Многие молодые люди уверены, что в СССР не было музыкальных телешоу. Но они были, причем зачастую по своему качеству и уровню исполнителей превосходили нынешние. Взять хотя бы телевизионный фестиваль «Песня года» - советский аналог «Фабрики звезд».
Именно этот конкурс был одним из тех, через которые пришла к славе Алла Пугачева. Сейчас трудно представить, что бывшая некоронованная королева российской эстрады, а ныне жена иноагента и релокантка в Израиле, когда-то была всего лишь дерзкой выскочкой. Именно в «Песне» звучали главные ранние хиты Пугачевой – «Арекино», «Айсберг», «Миллион алых роз». Однако Алла Борисовна – далеко не самая заслуженная участница программы, она была ее финалистом-лауреатом всего 19 раз. Первенство в этом отношении держит София Ротару, ныне тоже пребывающая в стане врагов России, со своими 84-я финалами.
Созданная в 1971 году передача «Песня года» была продолжением западной эстрадной тенденции, проявившейся еще в 50-х годах. К ней относятся и «Евровидение», и фестиваль в Сан-Ремо. Но в «Песне» была, разумеется, и советская специфика. Так, сначала сидячие места были строго распределены между зрителями разных статусов и профессий, а все участвовавшие в конкурсе песни проходили, конечно, строгий идеологический отбор. Кроме того, партийное руководство пыталось избежать излишней «звездности», напоминающей, по его мнению, о «загнивающем Западе». Поэтому имена исполнителей назывались списком перед началом концерта, а повышенное внимание уделялось композиторам и авторам песен, которым, собственно, и вручались дипломы лауреатов. Даже движения артистов на сцене подвергались своеобразной «цензуре» - немного пританцовывать дозволялось лишь знаменитостям уровня Валентины Толкуновой и Эдиты Пьехи…
А еще в советское время на фестивале, да и вообще на ТВ, царствовала «фанера». За право исполнить песню не под фонограмму приходилось бороться – как, например, Анне Герман, вживую спевшей в 1977 году песню «Когда цвели сады». К слову, это была одна из трех песен, которую за всю историю передачи исполнили на бис – вопреки всем правилам.
Изначально редакторы выбирали песни из писем телезрителей, однако потом списки стали составляться на основе рейтинга зрительских симпатий. Участники на протяжении года соревновались в отборочных состязаниях, хотя со временем ограничения стали ослабевать. Апофеоза свободы самовыражения шоу достигло в начале 90-х, когда звезды эстрады вспыхивали и гасли с пугающей скоростью. Но тогда же начался и упадок «Песни года». А в 1992 году конкурс был закрыт – никто попросту не хотел давать на него деньги.
Ситуацию спасли лишь усилия ведущей Ангелины Вовк. Но возрожденная ею передача была уже не совсем той «Песней», которую знали зрители. Когда в начале 2000-х Алла Пугачева стала, наряду с Вовк и Евгением Меньшовым, ее ведущей, она постаралась убрать из финала своих старых конкурентов, а сама исполняла по пять песен за концерт – советская «прививка от звездности» ей явно не помогла. Но вот дуэт Меньшова, к сожалению, скончавшегося в 2015 году, и Вовк долгие годы был лицом передачи для целого поколения телезрителей.
В 2004 году из-за конфликта продюсера Игоря Крутого и директора Первого канала Константина Эрнста «Песня» лишилась ежемесячного эфира на основном телеканале страны. Тогда фестиваль превратился в обычный концерт, хоть и по-прежнему воспринимавшийся «главным». Его стали транслировать раз в год в новогодние праздники – сначала на НТВ, а затем на телеканале «Россия».
Наверное, «Песню года» можно называть реликтом времен застоя – лица до боли знакомых звезд, вперемешку с теми, кого забудут к следующему году… Но не стоит забывать, что для миллионов телезрителей этот конкурс был настоящим праздником. А для многих таковым и остается.
Павел Виноградов