Есть мнение, что физически человек – лишь животное, руководствующееся инстинктами и рефлексами. Это мнение, кстати, не всеми разделяется, как я заметил, когда о направленности сознательной деятельности на удовлетворение инстинктивных побуждений. Многие тогда поспешили сообщить мне, что у человека инстинктов нет… Но данный комментатор так не считает.
...Правда, не считает в ином, – не биологическом контексте. В контексте «высших сфер», куда человеку физическому «доступ закрыт». Лайт-форма данного мнения, впрочем, в меньшей мере нагружена пафосом. И подразумевает лишь, что человеческий разум не всесилен.
Но в любой форме мнение это паралогично, – внутренне противоречиво. Если некий предел человеческому разуму положен, то для разума он недостижим. А значит и непостижим. Проще говоря, если уж чего-то мы абсолютно точно никогда не узнаем, это того, чего именно нам знать не дано… Особо одарённые на этом месте, обычно, вспоминают принцип неопределённости, – однако, вспоминают не в тему. Познаваемость предполагает возможность постичь закономерности, – такие, как принцип неопределённости.
...Следовательно, можно вернуться к мнению первому – пафосному. Как узнать, что не существует «высших», недоступных смертному «сфер», чтобы под сферичностью в данном случае не подразумевалось?
А как узнают о том, что таковые сферы существуют? Обычно, вывод о реальности горнего делается на основании откровений, – сверхчувственного опыта, своего и чужого.
Проблема в том, что достоверность и значимость такого опыта, – в частности правдивость сообщений о чудесах, творимых теми, кто к высшим сферам допущен, в частности, и то что наблюдаемые лично чудеса – не трюк, что оглашаемые откровения мудры, – всё это оценивается рационально. Только рационально. Ибо нельзя верить сердцем, – там мышца, она так не работает. Знать или не знать, верить или не верить, может только мозг.
Соответственно, даже обложившись священными книгами, обсадившись толпой гуру, наперебой рассказывающих о своём опыте астральных путешествий, человек всё равно принуждён будет обходиться единственным данным ему средством постижения окружения – собственными разумом. Чем-либо иным для анализа входящей информации человек просто не располагает. Так что, – методом исключения, – вывод о существовании или не существовании «высших сфер» может быть только разумным.
...Если же, – такова вводная, – разуму мы не можем доверять всецело, – данный вывод должен рассматриваться, как ложный. Допустив, что разум не всесилен абсолютно, мы перестаём знать, есть такие «сферы», нет ли их и существуют ли основания во что-то подобное верить.