Предыстория: Однажды одному моему знакомому мальчику Арсению (имя изменено) папа привез из командировки телегу. Выглядела она как чемоданчик на колесах. Видели бабулек с тележками? Вот примерно такую, только пластиковую. И в ней лежали формочки для песочницы. Арсению она очень понравилась. И в этот же день он решил ее взять на улицу. На детскую площадку возле дома.
На детской площадке, естественно, были другие дети такого же возраста (три-четыре года). Дети обступили Арсения и стали просить тележку покатать.
Арсений не хочет делиться - он сам ее только получил! Мама Арсения на стороне Арсения. Кто-то перестал просить и отвлекся на свои игрушки. А кто-то упал на землю и начал рыдать. На следующий день история повторилась. Родители пытались купить эту телегу у Арсения, найти ее в других магазинах, как-то выменять. А на третий день на Арсения и на его маму стали злобно шипеть матери некоторых других детей и предлагать уходить гулять на другие площадки.
Итак, тема сегодняшнего поста - родители, которые не умеют говорить своим детям "нет".
Каждая мама и каждый папа сталкивались с желаниями своего ребенка, которые нельзя было осуществить. Ребенок тянулся к бабушкиным очкам, к кошачьему хвосту, к хрустальной вазе, к огню, к розетке, к паспорту и т.д. Сначала каждый родитель одергивал ребенка, говоря ему "Нельзя". Некоторые дети понимали, а некоторые начинали громко и показательно плакать. Потом в какой- то момент звучало новое "нельзя" и следовал новый плач. И так по кругу, пока один из них не сдастся. Либо ребенок смирится с тем, что есть то, что нельзя. Либо родитель будет избегать плача и будет отдавать ребенку все, что тот хочет. К сожалению, второй вариант происходит чаще, чем мне бы хотелось. Родители позволяют ребенку проверять свои сумки и рюкзаки на предмет любых желаемых ребенку вещей. Идут в магазин, даже если не собирались, но ребенок мимо шел и захотел туда попасть. Покупают там все, на что он укажет. Просят других идти на поводу у ребенка, лишь бы он не орал. Отдают ему на откуп все. То есть ребенок контролирует родителей своим плачем.
- Ну он же не понимает! - говорят мне родители, когда я пытаюсь подсветить этот момент.
- Так он и не поймет, что можно делать по другому - отвечаю я.
Родители - главные. Они старшие, умные, у них есть определенный опыт и знания. У ребенка ничего этого нет. Ребенок в доме главным быть не может! Но если подстраиваться под его крики, получится, что в доме растет маленький генерал, вокруг которого на цыпочках ходит вся его семья. Это не воля. Это не характер. Это эмоции, которыми ребенок не учится управлять, так как его никто не учит. Почему я, логопед, об этом пишу?
Потому что дети с нарушениями речи часто ведут себя как маленькие генералы. Они приходят на занятие и громко плачут, когда оказывается, что нельзя хватать с полок все подряд, открывать шкафы или залезать в мусорку. И мы вместо логопедии тратим время на установление границ и правил в кабинете.
Любой ребенок, здоровый или с нарушением, должен пережить фрустрацию. Это то самое неприятное чувство, которое возникает, если мы что-то хотим, но по каким-то причинам получить это не можем. Потому что нельзя дать ребенку все. Однажды он захочет что-то опасное, дорогое, или чужое. И родителям все равно придется пережить с ним его слезы по этому поводу.
https://vk.com/logo_svetlana - я есть вот здесь