Мои два родных деда не вернулись домой во времена Великой Отечественной войны. Поэтому я рос с бабушками и тайно завидовал тем своим друзьям, у кого были дедушки. Ведь с дедушкой можно было поговорить о войне, расспросить всё, а еще пройтись по улице, держась за его крепкую руку. Да, своими погибшими дедушками я очень гордился, но мне так не хватало их… Родители вечно заняты, а был бы жив хоть один дедушка, он бы со мной круглосуточно и круглогодично проводил время. И я закрывал глаза и мечтал, мечтал, мечтал…
– Андрюха, ты выйдешь гулять? – Гришка уже в восемь утра стоял у меня на пороге. На улице снега намело. Погодка что надо для гонок на лыжах и войнушки снежками.
Как-никак зимние каникулы начались. Каждый день на счету, столько игр запланировано. Лишь бы снег не растаял… Но, вместо того чтобы на скорую руку одеться, я со счастливой миной помахал головой в разные стороны.
– Понимаешь, Гришка, у меня важное дело…
– Не понял, – удивился друг, – что может быть важнее снега???
– Телефон!!! Ура! Нам сегодня проведут телефон, представляешь?! – восторженно объяснял я причину.
– Ух ты-ы-ы! Как только телефон заработает, клянись, что тут же меня пригласишь. У меня есть идея! – и мы пожали друг другу руки в знак обоюдного соглашения.
На следующий день, когда родители ушли на работу, я тут же пригласил Гришку к себе. Мы широко раскрытыми глазами смотрели на чудо-аппарат и поначалу даже боялись дышать на него. Для нас тогда было настоящим волшебством то, что, сняв трубку и покрутив диск с цифрами, можно было услышать чей-то голос.
– Андрюх, теперь можно даже в космос позвонить… – загадочно произнес Гришка.
– А давай попробуем? – смело предложил я. – Но для этого нужно знать номер телефона. Вот у нас тоже есть.
И я назвал выученный назубок свой номер телефона. Гришка задумчиво почесал голову, и вдруг его лицо озарила радостная улыбка.
– Придумал! Предлагаю попробовать изменять в твоем номере цифры, пока не дозвонимся до космонавтов!
Мы взяли ручку и листочек, чтобы записывать номера (вдруг всё получится, чтобы не забыть и не напутать). Гришка диктовал, я крутил циферблат. Затем слушали в трубку, кто отзывался на том конце провода. Сами же боялись что-либо говорить.
То бабуля какая-то кричала в трубку, то строгий мужской голос «алэкал», то кто-то фукал в трубку и кричал, что не слышно. В общем, мы устали, а тут еще Гришку мама позвала обедать. А меня всё подмывало еще снять трубку и позвонить. И я не выдержал. Взял ручку и записал выдуманный номер телефона. Набрал.
– Внучок… Слышишь меня?
Знаю, что слышишь. Ты молодец, что позвонил…
Меня как молнией ударило.
Я слышал в трубку пожилой приятный мужской голос, который называл меня ВНУКОМ! Мне хотелось от радости кричать: «ДА, ЭТО Я, ДЕДУШКА… ТВОЙ ВНУК!» Но я понимал, что дедушка не мой… Боялся что-то сказать и не хотел вешать трубку, как до этого мы делали с Гришкой.
– Внучок, ты слышишь меня?
Я так долго ждал твоего звонка…
– Я слышу… – вдруг несмело произнес я в трубку.
Час прошел незаметно. О чем мы только не разговаривали с ДЕДОМ из телефона – о космосе, футболе, казаках-разбойниках… И вдруг он сказал:
– На войне были еще те казаки-разбойники…
Я, когда услышал такое, живенько спросил:
– А ты из автомата стрелял?
– Летчик я, малыш… Танки фашистские подрывал.
– Настоящие танки???
Каникулы пролетели быстро.
Но мне не хотелось даже на улицу играть в снежки. Я каждый день ждал разговора с ДЕДУШКОЙ из телефона. Исправно набирал записанный номер телефона на листочке и слушал, слушал… А ДЕДУШКА мне всё рассказывал и рассказывал о войне.
Однажды я не выдержал и рассказал о своей тайне маме и папе. Показал свой заветный листок бумаги с номером телефона ДЕДУШКИ.
Родители грустно на меня посмотрели, а потом долго что-то обсуждали полушепотом.
Спустя неделю на выходные отец с матерью предложили мне поехать в гости.
– А к кому мы едем? – спросил я отца.
– Увидишь, – ответил он и весело подмигнул. – Считай, что мы играем в казаки-разбойники.
– А кого ищем? Разбойника? – оживился я.
– Зачем нам разбойники? Мы идем по пути настоящего казака! Героя!
– Ух ты! Здорово! – и у меня загорелись от счастья глаза.
Мы подъехали к обычному дому, поднялись на пятый этаж и позвонили в обычную дверь. И я подумал: «Разве за такой обычной дверью живет герой?!» Но когда она открылась, на пороге стоял ДЕДУШКА. Весь в орденах! И как только он произнес: «Ну здравствуй, внучок!» – я тут же его узнал по голосу. Слезы полились произвольно, и я буквально упал в его объятия.
Папа и мама после рассказали, что решили найти «загадочного дедушку». Обратились к другу из милиции. Проехались по адресу и узнали, что по нему проживает одинокий пенсионер Иван Трофимович. Разговорились. Узнали, что Иван Трофимович дошел, а точнее, долетел до Берлина. И решили старика ближе познакомить со мной.
Вот так появился у меня ДЕДУШКА. А у ДЕДУШКИ – я и мои родители. Теперь Иван Трофимович не был одинок!