышит потому так тяжело.
Лена слушала подругу и диву давалась. Конечно, она радовалась за Надю. Живет в таком прекрасном доме! И дед добрым оказался, и бабуля ее любит, и Кузьма просто чудо.
А еще Лена поинтересовалась, не снятся ли больше Наде кошмары. Та нехотя призналась, что иногда все-таки бывают страшные сны.
Именно в ту ночь девочка проснулась от собственного крика. Надя выбежала из комнаты и решила посидеть на кухне. Но тут она заметила, что в мастерской деда горит свет. Ох, как же ей в эту минуту хотелось увидеть живого человека! И девочка приоткрыла дверь в мастерскую.
- А ты чего не спишь, полуночница? – с удивлением спросил дед. Он стоял перед мольбертом с кистью и что-то рисовал.
Надя, всхлипывая, рассказала дедушке, что видела страшный сон. Тот не отмахнулся от девочки и поинтересовался, что такого она увидела. Во всех подробностях он расспросил ее, как выглядело то существо, что посмело потревожить его внучку. Слушал, и продолжал рисовать.
Девочка не понимала, зачем дед выспрашивает у нее все это. Однако рассказывая, Надя потихоньку успокаивалась. А потом дед подозвал ее к себе посмотреть, что за рисунок у него получился. Внучка заглянула и ахнула. А потом рассмеялась.
Там был изображен точь-в-точь тот страшный человек, который тянул к ней свои руки в ее кошмаре. Только в исполнении деда он получился очень забавным.
- Успокоилась? – с улыбкой спросил дедушка, - а теперь беги спать! Мне еще до утра поработать нужно.
Оставшуюся часть ночи Надя спала особенно сладко. В следующую ночь кошмары ее не мучили. Однако через некоторое время она снова проснулась посреди ночи. И вновь она прибежала к деду в мастерскую рассказать о своих страхах. И снова он изобразил страшное существо на бумаге. Очень похоже, но так, что без смеха не взглянешь. Так случалось каждый раз, когда кошмары одолевали девочку. А потом они прекратились и больше не мучили ее никогда.
ЭПИЛОГ
2020 год
Надежда приехала в Устиничное. Она давно уже жила в Хабаровске – здесь Надя закончила институт, вышла замуж и родила дочь Катюшу. Даже когда не стало дедушки Васи и бабы Гали, женщина частенько приезжала в родное село.
Здесь остались многие ее знакомые, она охотно встречалась с друзьями своего детства. В 2012 году не стало бабушки. В 2015 ушел дедушка Вася. Пока они были живы, внучка постоянно навещала их, помогала. Даже работников пыталась привезти, чтобы помогли деду покрасить забор и огород вскопать. Но дед Вася даже слышать не хотел об этом. До последнего сам ковырялся в огороде, а еще рисовал и вырезал что-то из дерева.
В этот раз Надя приняла тяжелое для нее решение – нужно было продавать дом. Как раз нашелся покупатель. Тяжело ей было расставаться с этим чудесным местом. Когда-то она страшно боялась переступать порог этого дома, зато потом была здесь безмерно счастлива.
- Прощайте, мои солнышки, прощайте, родные, - тихонечко сказала Надя, покидая дом. Она верила, что душа ее дедушки Васи по-прежнему здесь. Он слышит ее, иначе и быть не могло./
В подтверждение ее мыслей легкий ветерок потрепал ее волосы. Так иногда делал дед, когда хотел тихонечко пожурить за шалости или похвалить. Никогда она не слышала от него грубого слова, ни разу он не прикрикнул на внучку, не осудил ее.
Тепло и как родного, Василий и Галина приняли ее мужа. Невероятной нежностью и заботой они окружили ее дочь. Каждый день, проведенный с ними, Надежда будет всегда вспоминать с любовью и благодарностью. Последний раз она оглянулась на дом, смахнула слезу, улыбнулась и ушла прочь.
Спасибо за прочтение. Другие истории можно найти в навигации по каналу)