Дорогие читатели, поздравляю с 1 сентября (хоть и с опозданием) и новым учебным годом!
По традиции старт полон неожиданностей и смятения: в конце августа получили демоверсии ОГЭ и ЕГЭ, с сочинением в последнем есть значительные изменения, но без конкретных указаний. Здесь я давно не появлялась, но новости напряжённо изучала, и вот что насчёт нововведений этого года могу сказать точно:
Сочинение ОГЭ
- Увеличение количества первичных баллов за грамотность: было 9 — стало 13. На итоговый балл за всю работу теперь сильнее будут влиять орфографические и пунктуационные, и наравне с ними — грамматические и речевые ошибки. Следует уделить особое внимание заданиям с развёрнутым ответом!
- Прекрасная новость насчёт сочинения 13.1: формулировка стала более привлекательной, уже с парой учеников опробовали это сочинение из демоверсии (уже готова поделиться результатами и выводами!)
- В сочинении 13.3, как и в сочинении ЕГЭ, теперь чётко обозначены рамки допустимых жизненных примеров. Предпочтительна опора на литературные произведения, изученные в школе. Обещают и поправить формулировки, чтобы вопрос не дублировал определение понятия (были такие случаи: вопрос В чём заключается доброта? и понятие ДОБРОТА, что сбивало с толку и мешало закреплению чёткой структуры рассуждения).
Нововведения понятны и ожидаемы, меня они порадовали! Интересно, какие мысли возникли у вас при знакомстве с демоверсией?
Сочинение ЕГЭ
А задание 27 вызвало гораздо меньше радости. Количество критериев оценки снизилось, а количество баллов за сочинение возросло: был 21 — стало 22. Но обо всём по порядку:
- Главное. То, что на первый взгляд обрадует выпускников (особенно тех, кто уже уделял время подготовке к ЕГЭ в 10 классе): готовая проблема, её теперь не нужно самостоятельно формулировать. Относиться к такому повороту можно по-разному, но очевидно желание разработчиков экзамена немного упростить жизнь выпускников. Сразу ясно, на чём нужно сфокусироваться при чтении, в каком направлении выстроить аналитическую работу, чтобы не блуждать в хитросплетениях авторских мыслей (все подобранные для экзаменационных вариантов и для сборников тексты неизбежно полифоничны). Остаётся надеяться, что в этом году к текстам для подготовки и к текстам КИМов будут сформулированы очевидные, действительно ключевые проблемы.
- Самое трудное. Теперь, когда проблема задана, в роли тезиса будет выступать сформулированная выпускником позиция автора. И комментировать нужно именно её. Как это сделать, я пока до конца не разобралась: концепция ясна, а реализация — не особо) Уже на этой неделе попробую выложить работы, соответствующие обновлённой структуре. Но при этом боюсь поторопиться и ввести читателей в заблуждение: ждём официальных образцов и конкретных методических указаний, как теперь нужно рассуждать.
- Незначительные, на мой скромный взгляд, изменения — чётко обозначенные рамки допустимых примеров из жизненного опыта. Никаких комиксов, никакой манги — для высшего балла за обоснование собственной позиции (да, его подняли с 1 до 2) опираемся на изученные в школе литературные произведения и конкретные факты. Это прекрасное нововведение, которое должно убрать разногласия между подходами преподавателей: и школьный учитель, и тьютор модной онлайн-школы теперь будут в унисон говорить о том, что нужно читать и что литературный пример в приоритете. А то знаем мы, какой диссонанс вызывала допустимость примеров из аниме и видеоигр...
- В этических ошибках добавлена обширная сноска о недопустимости экстремистских высказываний, "антигосударственных" и "социально неприемлемых" примеров. В целом, ничего нового: в методических рекомендациях не первый год оговаривались конкретные примеры, в которых снижен балл за этику. Немного напрягать может запрет на использование "иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях" — но речь идёт об откровенно разговорных неологизмах, которым не место в письменной, серьёзной работе (кек, краш, кринж и иже с ними).
Обычно дьявол прячется в мелочах, но с демоверсией для меня вышло всё наоборот: с мелочами всё прозрачно понятно, а вот с ключевыми моментами... Остаётся ждать и гадать. Какие впечатления у вас от изменений в ЕГЭ-2025?
📝 В будущих статьях на канале тоже будут небольшие изменения:
- Сочинения ЕГЭ в новом формате буду выкладывать, но пока что с оговорками: это лишь предположение о том, как может выглядеть новое рассуждение. Как только появятся конкретные указания, осмыслим их в новых статьях о комментарии!
- Сочинения ОГЭ теперь буду выкладывать все сразу в одной статье: 13.1, 13.2 и 13.3 по каждому отдельному тексту. Теплится надежда, что первое, лингвистическое сочинение приобретёт заслуженную любовь девятиклассников.
Всем коллегам-преподавателям и выпускникам желаю безоблачного начала учебного года: пусть неизвестность не омрачит праздник, а учёба в этом году будет эффективной и плодотворной! 💜