Найти тему

Telecaster. Начало

Из всех вещей, создаваемых человеком, крайне мало тех, которые получаются сразу и навсегда. Безусловно, эта вещь будет подвергаться улучшениям и изменениям, – как чисто техническим, так и вслед за поветриями моды, – но внутренняя основа, стержень, структура остаются теми же.

Одной из таких вещей является цельнокорпусная электрогитара, первой серийно выпускаемой моделью которой была Fender Telecaster. Электрогитара, как и любой музыкальный инструмент - сочетание музыкальной, технической и эстетической мысли, и тем удивительнее, что эти необходимые и достаточные линии сошлись в одном месте, в одно время и в голове одного человека. Скрипка, например, эволюционировала до привычного нам вида порядка трех сотен лет, у «телекастера» же основные изменения произошли за первые пять лет его существования.

Вне всякого сомнения, руководствуясь одним только методом проб и ошибок, по наитию, сделать полноценный музыкальный инструмент из первого прототипа за столь короткий срок нереально.

Ко времени появления «Телекастера» Лео Фендер и его компаньоны не были новичками в музыкальном деле. Сам Лео в юности играл на пианино, а в середине 20-х годов он начал серьезно интересоваться электроникой. В 1938 году Лео Фендер открыл ремонтную контору Fender Radio Service, где занимался ремонтом различной электроники. Музыкальная аппаратура имела в те годы (да и сейчас, в общем-то, тоже) интенсивность отказов не меньшую, чем, например, радиоприемная или телефонная, что дало возможность Лео Фендеру досконально изучить конструкцию и схемотехнику существовавших тогда электромузыкальных инструментов и оборудования для них.

Приблизительно в 1940 году Лео Фендер познакомился с Доком Кауфманом, человеком, как и он, увлеченным темой электромузыкальных инструментов. В 30-е годы Кауфман работал в фирме Rickenbacker, и во время работы там он, в числе прочего, изобрел конструкцию вибрато, совмещенную с бриджем и струнодержателем:

Гитара Gretsch с тремоло-системой Vib-rola
Гитара Gretsch с тремоло-системой Vib-rola

Итогом знакомства Фендера и Кауфмана стала организация в 1942 г. фирмы K&F, по первым буквам фамилий основателей. Новоиспеченная фирма занималась продажей инструментальных комбоусилителей и стил-гитар собственной разработки.

К 1944 г. Фендером и Кауфманом была разработана модель звукоснимателя, удовлетворявшего пожеланиям Фендера по звуку. Фендер хотел, чтоб его звукосниматель, установленный на цельнокорпусную гитару, имел бы звучание, приближенное к стил-гитаре. Решение было простым (в стиле Фендера) и очевидным – он поставил раздельные магниты для каждой струны. Конструкция звукоснимателя была запатентована в декабре 1948 г.

Патент US2455575 на звукосниматель системы direct-string
Патент US2455575 на звукосниматель системы direct-string

К 1945 году взгляды Фендера и Кауфмана на развитие бизнеса разошлись, и в начале 1946 г. Фендер стал единоличным владельцем компании, вскоре переименованной в Fender Electric Instrument Co. Несмотря на разделение деловых отношений, взаимоотношения Фендера и Кауфмана оставались дружескими до самой смерти Кауфмана в июне 1990 г.

В деле разработки электрогитар сподвижником Лео Фендера был Джордж Фуллертон, с которым он познакомился в 1948 г. В частности, именно Фуллертон разработал форму корпуса «Телекастера». Первый прототип цельнокорпусной гитары был готов к 1949 году:

Прототип "Телекастера" в музее фирмы Fender [1]
Прототип "Телекастера" в музее фирмы Fender [1]

В 1949 г. было создано две визитные карточки «Телекастеров» - форма пера грифа с колками в ряд, а также конструкция бриджа (держателя струн на корпусе, от англ. «bridge» - мост; конструкция струнодержателя на испанских гитарах на него похожа). Форма пера была продиктована исключительно эстетическими соображениями – Лео не нравилось расхождение струн при расположении колков 3+3. Что же касается бриджа, то он стал уникальной конструкцией, в которой совмещено крепление струн, их раздельная регулировка и бриджевый звукосниматель:

Фрагмент первой страницы патента US2573254
Фрагмент первой страницы патента US2573254

Знаменитая надпись «FENDER PAT.PEND» означает «patent pending». Фендер запатентовал не только звукосниматель, но и конструкцию бриджа. Патентная заявка была удовлетворена только в 1951 г., но серийные гитары еще очень долго выпускались с бриджем без номера патента.

Несмотря на то, что конструкция бриджа предполагала точную настройку высоты и мензуры каждой струны, на практике из-за наличия всего трех седел под струны это получалось не всегда. По всей видимости, первой гитарой Фендера с индивидуальным седлом под каждую струну стал «Стратокастер», а на «Телекастере» заводские бриджи с шестью седлами появились только в начале 1970-х на модели Telecaster Deluxe.

Еще одной запоминающейся деталью этого бриджа является крышка, прозванная «мыльницей». Как было выяснено на практике, крышка такой конструкции создает определенные затруднения при игре, поэтому большинство музыкантов от нее отказывались и играли с открытым бриджем. Подобная крышка, но меньших размеров, была и на ранних образцах «Стратокастеров».

Рекламный плакат Telecaster. Отчетливо видна "мыльница" на бридже.
Рекламный плакат Telecaster. Отчетливо видна "мыльница" на бридже.

К 1950 г. были готовы модели «Broadcaster» – с двумя звукоснимателями, и «Esquire» – с одним, в бридже. Обе эти модели были представлены на выставке NAMM в том же году. Название для флагманской модели «Broadcaster», по всей видимости, появилось от слова «broadcast» - эфирное вещание.

Однако, 1950 год в истории «Телекастера» известен не тем.

Во-первых, летом 1950 г. произошло основное изменение конструкции гитары – в гриф был добавлен анкерный стержень, противодействующий силе натяжения струн и не дающий грифу сгибаться под нагрузкой. Сам по себе анкер был известен еще с 1920-х годов, и новинкой не был, но Лео был уверен в том, что изготовленный из качественного клена гриф не будет подвержен изгибу. Однако, то ли какие-то грифы все же повело, то ли еще по какой-то причине, Лео в конце концов пришел к выводу о необходимости анкера. С лета 1950 г. все гитары Fender начали выпускаться с анкером.

Во-вторых, к концу 1950 г. темпы производства гитар начали расти, и в это время к фирме Фендера появились претензии от компании Gretsch, в модельном ряду которой были барабаны с названием Broadkaster. Здраво рассудив, что тягаться в судах с фирмой уровня Gretsch ему не по силам, Лео Фендер принял решение об изменении названия гитары. Новым названием, придуманным к апрелю 1951 г. Доном Рэндаллом, советником Лео Фендера по маркетингу, стало «Telecaster». Однако, в период с февраля по август 1951 г. гитары «Broadcaster» выпускались только с надписью «Fender» на пере грифа. Официального названия у этих гитар нет, однако среди коллекционеров эти гитары имеют прозвище «Nocaster».

По иронии судьбы, в 2002 г. Gretsch была приобретена фирмой Fender. Но это, как говорит подполковник Томин, уже совсем другая история.

Наверное, последним технически значимым изменением в ранних «Телекастерах» стало изменение схемы распайки схемы. К привычной сегодня схеме, когда позиционный переключатель включает определенные звукосниматели или их комбинацию, а регуляторы отвечают за громкость и тембр высоких частот, пришли не сразу. Изначальная схема была довольно неочевидной: в двух положениях переключателя работал нековый (от англ. «neck», гриф; ближний к грифу) датчик с различными фильтрами, а в третьем – оба датчика, притом один из регуляторов отвечал за подмешивание звука от некового датчика.

Таким образом, к 1952 г. гитары «Telecaster» приобрели привычный нам вид – в светло-желтом цвете, с накладкой из белого пластика и двумя звукоснимателями. Именно копия этого модельного года выпускается в серии `52 Vintage.

Всего за 5 лет, - с 1948 по 1952 гг., - под руководством Лео Фендера была создана первая цельнокорпусная электрогитара, пригодная для игры любого жанра, в студии и на сцене, стоя и сидя… Доподлинно неизвестно, читал ли Лео Фендер «Десять книг об архитектуре», но точно известно, что «Телекастер» полностью удовлетворяет витрувианской максиме «прочность, польза, красота». Чему доказательством является то, что «Телекастер» был актуален в 50-е в руках Джимми Брайанта, в 60-е у Робби ван Леувена, в 70-е у Хью Корнуэлла, в 80-е у Френсиса Росси, в 90-е у Курта Кобейна… Остается он актуальным и по сей день, даже несмотря на наличие огромного множества других, более современных, гитар. И, скорее всего, варианта уйти со сцены у него больше нет.

Первая страница патента USD164227 на дизайн "Телекастера"
Первая страница патента USD164227 на дизайн "Телекастера"

Ссылки:
1. Clusternote. Fender Esquire 1st prototype in 1949. URL:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fender_Esquire_1st_prototype_in_1949_at_Fender_Guitar_Factory_museum.jpg