Найти тему

48-е библейское литургическое чтение ("Шофтим"): Принципы праведного (справедливого) суда

Сорок восьмое по порядку библейское литургическое чтение называется по-еврейски «Шофти́м», то есть «Су́дьи», которых Израилю повелевает поставить пророк Моисей по племенам и семьям своим, для восстановления праведного, справедливого суда в преддверие личного прихода Бога и Его Мессии-Помазанника к Своему народу. Это актуально в период наступающих осенних праздников – библейского нового года, Рош-а-Шана или праздника Труб (шофаров), Страшного суда (Йом кипура), и Кущей (палаток, шалашей), т.е. Суккота, напоминающего верующим о жизни в Присутствии Самого Бога, как это было некогда в Синайской пустыне с Израилем.

[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] «Су́дей и надсмотрщиков поставь себе… по племенам твоим, чтоб судили они народ судом праведным. Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери взяток… Правды, правды ищи, чтобы ты жив был и овладел землёю, которую Господь, Бог твой (Сила твоя), даёт тебе» (Втор.16,18-20).

Каковы же предписываемые судьям (старейшинам народа) правила справедливого суда?

Во-первых, повторяется требование полного и безусловного запрета идолопоклонства и чуждой духовности в среде верующих: «…Пусть не найдётся у тебя никого, проводящего сына… или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, ни заклинателя, ни вызывающего духов, ни знахаря, ни вопрошающего мёртвых,… (ведь) за мерзости эти Господь, Бог твой (Сила твоя), изгоняет (народы) от лица твоего» (Втор.18,9-13).

«Не сади́ себе рощи из каких-либо кумирных деревьев при жертвеннике Господа, Бога твоего (Силы твоей), который ты сделаешь себе. И не ставь себе памятника (каменного сооружения для жертвоприношения), что ненавидит Господь, Бог твой (Сила твоя)» (Втор.16,20-22).

«Не приноси в жертву Господу, Богу твоему (Силе твоей), быка или ягнёнка, в котором будет порок, что-нибудь худое…

Если найдётся в среде твоей…, кто сделает зло…, преступив завет…, и станет служить богам (силам) иным, и поклонится им или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего Я не повелел; и тебе сообщено будет, и ты услышишь, и расследуешь хорошо, и если это точно правда,… то… по словам двух или трёх свидетелей… искорени зло из среды твоей» (Втор.17,1-7), ликвидировав этот порок через отлучение от общества верующих носителя этого порока.

Во-вторых, даются распоряжения о служении тех, кто будет способен судить о здравости духовной жизни Израиля и исследовать Слово Божье для научения верующих истинам Откровения, т.е. о пророках и учителях.

[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] Будь непорочен перед Господом Богом твоим (Силой твоей). Ибо народы эти, которых ты изгоняешь, волхвов и кудесников слушают…; а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды твоей, из братьев твоих, подобного мне, поставит тебе Господь, Бог твой (Сила твоя), – его слушайтесь… И вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить им всё, что Я повелю ему. И будет, человек, который не послушает слов Моих, которые тот говорить будет именем Моим, с того взыщу Я. Но пророк, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов (сил) иных, умереть должен… И если скажешь в сердце своём: “как же узнаем мы слово, которое не говорил Господь?” – то, что скажет пророк именем Господа, но слово то не сбудется и не настанет, то это такое слово, которого не говорил Господь; с дерзостью говорил его пророк, – не бойся его» (Втор.18,13-22), поскольку значение и силу имеет Откровение Божье, передающееся через пророка, а не слова самого человека, особенно если он лишь прикрывается своим духовным званием, не имея реального вдохновения Духа Божьего.

«Если непостижимо будет для тебя (какое-то) дело... по делам спорным..., то… взойди на место, которое изберёт Господь Бог твой; и приди к священникам Лэйвитам и к судье… и расспроси…, и поступи по слову, какое они скажут тебе…» (Втор.17,8-11), научно исследовав Слово Божье по данному вопросу.

В параллельном чтении из новозаветной книги Деяний св. апостолов повествуется о том, как ап. Павел, в конце своего третьего миссионерского путешествия, в прощальной речи к старейшинам Эфесских общин верующих дал им напутственное поучение о признаках успешного пастырского служения пророков и учителей.

«(Братья!) Смотрите за собой и за всем стадом, которое Дух Святой вам поручил, чтобы вы пасли общину Божью, которую Он приобрёл своей собственной кровью. Я знаю, что когда я уйду, к вам придут лютые волки, а они уж ста́да щадить не станут. Даже среди вас самих появятся люди, которые станут искажать истину, чтобы увести учеников (Господа) за собой. Поэтому будьте бдительны! Помните, что я целых три года предупреждал вас со слезами день и ночь каждого по отдельности. Сейчас я вверяю вас Богу и Его слову благодати, которое может назидать вас и дать вам наследие среди всех святых (посвятивших себя Господу). Я ни от кого не хотел брать ни серебра, ни золота, ни одежды. Вы сами знаете, что я своими руками зарабатывал на свои нужды и на нужды моих спутников. Во всём, что бы я ни делал, я показал вам пример того, что мы, трудясь, должны помогать слабым, помня слова Господа Йешуи: "Блаженнее давать, чем принимать"» (Деян.20,17-35).

Таким образом, наряду со служениями пророков и учителей на видное место выдвигается и служение надзирателей, т.е. блюстителей общины. Они праведно служат своим имуществом и управлением общине и тем верующим, которые уже несут служение Господу (в том числе и в качестве пророков и учителей), в силу чего нуждаются в социально-экономической поддержке общины.

Собственно, третьим распоряжением в сегодняшнем библейском литургическом чтении становится как раз заповедь о служении блюстителя общины, царя (правителя) народа Божьего.

[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] «Когда ты придёшь в землю, которую Господь, Всесильный (Бог) твой, даёт тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней, и скажешь: ”поставлю я над собою царя, подобно всем народам, которые вокруг меня”, то поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой (Сила твоя): из среды братьев твоих (не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе)... Только чтоб он… не возвращал народ в Египет для умножения коней... И пусть не обзаводится множеством жён, чтобы не развратилось сердце его; и чтобы серебра и золота не умножал он себе чрезмерно. И вот, как воссядет он на престол царства своего, пусть спишет себе список закона этого… и пусть он читает его все дни жизни своей, чтобы приучился он бояться Господа, Бога своего (Силу свою), чтобы блюсти все слова закона этого и уставы эти, чтобы исполнять их; чтобы не возносилось сердце его над братьями его… среди Исраэйля» (Втор.17,14-20).

Очевидно, что главными признаками праведного царя (правителя, блюстителя Божьей общины верующих) являются:

1. избрание его Господом, т.е. наличие о нём положительного свидетельства Духа Святого через пророка;

2. принадлежность его к той же общине верующих, над которой он и поставлен, чтобы он не был управленцем, назначенным языческим государством;

3. его стремление следовать за уставами Господа в мирном праведном аврамическом служении, а не «возвращать народ в Египет для умножения коней», т.е. к рабству имперской языческой идеологии войны и завоеваний насильственным путём;

4. его доверие Живому Богу, способному защитить Свой народ, а не заключение политических компромиссных договоров с окрестными языческими народами, посредством династических браков с иноплеменницами (как это было с мадианитянками в истории лжепророка Валаама);

5. его нестяжательность и готовность благотворить нуждающимся, а не потребность увеличивать налоговое бремя верующих;

6. его готовность вникать в нужды и интересы общины и руково­дствоваться в своей деятельности установлениями Закона Божьего, а не действовать по своим желаниям. Для этого ему и предписывается собственноручно переписать свиток Священного Писания, как учителю и наставнику народа в практической праведности.

В параллельном чтении из книги Ездры повествуется о том, что в случае отсутствия в среде верующих такого человека, который оказался бы достоин взять на себя данное служение, Господь, будучи «Богом духов всякой плоти», способен Сам найти Себе Помазанника для Своей миссии, даже из среды язычников. Как некогда Навуходоносор, царь Вавилонский и Азаил, царь сирийский, были избраны для наказания непослушного Богу Израиля, так Господь может «возбудить дух» языческого правителя даже для святого служения, чтобы глядя на него, возбудился дух ревности и у представителей народа «царственного священства» верующих.

«В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст (пророка) Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим… и строит дом Господа Бога Израилева… А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему… серебром и золотом и [иным] имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме. И поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники и левиты, всякий, [в ком] возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме. И все соседи их вспомоществовали им серебряными сосудами, золотом, [иным] имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния [для храма]… И встал Йешуа, сын Йоцедеков, и братья его священники, и (князь) Зоровавель, сын Салафиилов, и братья его, и соорудили они жертвенник Богу Израилеву, чтобы возносить на нём всесожжения, как написано в законе Моисея, человека Божия» (1Езд.1,1-6; 3,2).

Четвёртым распоряжением для судей и старейшин народа Божьего в сегодняшнем литургическом чтении становится заповедь о выделении специальных городов в Израиле для предоставления убежища невольным, случайным убийцам – грешникам, которых по закону кровной мести должны были бы убить родственники убитых, но Господь настаивает на необходимости проведения над ними открытого общественного суда.

[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] «Отдели себе три города среди земли твоей…, и будет это местом для бегства туда всякому убийце… кто убъёт ближнего своего без умы-сла… и останется жив…

Но если кто будет врагом ближнему своему и будет подстерегать его, и восстанет на него, и убьёт его до смерти, и убежит в один из городов этих, то пусть пошлют старейшины города его и возьмут его оттуда, и предадут его в руку мстящего за кровь…, чтобы очистил ты Исраэйль от невинно (пролитой) крови, и будет тебе хорошо» (Втор.19,1-6;11-13).

Очевидно, что праведный суд Божий и суд оскорблённых (или заинтересованных в исходе дела) людей могут различаться, и потому Господь заповедует старейшинам не осуждать грешников скоропалительно, не выслушав предварительно обе стороны конфликта.

Более того: грех может осквернять всё общество верующих, независимо даже от степени виновности членов этого общества, поскольку самим фактом своего присутствия в общине он отдаляет верующих от праведного Присутствия Бога среди них. И потому грех должен быть ритуально искуплён и очищен сознательным отречением членов общины от самой гипотетической возможности подобное преступление совершить сейчас или в дальнейшем.

[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] «Если найден будет убитый на земле, которую Господь, Бог твой (Сила твоя), даёт тебе для владения ею... и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои, и измерят до городов, которые вокруг убитого; И будет, старейшины города, ближайшего к убитому,… после жертвоприношения телицы… пусть возгласят, и скажут: “руки наши не пролили крови этой, и глаза наши не видели; Прости народу Твоему, Исраэйлю, который искупил Ты, Господь, и не попусти (пролития) невинной крови в среде народа Твоего, Исраэйля”. И пусть будет прощена им кровь эта. Ты же устранишь пролитие невинной крови из среды твоей, если делать будешь справедливое в глазах Господа» (Втор.21,1-3;7-9).

Жертва красной телицы (коровы) за пределами стана – уникальный ритуал очищения даже не личного греха, а греховной нечистоты народа, понимаемой как болезнь веры, проявившаяся некогда в Израиле, когда тот не захотел на условиях Бога входить в землю обетованную. И за этот «огонь не от Господа» был отправлен на лечение в карантин сорокалетнего странствования по пустыне.

В параллельном же чтении из послания ап. Павла к мессианским евреям повествуется о теснейшей связи данной очистительной жертвы с сущностью искупительного подвига Мессии-Помазанника Йешуи: «(Братья и сёстры!) когда Помазанник пришёл как Первосвященник явившихся благ, Он вошёл в бо́льшее и более совершенное Святилище (скинию), построенную не руками людей, то есть не принадлежащую к этому творению. Он вошёл туда не с кровью козлов и телят; нет, Он вошёл в Святое Святых раз и навсегда со Своей Собственной Кровью, приобретя для людей вечное искупление! Ведь если кропление кровью козлов и быков и пеплом сожженной тёлки освящает осквернённых, делая их ритуально чистыми, то насколько же больше кровь Помазанника, который в силе вечного Духа принёс Самого Себя как беспорочную жертву Богу, очистит нашу совесть от гибельных поступков и даст нам возможность служить живому Богу!» (Евр.9,11-14).

Таким образом, сущностью искупления и в Ветхом, и в Новом Завете является не только и не столько гарантия спасения верующим или ощущение ими внутренней своей чистоты от греха и «гибельных поступков» (что, конечно, тоже важно), но рождение в них иной жизни. «Рождение от Духа Святого», о котором говорил Помазанник Йешуа в ночной беседе с фарисеем Никодимом, сопровождается и узнаётся по возникающему внезапно в носителе Духа Святого стремлению «делать справедливое в глазах Господа» и восхищаться самой «возможностью служить Живому Богу».

Однако это служение возрождённых Духом верующих проходит вовсе не в идиллии и комфорте, а в жёстких условиях подготовки их к духовной войне, которая неминуемо предстоит Израилю, как земному войску «Господа Цеваот», для вхождения народа Божьего в Землю обетованную.

Каковы функции (обязанности) старейшин и надзирателей при подготовке верующих к этим событиям? «[В то время говорил Моисей (Моше) к Израилю:] Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ многочисленнее тебя, не бойся их, ибо с тобою Господь, Бог твой (Сила твоя)…

Надсмотрщики же пусть объявят народу так: “тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его; И тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его. И тот, кто обручился с женщиною и не взял её, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял её”... “Тот, кто боязлив и робок сердцем, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце”. И будет, когда надсмотрщики окончат говорить с народом, то пусть назначают военных начальников главами народа» (Втор.20,1-9).

Показательно, что целью наставления народа надзирателями становится не поголовная их мобилизация, а наоборот, выявление среди них слабых духом, для предотвращения их гибели на полях сражений. Ведь главная сила воинства Божьего в Священных войнах – это Он Сам, Господь, жизнь в Его Присутствии. Кто не готов к общению с Живым Богом – подвергается риску личного уклонения в смертельный «хе́рем», иную запрещённую Богом духовность падших духов, а также и сам становится источником ритуальной нечистоты, а значит, и смертельной опасности для священного воинства.

В параллельном чтении из книги Деяний св. апостолов повествуется о том, что в духовной реальности вопросы физической жизни и смерти верующих, возрождённых Духом Святым, подвержены уже совсем иным принципам и законам.

Однажды «в первый день недели (пишет автор Деяний) мы собрались вместе для преломления хлеба. Павел беседовал… и, так как он намеревался на следующий день отправиться в путь, его речь затянулась до полуночи. В верхней комнате, где мы собрались, горело много ламп. На окне сидел молодой человек по имени Евтих. Когда Павел говорил, Евтих глубоко заснул и упал на землю с третьего этажа. Когда его подняли, он был мёртв. Павел спустился, лёг сверху на молодого человека и обнял его. - Не беспокойтесь, - сказал он, - он жив! Павел поднялся наверх, преломил хлеб и стал есть. На рассвете, закончив говорить, Павел отправился в путь, а молодого человека привели живым, и всех это очень обрадовало» (Деян.20,7-12).

Очевидно, что в данном эпизоде речь идёт о силе Божьей, проявляющейся в среде верующих, рождённых Духом Святым. Здесь она может действовать полновластно, здесь нет сомнений в границах возможностей веры. Ап. Павел в данном контексте лишь посредник, носитель Силы Божьей, без которой сам он ничего не смог бы сделать помимо собственного убеждения в способности Господа спасать и исцелять верующих Ему.

Подобно этому и прочие носители Духа Божьего, являющиеся частью войска Господа Цевао́т, должны осознавать границы своей компетенции в боевых действиях духовного мира. Эта компетенция духовных лиц оканчивается там, где заканчивается чёткое осознание ими инструкций Божьих о правилах их поведения на Священной войне.

Так, Господь заповедует Йешуе бен Нуну (Иисусу Навину): «Когда подойдёшь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру. И будет, если он отзовётся тебе на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служит тебе. Если же он не помирится с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его. И когда предаст его Господь, Бог твой, в руку твою, то… пользуйся добычею врагов твоих…» (Втор.20,10-14).

Итак, первым правилом поведения на духовной войне, как это ни кажется парадоксальным, является предпочтение мира любой славной битве с неверными. Порой ревность верующих выходит далеко за пределы этой заповеди Господа. Они забывают, что Священная война с богопротивными народами Ханаана касалась не столько Израиля и его прав на Землю обетованную, сколько взаимоотношения язычников с Господом. Если бы не исполнилась некогда «мера беззаконий» ханаанеев, как об этом говорил Господь Аврааму, они по-прежнему жили бы на Святой Земле. Если бы все язычники даже во время Суда Божьего, которым стала для них Святая война с ними Иисуса Навина, предложили Богу мир, как жители Гаваона, нефинеи, или же блудница Раав, они были бы живы и святы поныне.

Далее: «Если осаждать будешь город долгое время…, то не по́рти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от них ты ешь… Только дерево, о котором знаешь, что оно не приносит плодов съедобных, его можешь портить и рубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведёт с тобою войну, до тех пор, пока не покоришь его» (Втор.20,19-20).

Вторым правилом для войска Божьего является предупреждение о том, что Богу не угодно полное, безрассудное уничтожение всего живого во время Священной войны. Уничтожение под корень народа, семьи или конкретного человека, вместе со всем имуществом во время Страшного суда существенно зависит от того, приносит ли их духовное дерево плод праведности, или же нет. Плодоносное дерево жизни праведной семьи будет Господом сохранено даже при уничтожении нечестивой цивилизации, в среде которой оно существовало, пусть даже путём отрезания его от бесплодных корней и привития к жизнетворной лозе Новозаветной жертвы Мессии, как это отражено в заповеди блаженств Нагорной проповеди: «Счастливы милостивые, т.к. они сами будут тоже помилованы».

В параллельном чтении из послания к мессианским евреям ап. Павел утверждает, что «благодаря крови Йешуи мы теперь можем смело войти в Святое Святых… по новому и живому пути, который открыт для нас через занавес, то есть через Его тело. У нас есть великий Священник, который стои́т во главе всего Божьего дома. Так давайте же придём к Богу с искренним сердцем, в полноте веры, кроплением очистив сердца́ от дурной совести и омыв тела́ чистой водой. Будем непоколебимо держаться исповедания нашей надежды, потому что Тот, Кто обещал нам, верен. Будем со вниманием относиться друг ко другу, побуждая друг друга к любви и добрым делам. Не будем пренебрегать возможностью встречаться друг с другом, чем некоторые, к сожалению, пренебрегают. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что День уже приближается. Потому что если мы, узнав истину, сознательно продолжаем грешить, то грехи эти не искупит уже никакая жертва. В таком случае нам остаётся лишь со страхом ожидать суда и яростного огня, который пожрёт Божьих врагов» (Евр.10,19-39).

До посещения Господом Своего народа и Страшного Его суждения о способности верующих жить в Его Царстве, заключающемся в Его святом Присутствии среди них, остаётся уже совсем немного времени. Потому ап. Павел предупреждает:

«(Братья!)… Вы пришли к Богу, Судье всех людей, и к духам праведников, ставших совершенными. Вы пришли к Йешуе, Посреднику в Новом Союзе, и к окропляющей крови, которая говорит лучше крови Aвеля… Всё сотворённое, временное исчезнет, останется только то, что непоколебимо. Таким образом, поскольку мы получили Царство, которое не может быть поколеблено, будем благодарны и в благоговении и страхе поклонимся Богу, потому что наш Бог – это всепожирающий огонь» (Евр.12,18-29).

Ведь «вера – это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы (пока) не видим. Наши праотцы жили такой верой и заслужили одобрение... Все эти люди так и умерли, храня веру, не дождавшись того, что им было обещано. Они видели это лишь издали и приветствовали. Они признавали, что на этой земле они всего лишь пришельцы и странники. Те, кто так считает, показывают тем самым, что они ищут свою истинную родину. Если бы они думали лишь о той стране, которую им пришлось покинуть, они могли бы в неё и возвратиться. Но на самом деле они стремились к лучшей стране – к небесной. Поэтому Богу не стыдно, когда они называют Его своим Богом, ведь Он приготовил для них город… Все они получили одобрение Бога за свою веру, но ни один из них при жизни не получил того, что им было обещано, потому что и для нас Бог приготовил нечто лучшее, чтобы и мы вместе с ними достигли совершенства» (Евр.11,1-40).

Каковы же правила жизни в этом обществе верующих, готовящихся войти в Обетованную землю и не жалеющих о потере мнимого отечества в лице земного Египта, из которого они уже выведены Духом Божьим?

«Люби́те друг друга как братья (и сёстры! – завещает ап. Павел) Не забывайте проявлять гостеприимство: поступая так, некоторые, сами того не зная, оказали гостеприимство ангелам (как праотец Авраам). По́мните тех, кто (несправедливо находится) в тюрьмах… По́мните тех, с кем плохо обращаются. Проявляйте к ним такое сочувствие, как если бы вы сами были на их месте… ваш брак должен быть че́стным перед Богом. Бог осудит всех, кто неверен мужу или жене и ведёт распутный образ жизни. Не стремитесь разбогатеть, но будьте довольны тем, что у вас есть, потому что Бог сказал: "Я никогда тебя не оставлю и не покину"... По́мните ваших руководителей, которые учили вас Божьему слову, смотрите на конец их жизни и подражайте их вере. Йешуа Помазанник неизменен, Он тот же вчера, сегодня и вовеки. Пусть вас не уводят от истины всевозможные чуждые учения. Хорошо, чтобы сердца́ укреплялись не предписаниями (относительно постов, дозволенной и недозволенной пищи), ведь они не принесли пользы тем, кто их соблюдал, а благодатью Бога. У нас есть жертвенник, с которого не имеют права есть те, кто служит в скинии… Здесь, на земле, у нас нет родины, и мы ожидаем будущего города. Будем через Йешуу постоянно приносить Богу жертву хвалы, исповедуя Его Имя. Не забывайте благотворительности и общения друг с другом – такие жертвы приятны Богу» (Евр.13,1-21).

автор: Лагутов Николай Викторович, доктор теологических наук, гранд доктор философии (доктор психологических наук), проф. НГИСУ-АГиОН

Запись на онлайн курсы или индивидуальное психологическое консультирование осуществляется в свободной форме на эл. почте ngisu.rf@yandex.ru

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц