Найти тему

Буллинг: что делать?

В преддверии начала школьного года хотелось бы поднять не самую приятную, но актуальную тему для школьников – тему буллинга.

Под буллингом понимается любая форма запугивания и оказания физического и психологического давления с целью вызвать страх и поставить жертву в подчиненное положение.

Проблема травли в школе актуальна для всего мираи и во все времена. Ее проявление не есть производная какого-то определенного временного периода или социокультурной эпохи, нет, скорее это часть подросткового бунта, свойственного пубертатному периоду как таковому.

Многочисленные исследования буллинга выявляют следующие общие закономерности:
• С травлей сталкивается каждый пятый школьник
• Девочки чаще подвергаются буллингу в сравнении с мальчиками
• БОльшая часть детей предпочитает умалчивать о буллинге
• Самые распространенные причины травли: нестандартная внешность и/или поведение ребенка, национальность/раса, религия, физические недостатки

Мотивами буллинга также могут выступать и другие факторы, такие как зависть, месть, желание самоутвердиться, стремление поразить сверстников, потребность выразить собственную накопленную или вытесняемую агрессию, борьба за власть и лидерство. Большинство этих факторов носят психоэмоциональное содержание, что делает их продуктом именно специфического периода – подросткового, где поиск себя, сопряженный с неуверенностью, свержением авторитетов, сниженной самооценкой и высоким уровнем агрессии, является бессменным спутником переходного этапа созревания личности. О подростковом периоде я уже писала более подробно в Телеграм-канале.

Процесс назначения на жертву не всегда происходит одномоментно. Он может разворачиваться динамически, где многое зависит от реакции ребенка на атаку в его адрес. Именно его поведение, ответ на нападки во многом определяет развитие событий для агрессора и его «свиты». «Свита» действительно частно сопровождает зачинщика. Она ему необходима, чтобы чувствовать свою власть.
Очень важно понимать, что поведение индивидуума не равно поведение группы. Группа функционирует категорически по-другому, снижая уровень здравомыслия до минимального. Толпа всегда примитивна и чем она больше, тем примитивнее. Поэтому апеллировать к коллективному разуму в таких случаях малоэффективно, решать вопрос стоит с основными зачинщиками. С большой долей вероятностью, группа будет следовать мнению своего лидера. А также боятся наказания еще более сильного объекта, которым может являться администрация школы или родители. Поэтому профилактические меры очень нужны и важны. Причем как со стороны школы, так и со стороны родителей. Группа боится возмездия, и, если она будет вовремя знать о таковом, она быстрее сможет уйти от контроля своего лидера.

Буллинг: что делать?
Буллинг: что делать?

Как распознать ребенка, подвергаемого буллингу?

• поведение ребенка меняется: он становится подавленным, закрытым, напряженным;
• снижается интерес к школе, занятиям, ухудшается успеваемость;
• ребенок начинает часто болеть, испытывать недомогание (как правило, психосоматического характера): боли в животе, простуды, мигрени, аллергии, проблемы со сном;
• снижается аппетит, либо, наоборот, появляется компульсивное заедание;
• снижается уровень общения и социализации, в том числе ребенок отказывается объяснять причину своего состояния;
• избегает мест, связанных со школой.

Родителям, заметившим несколько из этих признаков, стоит обеспокоиться и начать действовать. Но действовать нужно осторожно.

Ребенок под давлением буллинга испытывает сильнейший стресс, у него очень страдает самооценка, он чувствует себя изгоем, отверженным сверстниками, и назначает виновным себя. Это очень опасное состояние, которое, если вовремя и корректно не вмешаться, может привести к страшным последствиям: от психического расстройства до суицидальных попыток.

Родителям необходимо осознавать всю травматичность происходящего для ребенка и действовать предельно аккуратно и спокойно. Но одновременно и уверено. Ребенок должен почувствовать сильное плечо, способное его защитить и во всем разобраться, и эту уверенность, рассудительность и выдержку способны передать ему именно родители.

Поэтому ключевые рекомендации родителям, чьи дети подвергаются травли, сводятся к следующему:

1. Необходимо успокоиться самому родителю, купировать все негативные эмоции, которые, безусловно, поднимутся. Это сделать непросто, но вы, будучи взрослым человеком, должны взять себя в руки и проявить самообладание. Именно ваша разумность и выдержка нужны вашему ребенку и способны вернуть его в нормальное, ресурсное состояние. Если вам сложно справиться со своими эмоциями, обратитесь к техникам саморегуляции или специалисту. Но именно ваше уравновешенное, рассудительное состояние нужно сейчас больше всего, и вы должны осознать критическую важность именно этого пункта

2. Когда вы почувствуете стабильность в своих эмоциях, необходимо найти подход к ребенку и поддержать его, но не переходя на личности (так как это снова поднимет аффект): поговорите с ним, заверьте ребенка, что он теперь не один, и вы обязательно во всем разберетесь. Говорите уверено, спокойно, негромко, короткими, простыми предложениями. Если ребенок позволяет, проявите тактильность: возьмите за руку или за плечи, дайте разрыдаться в ваших объятиях

3. Выясните, что именно стало причиной буллинга. Разъяснение этого момента очень важно, так как от него зависит вся дальнейшая стратегия реагирования. Причины могут быть очевидные (например, явная особенность внешности) или неочевидные (поведение, действие, слово, спровоцировавшее патологическую реакцию)

4. Разъясните ребенку, что его вины в происходящем нет, дразнить могут любого и по любому поводу. Любая жертва – это повод для разрядки собственных потребностей агрессора, например, в самоутверждении, поднятии самооценки, выражении собственной невыносимой агрессии и пр. Поэтому на эту роль подойдет любой, кто хоть чем-то отличается от толпы, причем неважно в какую сторону и чем именно. Сама по себе инаковость достаточна для агрессора, чтобы зацепиться за нее и начать реализовывать свои деструктивные импульсы. Ведь зачинщик – такой же подросток, находящийся в том же подростковом кризисе и также отчаянно нуждающийся в поддержке. Помните, что за каждым злодеем прячется маленький, ужасно неуверенный в себе, испуганный ребенок, которого кто-то когда-то не поддержал, отверг, бросил, надломил

5. Донесите до ребенка, что причина травли формальна, что это в первую очередь повод для агрессора, но не недостаток человека. Любая особенность внешности – это характерная черта, делающая нас уникальными личностями со своей индивидуальностью. Очень может быть, что, например, у агрессора как раз нет никаких особенностей, и именно поэтому он чувствует себя ничтожным, пустым, и это толкает его цепляться за других и преследовать их

6. Разъясните очень важный момент: преследуют тех, кто дает обидчику нужную реакцию — страх и подчинение. Если показать, что обиды и насмешки не оказывают ожидаемого воздействия, интерес к травле пропадает. Ребенка необходимо учить выстраивать свои границы, давать разумный отпор, проявлять необходимую в определенных ситуациях силу и уверенность – словесную, поведенческую, физическую

7. И самое главное: выразите свою поддержку и желание помочь ребенку разрешить мучительную для него ситуацию. Ребенок должен ощущать, что он не один, должен знать, куда ему обращаться в случае необходимости

8. Родителю также необходимо самостоятельно пообщаться с учителем, школьным психологом, администрацией школы, родителями обидчиков. Только мирно и конструктивно!! Это очень важно! Если же вы не находите должного понимания и адекватности, обращайтесь в правоохранительные органы и управление образования

-3

Ребенок-агрессор: почему это происходит и что делать?

Отдельно стоит обозначить рекомендации для родителей, чей ребенок оказался не жертвой, а, собственно, агрессором. Такой ребенок также нуждается в помощи и поддержке.

Агрессивным доминированием такой ребенок пытается выразить свои собственные неудовлетворенные потребности. С большой долей вероятности у него есть проблемы с самооценкой и самовосприятием, которые он пытается разрешить патологическим способом – посредством унижения и обесценивания другого.

В общении с таким ребенком стоит обратить внимание на следующее:

1. Успокоиться, взять в себя в руки и в спокойном состоянии начать разговор;
2. Постарайтесь отделить проблему от личности. Помните, что ребенок «выбрал» патологический способ реагирования на собственные проблемы, и исследовать в первую очередь необходимо именно мотивы. До выяснения всех обстоятельств, плохим является не ребенок, а его поступки;
3. Донести мысль, что ребенок имеет право на любые чувства, но не на любые действия. Если другой человек чем-то отличается от тебя самого и поднимает в тебе какие-то сложные интенсивные чувства, то это не он вынуждает тебя так себя чувствовать, это твой процесс и разбираться надо с собой, а не переходить к насилию;
4. Не оправдывайте поступки ребенка и не давите на жалость. Оба варианты плохи. Первый легализирует агрессивное поведение, второй укрепляет страх собственной слабости и уязвимости;  
5. Выяснив причину, возможно, не без помощи психолога, переведите проблему в задачи: что необходимо поменять в семье, ваших взаимоотношениях, среде, досуге, чтобы решить эти задачи. Помните, что ребенок – это симптом семьи и никак иначе!
6. Не пренебрегайте помощью специалистов (психологов, соц работников). Своевременно оказанная помощь может предотвратить многие трагедии. Проявите терпение и мягкую настойчивость, если не получается уговорить сразу.

Что родителям делать ни в коем случае нельзя:

1. Оставлять ребенка (неважно на какой стороне) одного в этой ситуации. Решать такую ситуацию – совместная задача родителей и ребенка;
2. Напрямую выяснять отношения с одноклассниками и ребенком-буллером;
3. Делать скоропостижные выводы и действовать на эмоциях.

В заключение важно отметить, что все ситуации индивидуальны, универсальных гарантированных решений нет, поэтому необходимо тщательно исследовать и анализировать каждый отдельный случай.