Соревновательный дух в человеке будет всегда. С этим не надо бороться. Это свойство вызвано естественным желанием людей быть лучше. Только чем лучше? Эпоха, когда стремление быть первым выражалось приобретением каких-то личных материальных ценностей, постепенно уходит. Сейчас предметом гордости предпринимателя чаще становятся достижения, которые определяют развитие родного края, отдельной отрасли или даже страны в целом.
Неожиданно, несколько лет назад предметом вложения капитала стали объекты образования. Бизнес начал строить и организовывать школы, детские сады, летние лагеря и другие учебные учреждения. Причем такая тенденция характерна как миллиардерам из списка Forbes, так и предпринимателям средней руки, которые порой продают личное имущества для реализации поставленной цели.
Интерес бизнеса
Зачем бизнесу это нужно? Явно не с целью получения сверх прибылей, доходность от образовательной деятельности не высока или отсутствует совсем. Как сказал один бизнесмен – мечтаю о времени, когда люди будут меряться не яхтами, машинами, виллами, а школами, детскими садами, образовательными центрами. Но амбиции деловых людей не главное. Важно, что полезного такой подход даст обществу? Принесет это пользу всем или качественное образование смогут получить только те, у кого есть деньги?
Особенности сферы образования
Образование всегда считалось одним из самых инертных процессов в государстве. Эдакая священная корова, которую особо никто не трогал или откровенно боялся что-либо менять. Достаточно поинтересоваться у бабушки или дедушки об их школьных годах, посмотреть фильм «Доживем до понедельника» и сравнить с сегодняшней организацией школьного обучения собственного ребенка. Сразу бросается в глаза неприличный минимум изменений. И вдруг эдакий школьный бум от представителей бизнеса.
Мир существенно изменился за последние несколько десятилетий, а школа принципиально нет. Человек, решивший вложить свои деньги в образование не может кардинально повлиять на государственную систему, но что-то сделать по-другому в состоянии. Оптимизировать существующие процессы, взглянуть на проблемы немного с другого ракурса, подправить методики, все это вполне по силам частному учебному заведению.
Мотивация
Что толкает предпринимателя вкладываться в не самое прибыльное дело с точки зрения дохода? Первая причина личная. У всех есть свои любимые дети, а у кого-то еще есть возможность изменить ту внешнюю среду в которой происходит воспитание и становление маленького человека. Детский сад и школа, пожалуй, главные институты этого процесса. Вот люди с возможностями и пытаются сделать своих детей счастливее. Обеспечить им лучшее будущее. Надо отметить, что не без успеха.
Вторая история – это совершенно естественное желание сильного человека оставить после себя значимый след в обществе. Только потомкам в пример предлагается не материальные, а духовные достижения. А наследие в виде созданного учреждения или даже системы образования на порядок долговечней, чем здание, завод или даже отдельный город. Так что амбиции вполне весомые и заслуживают уважение и благодарность человечества. Этим явно можно гордиться самому и последующим поколениям созидателя.
Чем бизнес-подход лучше
Владелец частного учебного заведения имеет большое преимущество перед его государственными коллегами. Он не зажат указаниями и циркулярами чиновников от образования. Конечно, чтобы выпускники коммерческой школы были признаны государством, нужно следовать неким формальностям, но они минимальны. Главное преимущество в собственноручно организованном образовательном проекте то, что есть место эксперименту, нестрашно апробировать нестандартные решения и подходы.
Пример необычной школы
Интересный вариант благотворительного фонда в сфере образования. Создано и успешно функционирует учреждение полного цикла длинной в 10 лет. Но фишка в том, что этот цикл начинается с возраста двух лет. То есть организаторы объединили детский сад и начальную школу. Необычный формат появился не из воздуха, для выработки модели были привлечены эксперты различного уровня, в том числе из критикуемых всеми государственных отделов образования.
Функционирует заведение порядка семи лет и окончательные итоги подводить рано. Однако, недовольных родителей пока не наблюдается. Достаточно просто зайти в здание, взглянуть на атмосферу и сразу понятно, что у детей счастливое детство. И не случайно года 3-4 назад стали появляться государственные центры образования объединяющие детский сад и школу под единым руководством. Как всегда, порядочный бизнес – это не только извлечение прибыли, но и катализатор инновационных идей и методов.
Естественней начинать не с теории
Человек априори склонен жить счастливо и достойно. Умение пытаться правильно построить свою жизнь в нем заложено природой. Часто просто пообщавшись с интересными и успешными людьми, он добивается результатов, даже еще не понимая, как это произошло. Традиционная система получения знаний несколько нарушает порядок естественного развития событий. Сначала преподаются правила и законы, то есть понимание, а только потом формируются навыки и умение.
Не всем такой подход заходит. Смело можно утверждать, что далеко не всем, только единицам особо одаренных. Подавляющее большинство голую теорию с ходу не понимает. Нужно заставлять себя, ломать через колено. У многих в ходе битвы с самим собой теряется самооценка. А навык самооценки, это тоже умение. Он важнее навыка писать и считать. Теоремам и алфавиту, научить легко. Если человек перестал верить в свои силы, записал себя в неудачники, тут никакая система образования не поможет.
Интересный опыт одной из московских частных школ. Дети собирают велосипед из подручных средств. Методом тыка подбирают длину прута из которого планируется сделать колесо. После нескольких попыток им предлагается формула, по которой необходимый диаметр окружности можно получить с первого раза. Для детей это просто чудо. Чудо называется математика. И таких чудес оказывается не свете много. Очевидно, что понять теорию легче и интереснее, предварительно зная, для чего она понадобится на практике.
Информационная культура как катализатор
Один из прогрессивных подходов – ход получения общих знаний сориентировать под призму информационных технологий. Например, для программиста принцип формирования таблицы Менделеева обычный алгоритм. Если ребенку дать навыки программирования, то он уяснит периодическую систему химических элементов уже на 4-5 году обучения.
Если начать прививать информационную культуру уже в начальных классах, у детей по-другому будет формироваться подход изучению фундаментальных предметов. Собственно, и информатика не исключение. Стандартно, сначала программист овладевает принципом алгоритмизации, а с опытом получает навыки информационного моделирования. Ребенку природой дано составлять модель окружающего мира, он это делает подсознательно. При правильной организации информационного обучения в самом раннем возрасте станет понятно, как строить абстрактные модели окружающих процессов. Применительно к классификации уровня разработчика это означает получение навыков Middle или даже Senior-программиста, минуя категорию Junior.
На примере истории
История важнейший предмет. Нельзя считать человека образованным, если он не знает общей истории и гражданином, если не понимает прошлых событий своего края. Через знания как было, приходит понимание реалий сегодняшнего дня. Появляется возможность разобраться с текущими сложными и глубокими социальными процессами общества.
Как происходит изучение истории в традиционной системе? Идеологи от институтов образования, в советские годы это отделы пропаганды органов КПСС, выдают основные направления понимания исторических событий на сегодняшний день. Под эту разнарядку историки создают учебные материалы, а учитель вштамповывает все это в головы детей. Звучит грубо, но это так. Нехитрое анкетирование современных старшеклассников на предмет изучения истории, позволило провести экспресс-анализ. Вывод неутешительный, у большинства шаблонные ответы.
Видимо нужно с историей обходится как-то по-другому. Например, есть известное историческое событие. Если предложить рассмотреть его в нескольких аспектах: экономическая подоплека, политическая система, военная наука, этническое влияние и др. Таким образом у учеников, во-первых, формируется комплексное, а значит более достоверное понимание произошедшего. Во-вторых, если дать каждое направление на выбор, школьник рассмотрит событие с точки зрения своих предпочтений. Технарь обратит внимание на достижения науки и экономики, гуманитарий – разберется в социальном аспекте, будущий военный поймет тактику и стратегию действий противоборствующих сторон. Если они еще поспорят и отстоят друг перед другом свое видение исторического факта, получится вообще здорово. Частным учебным заведениям подобные эксперименты вполне по силам.
Бедность победит образование
Предприниматели-меценаты интуитивно выбирают образование среди других социально значимых направлений. Вложения в школы и детские сады для них предпочтительней, чем в больницы, детские дома и досуговые учреждения. Так происходит потому, что бизнесмен, как никто другой знает путь от бедности к процветанию. Этот путь он, как правило, прошел лично.
Самый эффективный способ справиться с бедностью – это образование. Есть китайская поговорка: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день. Дайте удочку, и он получит пропитание на всю жизнь». Так вот, образование – это удочка и умение ей пользоваться, все остальные социальные направления, как правило, рыба одноразового применения.
То, что образованный человек обеспечит себе безбедное существование – только одна сторона медали. Вторая, не менее важная, положительное влияние на практически все составляющие общественного развития страны и мира в целом. Наука, экономика, политика – это понятно, без квалифицированных кадров никуда. Культура, экология, социальные вопросы будут на порядок лучше в обществе с высоким уровнем образования.
При этом речь идет не о разовом информировании о негативных последствиях. О том, что брошенная пластиковая бутылка разлагается несколько сотен лет, знают все, а раздельной утилизацией отходов занимаются единицы. Только системный подход даст всесторонне развитого человека в научном, культурном и социальном смысле, который способен сам правильно оценить свои действия и научить других.
На рынке детского образования с 201 8 года, более 1000 выпускников. Делаем корпоративные программы для детей сотрудников.
Наши ученики:
- успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ по информатике
- являются победителями Хакатона #КОДРОК2024 в группе 4-7 классы.
- проходят сертификацию в международном институте Python
- 200+ школьников в 2024 году посетили наш выездной IT - лагерь #АйДаКемп
- Наши преподаватели - выпускники профильных ВУЗов по IT-специальностям и действующие разработчики.