Сегодня в это сложно поверить, но фамилия была у человека не всегда. Более того, большая часть населения России обзавелась фамилиями лишь к 19 веку, а до этого времени в ней попросту не было необходимости – все и так знали, кто есть кто.
При составлении же официальных документов, как правило, использовалась принадлежность человека к отцу или деду: скажем, Иван сын Петров. Упоминания о первых фамилиях датируются еще 13 столетием, когда знатные жители Великого Новгорода, поддавшись модным веяниям из соседней Литвы, приписывали к своим первым именам «вторые».
Вслед за новгородцами моду на фамилии подхватили князья и бояре по всей России. Чаще всего они придумывали себе фамилии, исходя из названий земель, которыми владели. Так появился род Шуйских (правящая верхушка города Шуя), Вяземских (соответственно, Вязьмой), Тверских, Мещерских и так далее.
Однако в некоторых случаях фамилии становились продолжением прозвища: к примеру, Скрябин, Лыков, Глазатов и прочие. Любопытно, что фамилии с окончанием «-ский» давались людям, поступившим на учебу в духовные образовательные учреждения.
Самых лучших учеников, за отличную успеваемость и прилежное поведение, «награждали» особо благозвучными фамилиями, вроде Покровские, Иорданские, Сперанские и так далее.
Как я уже упоминал выше, подавляющее большинство русских фамилий определяли принадлежность человека к его отцу или деду (Иванов сын, Петров внук). Также в основу фамилии могли лечь прозвища, род занятий человека, местность, из которой он происходил.
Если имя человека оканчивалось на гласную, к нему прибавлялось -ин- (Берёзкин), а суффикс -ов- присоединялся к именам с твёрдыми согласными на конце (Федотов, Трусов). Если имя или прозвище имело на конце -ь, -ий, -ей, -ц или -ч, фамилия заканчивалась на -ев (Медведев, Юрьев).
Те же, кто по счастливой случайности, уже владел фамилией, нередко получал ее более благородную версию. Таким образом, Бобровы становились Касторскими, (лат. castor - «бобер»), Скворцовы - Стурницкими (лат. Sturnus - «скворец»), а Орловы - Аквилевыми (лат. aquila - «орел»). Хотя, как по мне, Орлов – тоже весьма благородная и красивая фамилия!
Многие русские фамилии появились благодаря обрусевшим иностранцам, приехавшим в нашу страну по долгу службы. Так, например, изначально фамилия драматурга Дениса Фонвизина писалась как Фон-Визин, и только к концу 19 века приобрела свое привычное слитное написание.
А фамилия известного всем нам Михаила Лермонтова и вовсе появилась благодаря шотландцу Георгу Лермонту, служившему польскому королю. В дальнейшем, когда воин Лермонт добровольно перешел на службу к московскому царю, его стали звать Юрием, а фамилия со временем приобрела суффикс «-ов».
Потомки татарского мурзы Юсупа стали Юсуповыми, хана Ахмата - Ахматовыми, а фамилия Карамзин образовалась из татарских слов. кара - «чёрный» и мурза «господин, князь».
Вообще фамилия являлась прерогативной людей знатных и благородных, поэтому среди крестьян вплоть до 19 века фамилии встречались крайне редко. Однако было одно исключение, касавшееся незаконнорожденных детей из народной среды.
Скажем, согрешил барин с простой девкой, и на свет появился младенец. Едва ли у него могла быть какая-то благозвучная фамилия. Поэтому и называли таких младенцев как-то обидно - Байстрюками, Курвенками, Замарышами или Беспутками, а уже от этих прозвищ образовыались фамилии, вроде Байстрюковы, Греховодовы и Христарадины.
Если же мать такого ребенка в дальнейшем обретала свое счастье и выходила замуж, то он уже считался чужеродным только наполовину, и к его фамилии могла быть приставлена частица «-полу». Отсюда пошли Половинкины, Полуварварины, Полунадеждины, Полуанины – вторая часть фамилии от имени матери.
Иногда фамилия незаконнорождённого ребенка являлась, так сказать, отражением воспоминаний о былой, хоть и не официальной любви его родителей. Таким нехитрым образом появились фамилии Шеров (франц. «cher» - «дорогой»), Амантов (франц. «amant» - «любимый»), Герцен (нем. «herz» - «сердце»).
После отмены крепостного права в 1861 году ситуация с крестьянскими фамилиями начала меняться, а в 1888 году вышел специальный указ сената, гласивший, что «именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».
Однако, несмотря на указ, проведенная через несколько лет перепись показала, что большинство жителей российских сел и деревень (порядка 80%) по-прежнему обходились без фамилий. И только к моменту паспортизации, в 1930-х годах, фамилиями обладали все граждане СССР. Ну а образовывались они все также, по уже хорошо знакомым лингвистическим правилам: к именам, прозвищам, местам обитания и профессиям добавлялись суффиксы -ов-, -ев-, -ин-.
Большое спасибо за лайк под этой статьёй!
Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!
А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше информации и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!