Найти тему
Школа перемен

Пусть хоть деревянная: всё равно золотая! Идем на медаль

Оглавление

В вашей школе давно не было медалистов? Тогда мы идем к вам.

Итак, все на низком старте. Завтра начнется гонка. Именно так - наперегонки со временем, психической и физической энергией, деньгами, которых всегда не хватает, а порой и здравым смыслом...

Сегодня целый день в ходе подготовки к погружению в процесс размышляла о ближайшем будущем, поэтому эта статья вышла позже, чем мне хотелось бы.

Моя дочь идёт в 10-й профильный класс. Уточню сразу – школа муниципальная, бесплатная и очень хорошая. Дочь поступила в нее в 5м классе. Эти 5 лет потребовали много усилий. Но ни разу не было желания уйти в ближайшую простую школу, где она училась в началке.

И даже ее «НЕЕЕТ! на вопрос, хочет ли она в школу, о котором я уже писала, никак не отменяет понимания того, что со школой ей повезло.

Там друзья и есть очень хорошие учителя.

Золотая медаль и красный аттестат - для некоторых становятся самоцелью
Золотая медаль и красный аттестат - для некоторых становятся самоцелью

А теперь о причинах задумчивости.

1. Друзья. «....а те далече»

Слава богу – все живы-здоровы, насколько мы в курсе. Но в наш мощный 10-й придут не все, кто хотел, хоть и собирались. И дело не в колледжах, которые в Москве в сейчас очень востребованы. Причины более затейливы. И сегодня – об одной из них:

Золотая медаль

Одноклассник дочери, назовем его Паша, вполне успешный ученик, закончил 9-й класс почти на отлично. У парня не было проблем в коммуникации, его все любят, и в родной школе ему было хорошо. Но всё дело, с точки зрения родителей, в этом вот почти.

Родители хотят медаль. А у него в нашей школе даже за 9-й класс красный аттестат не вышел – две четверки по непрофильным для него предметам.

Мы не знаем, хочет ли медаль сам Паша. Дочь говорит, что он осознает ее ценность. Прежде всего для семьи. Там все медалисты, начиная с бабушки и дедушки по маминой линии – плюс сестра и двоюродные братья. Вопросами образования в семье заведует мама. Она и решила всё за всех.

Итог на сегодня: Паша уходит в школу на районе, куда нет никакого специального отбора, а его с достижениями – олимпиадник, призер городских проектных конкурсов, почти отличник - взяли сразу и с восторгом.

Обещали в лучший 10-й класс определить. И главное – всячески во всём поддерживать и помогать на их нелегком пути к золоту.

2. Учителя

Обещание было дано на уровне администрации школы.

И не важно, что в этом лучшем 10-м классе средний балл по всем предметам 3,8. Половина учеников не очень хорошо говорят по-русски (судя по переписке в чате, которую я видела, в их русской грамматике только 2 рода имен существительных, о наличии среднего они что-то слышали, но куда деть, не знают).

И то, что часть учителей говорят и пишут с ошибками, родителей Паши не смутило. У них очень хорошие репетиторы по нужным для ЕГЭ предметам, а всё остальное вообще не важно. В общем, чем ниже уровень учителя по непрофильному для них предмету, тем лучше - проще будет договориться, чтобы ребенка своим предметом не нагружал.

- Сдам реферат – поставит 5. Мама договорится. В этой школе так делают. – делился Паша.

В нашей нынешней школе ничего подобного ожидать не приходится. Никаких обещаний и вытаскиваний на красный аттестат.

Спросила, что думает дочь об этом походе за медалью. Она грустно пожала плечами:

- У него вся семья на этой медали свихнулась. Опять же – это плюс к общим баллам ЕГЭ. Наверное, они правы. Особенно, если ему там будут помогать. У нас же только впахивать.

Я понимаю причины грусти и беспокойства моей дочери и ее одноклассников.

Почувствуйте разницу:

Завтра в первый же день занятий у нас 8 уроков!

В школе Паши – только разговоры о важном и классный час.

Знаю, что хорошее образование чрезвычайно важно, и без усилий никогда ничего не получишь. Это аксиома.

Но всё же есть разумные пределы.

И такие понятия как индивидуальный подход, интересы и способности самого ребенка. Точнее – уже не ребенка, а достаточно взрослого и вполне осознанного человека. Особенно в случае обучения в профильном классе.

Вот только в большинстве школ эти разумные понятия и учебный план не согласуются.

Усталость и расход ресурса на ненужные предметы обесточивают
Усталость и расход ресурса на ненужные предметы обесточивают

В социально-экономическом и гуманитарном классах по 2 урока химии, биологии, физики в неделю. Звучит вроде не страшно, но только если учителя этих предметов отдают себе отчет, где и с кем имеют дело.

Наш химик завалил 9-е и 8-е классы настолько, что даже коллеги ему напоминали: гуманитариям не обязательно преподавать химию ВУЗовскую и требовать от них этих знаний на лабораторных и контрольных работах. В ответ он искренне недоумевал:

- А что не так? Они же всё выполняют и даже неплохо в среднем справляются.

Справляются. Но какой ценой? Репетиторы, бессонные ночи, неврозы.

И ладно, если бы им эта химия была хоть сколько-нибудь нужна в этом объеме. Так нет же – большинство просто не хотят проблем с этим увлеченным и эмоциональным мужчиной.

А еще эти слухи о среднем балле аттестата, который каждый год обещают отслеживать и сделать решающим.

Вот и приходится тратить силы и время, и деньги на закрытие этих черных дыр, которые просто высасывают энергию и отнимают время жизни.

Вместо любимой литературы, за которой и пришли в этот класс, тратим ресурс на ненужную, бессмысленную в нашем случае химию.

Пример с химией и литературой – частный. Подставьте вместо них английский и биологию, физику и обществознание.

Который год задаю вопрос в разных школах, где бываю, как решается эта проблема.

Ответы уклончивые. Все понимают нелогичность ситуации, но обычно разводят руками, закатывают глаза и воздевают пальчик в небеса:

- Это – решение министерства. Мы можем только слегка корректировать самые сложные ситуации. Индивидуально.

Очевидно, что в школе, куда ушел наш приятель Паша, будет тот самый индивидуальный подход. С рефератами.

Медаль как самоцель иногда подменяет знания, но так тешит самолюбие
Медаль как самоцель иногда подменяет знания, но так тешит самолюбие

Логично - когда в школе давно не было медалистов, а это напрямую влияет на рейтинг учебного заведения и размер премий руководства.

И знаете, что лично меня смущает? Моя дочь, ее подруги, сам Паша понимают, что этот его переход, мягко говоря - сомнительная идея с разных точек зрения, кроме одной – это рационально и действительно может дать результат при меньших усилиях.

Одна девочка озвучила это примерно так:

- Мы все понимаем: если думать о знаниях, эта медаль будет скорее деревянная, но какая разница, если это знаем только мы? Формально он будет медалистом – так же, как и те, кто свою медаль честно заработал в крутой школе. А что еще надо, если нужна только медаль?

Задаюсь тем же вопросом. И понимаю, что дети взрослеют. Понятие «компромисс» проживают на собственном опыте.

А что думаете вы, уважаемые читатели о таком вот походе за медалью?

Буду признательна за лайк и ваше мнение в комментариях на эту тонкую тему