Найти в Дзене
MotorProject

Новый шанс на внедорожник. Дорога к Комбату

На форуме Армия 2024, среди бронемашин разных типов и назначения, красовалась одна из главных новинок и, как очень быстро выяснилось, одна их главных перспективных Его не одели в броню и не окрасили в хаки. «Комбат» предстал перед публикой в чисто гражданском облачении, из чего можно сделать вывод, что создавали этого автомобиля в первую очередь видят его всё же как коммерческий продукт для продажи широким слоям населения. И хотя на облицовке радиатора «Комбата» красуется эмблема АМЗ, того самого, который производит бронетранспортёры и армейские внедорожники «Тигр», в шасси нового внедорожника много чего от газовских малотоннажников. В частности, в ходовой части и силовой линии использованы узлы и агрегаты нового полноприводного «Соболь NN 4х4».

ГАЗ-67 в экспозиции музея завода ГАЗ в Нижнем Новгороде
ГАЗ-67 в экспозиции музея завода ГАЗ в Нижнем Новгороде

Проект большого внедорожника на АМЗ развивают уже несколько лет. Но история создания лёгких автомобилей повышенной проходимости двойного или чисто гражданского назначения с применением газовских комплектующих куда более длинная, изобилующая весьма интересными моделями и неожиданными поворотами. Все мы помним «козлики» времён Великой Отечественной войны, ГАЗ-64 и его доработанную версию ГАЗ-67. Потом, в 1953 году, на конвейер Горьковского автозавода встал знаменитые ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, до сих пор считающиеся одними из лучших образцов отечественных внедорожников. Но в Горьком их выпускали недолго, в 1956 году передав производство на Ульяновский автомобильный завод.

В музее завода ГАЗ представлен ГАЗ-69 - задние сиденья у него были развёрнуты вдоль кузова и установлены вдоль боковых бортов.
В музее завода ГАЗ представлен ГАЗ-69 - задние сиденья у него были развёрнуты вдоль кузова и установлены вдоль боковых бортов.

А через два года, в 1958-м, свернули и выпуск ГАЗ М-72, который сегодня мы назвали бы кроссовером – у него под цивильный кузов «Победы» подвели агрегатную базу ГАЗ-69. Машина получилось уникальной: комфортабельность легковушки, максималка до 110 км/ч, полный привод и дорожный просвет в 210 мм! Да вот беда: сняли «Победу» с конвейера, сняли и ГАЗ М-72. На базе «Волги» потом тоже разработали модификацию повышенной проходимости, но в серию она не пошла. После ГАЗ М-72 легковых внедорожников в Горьком вообще и серийно не выпускали. Правда, активно разрабатывали, но было это уже в постсоветскую эпоху – когда Горький снова стал Нижним Новгородом. Все эти концептуальные модели в той или иной мере можно считать предвестниками сегодняшнего «Комбата».

Пикап ГАЗ-2308 "Атаман" с дизелем ГАЗ-560
Пикап ГАЗ-2308 "Атаман" с дизелем ГАЗ-560

Итак, 1995 год. «Газель» на конвейере, и ГАЗ берётся за следующий проект: дебютирует пикап ГАЗ-2307 грузоподъёмностью 800 кг, построенный на агрегатах тогда ещё выпускавшейся «Волги». Для ГАЗ-2307 у неё заимствовали переднюю. подвеску, колеса и шины, а кабину взяли от грузовика ГАЗ-3307. Спрос на него к тому времени сильно упал, и завод рад был хоть так загрузить довольно затратное производство кабин. Годом позже был представлен созданный на базе этого пикапа полноприводный ГАЗ-2308 «Атаман» с увеличенным до 215 мм дорожным просветом. Став внедорожником, «Атаман» получил новые раму, передний мост с пружинной подвеской, 110-сильный дизель ГАЗ-5601 (он же Steyr) и раздатку от «Газели 4х4» с постоянным приводом на оба моста и блокируемым дифференциалом. Увеличенные колеса сделали внешность пикапа более гармоничной.

"Атаман-Ермак"; пикап превратился в 7-местный внедорожник
"Атаман-Ермак"; пикап превратился в 7-местный внедорожник

Впрочем, пикапы в нашей стране всегда относились к разряду штучных товаров. Другое дело – внедорожники с кузовом «универсал»! Не удивительно, что развитием пикапа ГАЗ-2308 стал пассажирский внедорожник ГАЗ-230810 «Атаман Ермак». Он дебютировал в 1999 году и отличался трехрядным 7-месным полностью закрытым кузовом. В 2000 году вышла еще одна модификация ГАЗ-2308 – грузопассажирская, с двухрядной кабиной. Интересно, что на ГАЗе даже начали производить ГАЗ-2308, выделив для этого отдельный цех и с 1998 по 2000 год изготовив их в количестве нескольких сотен. Проект был закрыт с приходом на завод новых собственников – группы «Сибирский алюминий», у которой был собственный взгляд на развитие предприятия.

Первый вариант ГАЗ-3106 был выполнен в эпатажной стилистике "Волги" ГАЗ-3111
Первый вариант ГАЗ-3106 был выполнен в эпатажной стилистике "Волги" ГАЗ-3111

Впрочем, вернемся к хронологии: в 1999 году завод продемонстрировал ГАЗ-3106. По сути – внедорожник второго поколения, с виду более стильный и современный, из-за чего его нарекли «Атаман-2». Это был макетный образец, выполненный в эпатажной стилистике ГАЗ-3111 и представлявший собой 7-местный кроссовер на укороченной раме от ГАЗ-2308. Предполагалось, что технически он станет весьма продвинутой машиной, которая получит специальной созданную под неё рядную V-образную 207-сильную шестёрку ЗМЗ-301.10, раздаточную коробку с многорядной цепью Морзе, передние вентилируемые тормоза и шариковые шарниры равных угловых скоростей в переднем ведущем мосту. Правда, потом в качестве двигателя решили использовать модификацию серийного ЗМЗ-406 (145 л.с.), или 5-цилиндровый 140-сильный вариант турбодизеля Steyr, который ГАЗ собирался локализовать.

Наследник ГАЗ-69, экспериментальный ГАЗ-2168 "Комбат"
Наследник ГАЗ-69, экспериментальный ГАЗ-2168 "Комбат"

В 2000 году завод представил ГАЗ-2169 «Комбат». Так что, имя «Комбат» засветилось уже тогда. Правда, этот внедорожник решили делать размерами не побольше, а, наоборот, поменьше. Фактически, он выглядел прямым наследником знаменитого ГАЗ-69 и даже имел ряд характерных внешних черт. В моторный отсек «Комбата» поставили 95-сильную версию рядной четвёрки ГАЗ-560, которая разгоняла внедорожник до 130 км/ч. Привод на оба моста сделали постоянным с блокировкой межосевого дифференциала. Передача крутящего момента на передний мост осуществлялась уже упомянутой цепью Морзе.

Второй образец внедорожника под обозначением ГАЗ-3106
Второй образец внедорожника под обозначением ГАЗ-3106

В 2003 году завод попытался возродить проект внедорожника ГАЗ-3106, но уже в новом облике. Автомобиль длиной 4,6 м оснастили 147-сильным бензиновым ЗМЗ-405 и 5-ступенчатой коробкой передач, причём в паре такой же, как у «Атаман-2», раздаточной коробкой, в которой использовалась пластинчатая цепь Морзе. В 2005-м ГАЗ-3106 усовершенствовали: увеличили колесную базу и изменили стилистику передней части кузова. Модернизированный вариант получил под капот «штайровский» турбодизель ГАЗ-5602 рабочим объёмом 2,1 литра и мощностью 120 л.с. И передняя, и задняя подвески были зависимыми, пружинными. Увы, ГАЗ-3106 на этот раз тоже не добрался до конвейера – говорят, руководство завода посчитало нецелесообразным вступать в конкуренцию с ульяновским «Патриотом».

Тигр-2, он же ГАЗ-3121, выполненный на агрегатах армейского "Тигра"
Тигр-2, он же ГАЗ-3121, выполненный на агрегатах армейского "Тигра"

Последняя на тот момент попытка ГАЗа сделать собственный полноразмерный внедорожник датируется 2006 годом, когда увидел свет 7-местный ГАЗ-3121, он же – «Тигр 2». Автомобиль представлял собой гражданскую версию армейского «Тигра». Несмотря на унификацию по ходовой части, включая мощную раму и независимую торсионную подвеску, а также значительную длину в 5,2 метра, полную массу опытного ГАЗ-3121 удалось вписать в 3,5 тонны. Внедорожник собирались оснащать или 190-сильным 6-цилиндровым Steyr, он же – ГАЗ-562, или 205-сильным Cummins. Дорожный просвет составлял впечатляющие 400 мм. Выходу на рынок ГАЗ-3121 помешала умопомрачительная цена, заявленная в 120 тыс. долларов.

Первый образец арзамасского внедорожника "Стрела" предназначался для силовых структур
Первый образец арзамасского внедорожника "Стрела" предназначался для силовых структур

Новая страница внедорожников на газовской агрегатной базе была открыта уже в нынешнем десятилетии. И связана он с арзамасскими автомобилями. Всё началось с попытки сделать более лёгкий и дешёвый аналог «Тигра», в результате чего появился проект «Стрела», из которого впоследствии вышли гражданские модификации, включая дебютировавший в этом году «Комбат». Но это – уже другая история, о которой мы, впрочем, поговорим в самое ближайшее время.