Патологическое сознание есть дар человека самому себе.
Маленькая книга о больном сознании
Для чего патологическое сознание нужно самому себе?
Разумное сознание есть незаслуженный человеком дар Божий. Этот дар служит для восхваления Творца из бескорыстной любви к Нему.
Патологическое сознание, напротив, есть дар человека самому себе, дар напрасный и случайный.
ПС вызвано нуждами нового человека. Оно выгодно своему носителю и в личном плане, и в общественном. ПС служит пользе, успеху, но его воля к власти неутолима, и поэтому не знает, что такое польза и успех в обычном смысле.
По этой причине ПС ничего не познает бескорыстно, без задней мысли. Оно всегда стремится к практическому результату, пусть и утопическому. Впрочем, в той мере, в какой эти цели оказываются вдруг недостижимыми, ПС может позировать и в качестве бескорыстно ищущего истину.
ПС, как мы уже знаем, погружает человека в беспорядок, который, впрочем, имеет вид порядка, потому что раздвоенность ПС соответствует делению новых людей в обществе на два типа: идеолога и частного человека. За счет этого ПС позволяет своему носителю мнимо понимать (1 Тим. 6:20) самого себя и окружающих его новых людей. Не менее важно то, что ПС – это не сознание вообще, и за счет этого помогает новому человеку не понимать себя, человека вообще, Церковь и государство. Обе эти задачи должны быть решены, иначе новому человеку становится очень неудобно: он теряет надежду сориентироваться в созданном им порядке-беспорядке.
Связь с двумя основными мотивами
Прежде всего, ПС позволяет человеку овладеть своим существованием, своей судьбой, так как обеспечивает авторитетное понимание со стороны управляющей части сознания.
Во-вторых, ПС позволяет уклониться от ответов на страшные вопросы. Оно со всех сторон защищает своего носителя от действительности. ПС видит реальность, но с большими и произвольными изъятиями.
Благодаря управляющей части сознания, ПС заведомо неверно знает, что ему «полезно» оставаться самим собой. «Вредом» же считается превращение в сознание разумное. Такая несамостоятельность ПС делает для него невозможным свободное исследование реальности и обращение к истине. Так ПС становится непобедимым.
Итак, основная функция ПС – обманывать своего носителя и окружающих. Если предложить некоторую метафору, то ПС отделена от общей для всех реальности своего рода мембраной из духовных болезней.
Основная функция
Соответственно своему главному назначению, ПС обманывает своего носителя в его отношениях с человеческой действительностью и не исполняет того, что ему обещало.
Например, носитель ПС овладевает своим существованием, но достигает этого единственно возможным способом: через самоослепление, то есть не видит существенных частей реальности, которые к тому же непрестанно напоминают о себе.
У человека теперь есть оправдания для любых мыслей, слов и действий, но эти оправдания действительны только для него самого и ему подобных.
ПС удается охранить своего носителя и от стресса, но ценой утраты сознания.
ПС способно снять напряжение. Теперь нового человека по-настоящему ничто не беспокоит, и он сам свободно выбирает, в какой из «мифов заботы» ему веровать. Все посильно для такого человека, но какой ценой! Реальность становится для него дикой, как лес, где все теряют свои имена, как в «Алисе в Зазеркалье».
Истинный интерес можно заглушить развлечением, но только на время. И так далее.
Другие важные функции патологического сознания
Перечислим другие важные функции патологического сознания:
- Избавлять от напряжения.
- Останавливать мысль, обеспечивая уход от преследования, которому ПС непрерывно подвергается со стороны общего ума, государства и Церкви;
- Предотвращать стресс.
- Служит для оправдания действий, слов и мыслей;
- Исключает ошибку, зная, что его самооправдания не универсально действительны.
- ПС развлекает. Человек не сосредотачивается на центральных вопросах, его интересы не расположены в порядке: от важных к менее важным. Его внимание блуждает.
- ПС закрывает своему носителю доступ к действительности на уровне воли к власти и интереса;
- Представляет нарушение миропорядка как норму, а беспорядок в обществе – как порядок, за счет чего способно выжить в обществе новых людей;
- ПС намеренно выпадает в дикую реальность, то есть не освоенную разумом и не социализованную. В дикой реальности, в состоянии войны всех против всех, новый человек и проводит свою ужасную жизнь, и здесь, наконец, примиряется с действительностью.
Для чего ПС исключает ошибку?
Патологическое сознание, в отличие разумного, не выносит ошибки. Оно предпочитает обмануться и обмануть, но не признать свою ошибку.
Причина этого в том, что для ПС ошибка несравненно болезненнее, чем для здравого. У носителя ПС нет одного «я», которое бы могло предстать пред Богом, покаяться, принять на себя вину за ошибку, за грех. В самый нужный момент за внешностью человека никого не оказывается.
Ошибка страшна еще и тем, что подрывает веру в миф об овладении своим существованием, подтачивает веру в пользу и успех.
Поэтому ПС применяет патологические приемы мысли, исключающие ошибку, используя, в том числе, и социальные инструменты. Управляющая часть сознания дарует авторитетное понимание сразу вместе с речью и мыслью. Так действует пропаганда, где толкование уже заложено в тексте лозунга, например, а всякое иное толкование запрещено властью A-сознания.
В результате возникает своего рода магическое овладение реальностью по аналогии с примитивным сознанием:
Не было еще примера, чтобы неудача какого-нибудь магического обряда обескуражила тех, кто в него верит. Ливингстон сообщает о длинном споре, который у него был с заклинателями дождя; свое сообщение он кончает словами: «Мне ни разу не удавалось убедить хотя бы одного из них в ложности их доводов. Их вера в свои „чары“ безгранична». На Никобарских островах «туземцы во всех селениях совершили церемонию, называемую „танангла“ (помощь или защита). Церемония призвана предотвратить болезнь, появляющуюся с северо-западным муссоном. Бедные никобарцы! Они делают это из года в год, и все без всякого результата».[1]
Уход от преследования
Мы говорили, что ПС в существенном смысле не является сознанием вообще. Теперь необходимо рассказать о том, как ПС притворяется сознанием.
Мир, созданный Богом, доставляет больному сознанию непрестанные мучения. Ведь что такое действительность, освоенная разумом? Это и есть 1) необходимые условия человеческого существования и 2) страшные вопросы.
Стресс страшнее для ПС, чем для разумного сознания, потому что «рождение» ПС нежелательно для него самого. Больное сознание как бы не хочет рождаться из обыденного сознания. Ему неприятно обнаруживать свою болезнь, хотя оно и умеет притворяться здоровым.
Вместе с тем, ПС умеет притворяться даже чем-то большим, чем обычное сознание: голосом коллектива. И все же, имитируя разумное сознание, ПС подражает ему нарочито неумело. ПС прячется, ничего не скрывая, издевается, дразнит из-за театрального занавеса.
Поэтому уход от преследования, то есть от столкновения с познаваемой действительностью, с духовным, общественным и мировым порядком – это не просто набор приемов, а целое умонастроение, результат действительно глубоких размышлений ПС над своим бедственным положением. В уходе от преследования следует видеть не только боязнь разоблачения, а подлинный страх судить и быть судимым, опасность остаться одному в своей душе, предстать пред Лице Божие.
Раздвоение сознания позволяет уклониться от ответа на вопрос: «Что есть истина?», на центральный вопрос человеческого существования.
Внутри себя содержание ПС выглядит целесообразным. Раздор в душе, ее раздвоение и другие проявления больного сознания корректируются этим сознанием в своих интересах. Например, православный модернист умело и в то же время неумело притворяется церковным человеком и за счет этого способен продвигаться по иерархической лестнице сколь угодно высоко. Умелость показывает в нем «православного», а неумение служит опознавательным знаком для ему подобных, показывает в нем врага Православия.
Концепты и процессы ПС выступают в качестве завесы, скрывающей реальность, а это, как мы видим, считается полезным для ПС. Фантастические понятия соединяются здесь светским мистическим образом, с помощью гипертрофированного воображения, что тоже выглядит целесообразным. Светская мистика здесь действует как анестезия, прежде всего избавляя от мук познания и от опасности ошибиться.
Уход от преследования рождает свои приемы, общие и частные, например:
- Ложные мысли с помощью патологических процессов складываются в тот или иной светский символ веры, фиксируются в «гностических коранах». К этим авторитетным источникам обращаются, когда угрожает стресс, и с их помощью фасцинируют частного человека.
- Вводится запрет на определения, на доказательства;
- Носитель ПС получает разрешение противоречить и прямо лгать;
- «Нас не так поняли», «Я не это хотел сказать», и много-много других приемов (процессов).
Наконец, уход от преследования совершается через выпадение в дикую реальность, о котором мы поговорим в следующей статье.
Следующая глава: Патологическое сознание как социальный фактор
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994. С. 52. ↩︎