«Именем закона Галактики вы арестованы!»
(с) фильм «Гостья из будущего»
В фантастических произведениях редко упоминается законодательство не уголовное или административное, а межпланетное, регулирующее отношения между целыми цивилизациями. В некоторых фантастических мирах такого права нет вовсе, то есть на практике реализуется «право сильного», своего рода космическая анархия. Однако развитые цивилизации, распространившее своё влияние хотя бы на несколько планетных систем и тем более активно общающиеся с инопланетными цивилизациями, всё же хоть какое-то законодательство на сей счёт иметь должны.
Кто-то может спросить — если в данной конкретной авторской Вселенной все цивилизации без исключения дружелюбны и миролюбивы, зачем им тогда нужны подобные законы? Ведь по любому вопросу два разумных существа и так способны договориться. На личном уровне это может быть и верно, но вот на уровне целых цивилизаций — вряд ли. Даже не желая причинять ущерб другим разумным, в ходе контакта с ними запросто можно получить совсем не тот результат, который планировался и был бы желательным.
Простейший пример — развитая цивилизация встречает на своём пути космической экспансии менее развитую. Допустим, уровня нашего XIX века. Из лучших побуждений им дарят технологии добычи урана, а также все чертежи и спецификации для строительства АЭС. Нет, не атомных бомб, ни в коем случае — мы же мирные люди... Вот только при этом ничего не говорится об опасности радиации вообще и радиоактивных отходов в частности. Аборигены радостно строят атомные электростанции, полностью решая тем самым энергетическую проблему, а затем вымирают от радиации, оставляя свободную планету.
У других цивилизаций (да и у некоторых общественных деятелей внутри той самой «доброй» цивилизации, которая бескорыстно подарила технологии мирного атома менее развитой планете) возникают вопросы — планировали ли дарители такой исход? Если да, то не с целью ли очистить планету от её населения? На что космические добряки отвечают — да что вы, нам даже в голову не приходило, что местные не знают об опасности радиоактивного излучения! Ведь всем известно, что радиация вредна для здоровья, кто бы мог подумать, что аборигены не в курсе?
И это ещё самый простой пример, на практике любое межцивилизационное общение неизбежно вызовет множество случаев взаимного непонимания, несовпадения менталитетов и т.д. и т.п. Поэтому оно должно регулироваться, причём не только доброй волей обеих сторон, участвующих в контакте, но и каким-то законодательством. А если контакты для некоего космического сообщества являются рутиной, то разумеется это сообщество давно уже не только выработало кодекс законов, регулирующих дипломатические и иные нюансы, но также в обязательном порядке знакомит с этим кодексом все вновь открытые ими цивилизации, независимо от их уровня развития.
В мире будущего у Ефремова есть так называемое Великое Кольцо, которое представляет собой именно такое сообщество разных цивилизаций, причём это сообщество имеет галактический масштаб и существует не одно тысячелетие. Разумеется, есть у данного сообщества и собственные законы, с которыми не могли не ознакомить землян. Вот только к сожалению автор, то есть Ефремов, этот кодекс не приводит. Есть всего одно упоминание о нём в тексте романа «Час быка»: «Нет ли здесь нарушения первого закона Великого Кольца — свободы информации? Если есть, то, вы знаете, мы полномочны на самое суровое вмешательство…»
Помимо упомянутого «первого закона», из текста «Часа быка» следует наличие ещё одного из таких законов, который, однако, прямо не упомянут. Он действует, можно сказать, по умолчанию. В романе планету Торманс открыли вовсе не земляне, а космический корабль цефеян. Как известно, тормансиане отнюдь не обрадовались инопланетным пришельцам и послали их подальше. Цефеяне не стали настаивать, и возможной причиной тому было сходство тормансиан с землянами. Экспедиция могла понять, что местные жители имеют какое-то отношение к людям с Земли, как оно впоследствии и оказалось. Выходит, среди миров Великого Кольца действует правило или закон — если некий мир был заселён колонистами с планеты X, то приоритет в контактах с данным миром имеет эта самая планета X, а не другие цивилизации, какими бы благими мотивами они не руководствовались.
Из «Часа быка» можно вывести ещё один закон или правило, но лишь предположительно. После посещения Торманса земным звездолётом «Тёмное пламя» следующим гостем этой планеты оказывается не земной космический корабль, а снова цефеяне, «случайно пролетавшие мимо». То есть так сказали школьникам, которым в тексте романа рассказывается эта история. Вполне возможно, что цефеянам было предписано проверить последствия вмешательства землян в развитие их дочерней цивилизации на Тормансе. Возможно, если бы действия экипажа «Тёмного пламени» вылились в геноцид или какие-то иные безобразия, на Землю были бы наложены санкции или же приняты иные меры, во благо Великого Кольца.