Из-за чтения советских газет, если верить классику, портился аппетит и возникало угнетённое состояние духа. А почитаешь свежую западную прессу – тянет надеть противогаз и бежать в бомбоубежище. Или рыть окопы. Наперебой пишут о грядущей со дня на день войне с Россией. Они это серьёзно?
Сюжет: Международные конфликты
Слабость России, поучала британская газета Examiner, проистекает от состояния её элит, чьи рента и доходы находятся в прямой зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и зерна
Шпрингеровское издание Welt am Sonntag сообщает, что министры иностранных дел и обороны стран Евросоюза достигли консенсуса об отправке на Украину – сперва в Одессу, а затем «в зону боевых действий» – военных инструкторов. Первую партию отправят в начале сентября. Примечательно, что нигде в этой связи не упоминается Североатлантический альянс. То есть НАТО, выходит, тут не при делах? Но у Евросоюза нет собственной армии. Какие-то страны альянса, получается, отправят своих военспецов, какие-то – нет, но оформят отправку как коллективный консенсус ЕС. Именно ЕС, а не НАТО.
Примерно два месяца, до президентских выборов за океаном, у Евросоюза есть возможность действовать сообразно самостоятельно принимаемым решениям, без оглядки на Вашингтон. Поди знай, что они предпримут.
Предупреждение об опасности
На прошлой неделе Reuters опубликовало интервью Сергея Чемезова – гендиректор «Ростеха» ответил на письменно заданные ему агентством вопросы. То есть ответы Чемезова не предполагали спонтанности. Так вот, Чемезов предупреждает о «глобальной войне», которая вот-вот начнётся из-за Украины. «В ситуации, когда Запад провоцирует войну, мы должны быть готовы». А ещё Чемезов отметил, что «украинский конфликт» – не что иное, как «битва между Западом и Россией». Цитата: «Чем дальше, тем больше риск, что мир окажется втянут в глобальный конфликт. Это выглядит странно, но западные страны, похоже, не понимают, насколько это чревато для них».
А вот ещё информация к размышлению. На прошлой неделе помощник президента Николай Патрушев, возглавляющий Морскую коллегию, на первом её заседании предупредил о возможном военном столкновении России и Запада из-за «активно реализующейся» стратегии «сковывания России на Чёрном море и Балтике». Патрушев отметил, что Запад наращивает своё присутствие в украинском Причерноморье вопреки положениям Конвенции Монтрё – по сути, прямо указав на Лондон как на разжигателя будущей войны. То есть, даёт понять Патрушев, пока в США заняты президентскими выборами, в Европе полным ходом раскручивают маховик военного противостояния с Россией.
Слабость России, поучала британская газета Examiner, проистекает от состояния её элит, чьи рента и доходы находятся в прямой зависимости от экспорта сырьевых ресурсов и зерна. Британский флот в состоянии сделать экспорт из России невозможным, блокировав Балтийское и Чёрное моря. И тогда русские в смысле получения ренты и доходов окажутся в отчаянном положении. В свою очередь, блокада русских портов задержит весь урожай за год на внутреннем рынке России, что спровоцирует общественное недовольство и приведёт к социальному взрыву в стране. «И нам не придётся отправлять в бой ни одного солдата, мы не прольём ни капли своей крови». Достаточно будет увеличить расходы на содержание флота. Нет, это не свежая публикация, это Examiner писала в первые месяцы Крымской войны, 7 марта 1854 года, – статья называлась «Как Англии лучше всего вести войну с Россией». В октябре 2007 года текст (как видно, ничуть не утративший актуальности) перепечатала The New York Times. Судя по всему, с тех пор много воды утекло, да мало что изменилось. К слову сказать, в той Крымской войне союзниками России (проводившими политику «дружественного нейтралитета») были Империя Цин и Персия, а против нас воевала, по сути, «объединённая Европа» – Сардиния, Пруссия, Французская и Османская империи вкупе со Шведско-Норвежской унией. Ну и британцы, само собой.
Европейские дипломаты и военные, настроенные расширить рамки украинского конфликта, настолько наивны, что плохо представляют себе последствия принятых решений? Вот так и начинаются войны в Европе
Румынский плацдарм
Тем временем в Румынию стянули неслыханную по численности группировку НАТО – целых 70 тыс. штыков. Больше, чем на Рамштайне в Германии – там собиралось максимум 50 тысяч. Группировка базируется неподалёку от черноморского порта Констанца, её сердце, если можно так выразиться, – авиабаза «Михаил Когэлничану». Недавно её заново отстроили, и теперь там садятся стратегические бомбардировщики США B-52 Stratofortress. Спроста ли НАТО сдвигает свои передовые отряды и логистику поближе к российским границам? В марте Париж объявил об увеличении к 2025 году численности Боевой группы коллективной обороны НАТО (CDBG) в Румынии с 2,3 тыс. до 4 тыс. штыков. Группе дополнительно придадут 37 танков Leclerc и САУ Caesar. Отмечу, что с января по июнь текущего года французы провели в Румынии 17 (!) военных учений как самостоятельно, так и совместно с подразделениями США, Португалии, Польши, Северной Македонии и, собственно, с румынами.
А в феврале на черноморский тренировочный полигон Капу-Мидия французы притащили радар GM200 – в дополнение к ранее установленным там GM200 и ЗРК SAMP-T. Такое ощущение, что французские военные в Румынии явно к чему-то готовятся – к чему же? Не отстают от французов и немцы – корпорация Rheinmetall приобрела румынский завод Automecanica, сегодня там полным ходом ведётся сборка военных грузовиков. Строятся новые цехи по обслуживанию военной техники и производству 155-миллиметровых снарядов. 30 мая на базе предприятия Aerostar в Бакэу открылся центр технического обслуживания ракетных систем HIMARS. В апреле перезапустили артиллерийский завод в Решице. Определённо чувствуется системный подход в подготовке румынского плацдарма.
Может нехорошо получиться
Руководить «европейской военной миссией на Украине», пишет Welt am Sonntag, будет скорее всего начальник «военного штаба ЕС» (European Union Military Staff – EUMS), голландский генерал Михель ван дер Лаан. Генерал, судя по всему, человек неглупый и практический, решил загодя предупредить партнёров: солдаты Евросоюза «могут быть восприняты Россией как активные участники конфликта и, следовательно, вызвать непредсказуемую кинетическую реакцию». То есть европейские дипломаты и военные, настроенные расширить рамки украинского конфликта, настолько наивны, что плохо представляют себе последствия принятых решений? Вот так и начинаются войны в Европе – «войны не хотел никто, война была неизбежной». Сообщалось, будто с украинской стороны в противостоянии уже задействованы сотни, если не тысячи, европейских военных. Писали даже о гибели натовских генералов при осаде Мариуполя и о непубличном обмене десятков иностранных военнопленных, в основном французов и поляков. Однако, как справедливо отмечает Welt am Sonntag, до сих пор речь шла о наёмниках-добровольцах, то есть сугубо о частной инициативе. А с принятием европейскими министрами решения о переброске войск в Одессу ввод военспецов придётся как-то технически оформлять – возможно, расширив мандат миссии Евросоюза по военной помощи Украине (EU Military Assistance Mission for Ukraine или EUMAM Ukraine). Он, кстати, истечёт к середине ноября, так что, похоже, придётся поторопиться. В этой связи нам следует понимать, отмечает директор Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ) Елена Панина, что иностранный военный инструктор может быть задействован и на полигоне, и в штабах, и в боевых порядках. «ВСУ страдают от нехватки офицеров, а европейские военные могут снизить остроту этой проблемы. Фактически ввод военных инструкторов ЕС на Украину – это официальное признание участия Европы в войне с Россией. Главный вопрос – как Москва на это будет реагировать?»
Европе следует торопиться. После выборов в США украинская эскалация может пойти на спад. И «продать» европейцам необходимость продолжать эскалацию станет сложно. Но политики Старого Света крайне заинтересованы в «освоении» замороженных российских активов – 300 млрд долларов. А ещё в Европе, наблюдая за российскими реакциями в украинском противостоянии, по-видимому, сделали вывод, что Москва не станет делать резких движений – отключать газ или блокировать важные поставки. Так что Европа скорее всего продолжит тыкать медведя острой пикой, испытывая его терпение. Поглядим, однако, что из этого выйдет.
Руслан Горевой