Стая
Стая.
Гаврилыч был старым охотником, живущим уже много лет в тайге. В посёлке его прозвали "отшельником", за его редкое взаимодействие с людьми. Он мог рассказать много случаев и историй, до утра хватит, вот только подкладывая дровишек в печь он заметил, что гости утомились и хотят отдохнуть. Оно конечно, под завывание пурги, да сытом желудке, так и тянет в сон. Незванные гости постучались неожиданно, когда Гаврилыч обойдя свои владения, вернулся на покой в избу. За окном начиналась лёгкая позёмка и похоже будет перерастать в пургу. Снег в этом году обильный, а это значит год будет урожайный на ягоды и грибы. Гаврилыч уже приготовился ко сну, как в окно постучали. Сначала он подумал, что синица стучит или дятел постукивает, но выглянув в окно увидел людей и поспешил открывать, прихватив двухстволку. Без неё родимой в тайге никуда!
Открыв дверь, он увидел двоих странников одетых в телогрейки и валенки на ногах. Про себя подумал:" Уж не беглые ли каторжники будут?" Оглядев ещё раз ночных гостей, он впустил путников во внутрь избы. Возможно потому впустил, что общался с людьми крайне редко. В посёлок наведывался только раза два в год. За пенсией в райцентр тоже раз в год приезжал. Никто не знал, когда он появляется в посёлке и когда уходит, кроме продавщицы Марии, которая заранее заготавливала по его списку продуктов и лекарств. На неё он и доверенность для получения пенсии оформил.
Местные боялись Гаврилыча за его нелюдимый нрав и общение с волками. Боялись, но всё-же приходили к нему поучаться охотничьему делу и послушать таёжные истории. Больно начитанный был Гаврилыч, любую беседу мог поддержать и охотничьему делу научить. Ведь в охоте, как говорил Гаврилыч, не так важны знания, как смекалка и наблюдение за повадками зверей. Вот и сейчас, по тому как входили гости, он старался понять кого к нему занесло. На охотников они похожи не были. Если бы каторжные были, то карабины охранников прихватили бы, но при них оружия не оказалось. Одежда на них не арестанская, а обычная, как у всех. Поставив на стол хлеб с салом, пряники и заварку, он разлил в кружки кипяток. Со словом "угощайтесь" сел напротив гостей приготовившись послушать их. Они же уплетая за обе щёки, молча ели угощение, поглядывая на старика. Наконец один из них утолив голод, произнёс:
- Ты батя нас не бойся, мы не каторжники как ты подумал, а с соседнего района присматриваем место для спортивного лагеря, но заплутали. Снегоходы застряли в трёх километров от твоей заимки. Увидели следы, вот они и привели нас сюда, а чтобы не сомневался вот наши документы. Тебя, как величать отец?
- Гаврилычем уже восьмой десяток зовут. Так я и не боюсь, чего мне бояться? У меня вон охрана какая - Гаврилыч показал на тени в окне. Гости прильнули к окну и увидев оскал волков быстро отпрянули. Затем послышались протяжные завывания и скрежет когтями о стену заимки. Гости вздрогнули, а дед продолжил:
- Не бойтесь, это они знак дают, что рядом. Коль вы с добром пришли, они вас не тронут, а если камень за пазухой, то далеко вам всё равно не уйти, разорвут в одночасье. Это они сейчас показались, чтобы вы увидели их, а вскоре уйдут, так что спать можете спокойно. Думаю сейчас самое время поговорить и объяснить, что за лагерь в вашем проекте и для кого он будет строиться? Надеюсь не для заключённых он будет?
- Нет, что ты отец! Мы выбираем местность для строительства молодёжного лагеря, от восемнадцати, до двадцати лет пацанам будет. Короче, всё это на предмет выживания в спартанских условиях, чтобы молодёжь научилась топором работать, печь разжигать и на дичь силки ставить. Так-же важно научить ребят строить ночлежку в тайге. У нас уже есть охотники и инструктора, которые будут учить ребят. Планируем построить несколько заимок. Вот такие у нас планы и задумки. А ты батя давно в тайге поживаешь? Что тебя привело стать отшельником?
- Давненько, уже сорок годочков считай, как я облюбовал это место, а привели меня сюда эти же волки. Я с артелью на большой реке Енисея лес рубил и сплавлял вниз по течению. Делали плоты из брёвен и по воде лес сплавляли. Меня бревно по голове ударило, когда я перебегал с одной стороны плота на другую, чтобы выравнивать ход. Одно бревно коротковато оказалось и из пазов вышло, когда же я на него наступил, то оно меня и шибануло по голове. Я под водой оказался, да ещё под брёвнами. А течение быстрое. Все подумали, что я утонул. О спасении речи ни у кого не было - это был уже не первый случай. Спасать, когда брёвна идут со скоростью течения, и вода кругом бурлит было просто нереально, ведь только успевай направлять, чтобы брёвна не разъехались и самим не погибнуть.
Очнулся я на берегу, а рядом волки. Похоже они меня из воды вытащили. Стаей сидят и на меня смотрят, но не трогают. Видно не голодные были. Лижут по лицу, от чего я и пришёл в себя. Конечно, оторопел вначале, испугался шибко, а потом смотрю, вреда мне не причиняют, тогда и осмелел. Сел и на волков посмотриваю, а они поднялись и подталкивая меня в тайгу зовут. Так я за ними и пошёл. Долго шли, как мне показалось, километров десять с лихвой прошагал. Еле дошёл шатаясь. Привели они меня на забытую заимку, старенькую и слегка покосившуюся. Понял я, что здесь и жить буду. Заимку отремонтировал, благо инструмент там имелся. Волки мне еду приносили - зайчатину и рябкивов. Далеко от меня не отходили, похоже наблюдали за моим здоровьем. Когда же я пришёл в себя и совсем окреп, то пошёл посёлок искать, а там в райцентр о себе заявить. Всю дорогу до посёлка волки меня направляли. В общем в райцентре "воскресили" меня, да ещё подъёмные выдали. Только я с работы ушёл и к волкам вернулся. Представляете, они меня ждали! Как от посёлка отошёл, они около меня уже собрались. Так до избушки и дошли! Сорок годочков я с ними и они от меня ни на шаг!
- Да отец, удивительная у тебя жизнь, а что за историю ты нам хотел рассказать? Тоже про волков?
- Про волков. Очень давняя история. Прожив почти свой век в тайге с волками, я убедился в её правдивости. История эта настолько стара, что передаваясь из уст в уста, она стала уже не чем иным, а народным фольклёром - сказал Гаврилыч, поглядывая на гостей. А что удивительно, она с моим случаем пересекается. Её мне батя рассказывал, когда я мальцом был. Отец мой в артеле работал. Летом рыболовством, а зимой пушниной занимался, и я при нём. Мамки у нас не было, от болезни умерла, поэтому по хозяйству я с малолетства приучен, а затем и артельным делам. Зимой и летом мы с отцом в свободное время по тайге ходили, но в одно место отец не ходил и мне наказывал туда носу не совать. Называлось оно "Ведьминым болотом". Почему? Я до сих пор не знаю, очень древнее поверье. Только не путайте с Ведьминым озером в заповеднике Самарской области. Наше в тайге находится. Болот у нас много, есть топкие и не очень, но это особенное - полно клюквы и рябчиков обитающих в нём. Клюква аж зимой наисвежейшая! Отец говорил, что когда он сам был мальцом с мамкой за клюквой ходил. Так бы и продолжалось, пока не случилась эта история.
- Отец, не тяти, что-же там случилось такое, что люди стали это злачное место стороной обходить?
- Ну и нетерпеливая нынче молодёжь пошла, а ещё учить хотите мальцов! Суть то в чём моего рассказа будет, а в том почему меня волки спасли, а не сожрали как кусок мяса. Оказывается, когда мой отец ещё молодым был, голодные волки в то место пришли и стали на скот в поселениях нападать и разорять животноводческие угодья. Долгое время это продолжалось. Бывали случаи на людей набрасывались, поэтому открыли на волков сезон охоты. Специальных егерей понавезли, до сотни будет. Отстреливать значит волков начали. К "Ведьминым болотам" прижали их так, что серым деваться некуда было. Так и перестреляли бы всех и в болоте утопили, но у одного односельчанина сынок был юродивый, больной значит, но добрый сердцем. Жалко ему волков стало и прослышав, что их на "Ведьмино болото" гонят, он и побежал туда, чтобы хоть кого спасти. И спас! Увидел окровавленную волчицу с маленькими волчатами, он ползком к ней. Собрал волчат в рубаху и в тайгу ушёл. Больше его никто не видел, ни люди, ни родители. Доходили слухи, что далеко в тайге зимовье сделал, там с волками и обитал. Искать никто не стал - волков боялись.
- Мы тоже слышали про "Ведьмино болото". Топкое оно, но богато клюквой, только не пришлось побывать в тех местах.
- И слава богу, что не пришлось! С тех пор, там странности происходить стали, поэтому батя и запрещал туда нос свой совать. Когда народ к болоту приближается, то слышен вой, похожий на волчий, а некоторые даже видели, как по нему тени волков бегают. Возможно это газы выходят и испарением вверх поднимаются, вот только кто там побывал и увидел происходящее, с того места совсем уезжают. Видения у них частые случаются, после посещения болота. Я вот что думаю, возможно эта заимка, куда меня волки привели юродивого и будет. Волки, они добро всегда помнят, как и зло не забывают, поэтому, когда я оказался в беде, они меня вытащили на берег и не тронули, а привели в эту избушку. Так и стал я с ними здесь обитать. Можно сказать юродивый мне эстафету передал, а вот кому я её передам время покажет! Только волки сами будут выбирать хозяина этой заимки, в чём я не сомневаюсь.
- Конечно отец, покажет, но ты о смерти не думай, поживи ещё! Сейчас по лесу отшельников много ходит, сами встречали. Тоже заимки ищут или сами строят. Глядишь, кто и забредёт. Мы вот что хотим тебя попросить, может ты отец посоветуешь нам, в каком месте лагерь строить? Мы уже поняли, что рядом с тобой не получится, раз волки бродят. Так что посоветуешь нам?
- Я так понимаю, молодняк у вас городской будет, а это значит не опытный и сыроват для такого дела. Поэтому в тайгу не углубляйтесь. Есть у меня хорошее место. Волки туда не пойдут, а медведи не частые гости, но местность сосновая с грибочками и озеро неподалёку. Зайчатину и куропаток раздобыть всегда сможете и рыбку наловить. Вот вам ориентир, - Гаврилыч ткнул пальцем на карту гостей.
- Спасибо отец, выручил ты нас, а то мы всю голову сломали, ища подходящее место. Ты прав, городской молодняк собираемся учить, а то они только в гаджеты играют и от армии отлынивают. Мы сами бывшие военные, вот по просьбе родителей и военкомата согласовали лагерь. Ты к нам приходи на будущий год, если силы будут, а может сами в гости нагрянем и всё расскажем как получилось.
- Добре хлопцы, а сейчас давайте спать. К утру пурга закончится и я вас до ваших снегоходов доведу. Сейчас поленьев ещё в печь подброшу и на боковую...
© Copyright: Тамара Коханская, 2024
Свидетельство о публикации №224090101305