Найти в Дзене
Советские писатели

АЛКОГОЛИК – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ? ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ ТАТЬЯНОЙ ЧЕКАСИНОЙ, АВТОРОМ РОМАНА «ПРЕДШЕСТВЕННИК»

ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА
ТАТЬЯНА ЧЕКАСИНА

В последние годы мы наблюдаем огромное число коммерческих книжек, где подробно описываются человеческие пороки. Что говорить, откроешь такую книгу, и тотчас хочется её захлопнуть. Возможно ли создание такого художественного образа человека больного, порочного, который бы не оставлял после прочтения чувство досады? Об этом мы сегодня узнаем у писателя Татьяны Чекасиной, автора романа «Предшественник», в котором действует именно такой персонаж.

(Натали Конюшая, автор канала «Советские писатели»)

Н.К.:

– Мне давно хотелось Вас спросить о сложной и во многом необычной судьбе вашего произведения романа «Предшественник». Он был опубликован очень давно в бумажном виде, когда ещё и не было электронных книг. И вот мы видим его обновлённым виде, в электронной версии, в современной яркой обложке. Сами вы как оцениваете: перед нами явно переработанный вариант? В нём появились интригующие названия глав, каких не было в старом варианте, претерпела изменения архитектоника, композиция, а язык стал настолько динамичным, стилистика приобрела мощные новые атрибуты, каких не было в том давнем варианте. Всё к лучшему?

Татьяна Чекасина:

– Да, конечно, спасибо, что вы так высоко оценили мою работу.

Н.К:

– Эта работа была, видимо, нелёгкой?

Татьяна Чекасина:

– Работа писателя вообще, нелёгкая. И на самом изначальном этапе, когда только создаются основные параметры будущего произведения, и, тем более, переработка. Но всё равно, эта работа мне в радость. И все трудности, все барьеры, которые она ставит на пути к готовому произведению, преодолевать радостно.

Н.К.:

– На такую работу всё-таки надо было решиться. Но вы, что называется, собрались с духом, с силами, отложили все другие произведения, новые замыслы… Или это произошло как-то иначе?

Татьяна Чекасина:

– Иначе. У меня ныла душа: эту вещь я считала, не достаточно сделанной уже давно, возможно, с того момента, как она вышла из печати. И недовольство росло. Иногда оно выражалось в том, что я брала книгу, читала и крутила в голове возможные переделки. И однажды эти «подходы к снаряду» прекратились, и я радостно принялась писать один за другим списки новой композиции…

«ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ», КНИГА О ЛЮБВИ
«ПОХОЖДЕНИЯ СВЕТЛОЙ БЛУДНИЦЫ», КНИГА О ЛЮБВИ

Н.К.:

– Это уже было началом работы. Но завораживающее начало осталось практически таким же? Давайте процитируем то, как оно выглядит сейчас:

«Глава первая (5 февраля, среда)

Опасная находка

Впереди образовалась беспросветность. Но не все думают о том, что будет впереди. Некоторые живут одним днём, например, Виталий Андреевич Бийкин.

Он идёт незнакомой дорогой, а его поезд свистит вдалеке. Но, и когда уходит его поезд, не впадает в уныние, продолжая путь, мало видя в сумерках сквозь очки, красивые, но с чужими диоптриями. Ботинки тонут в снегу, надвигается темнотою тайга. У него – радость. Не «общая», как в юности, а тихая, индивидуальная.

Вчера солнце горело, домик станции выглядел легкодоступным дворцом. Лес взмывал в покорённое небо. О, вчера... Какие вчера были погоды, какие вчера были планы, какие вчера были надежды! И какие вчера были не реальные идеи... Недавно он тосковал о прошлом, за будущее ломило сердце. И вот, обретя некую панацею, доверился этому, пусть и непогожему деньку.

На краю населённого пункта (название Улым, он тут в командировке на один день) у вертолётного поля – непонятное строение, вроде, морг. Вдоль глухой бетонной стены – труба. А под трубой удивительное: лента голой земли, через которую пробилась, наверняка, первая в холодном краю новенькая трава.

На трубе (тёплой!) ощущает он вневременное тепло. Трава эта – дура: грянет мороз, и не поможет ей тёплая труба.

Панацея в этот день явно даёт сбои.

...Он не видит сны, но в этой командировке, в гостинице, – необыкновенный сон. Будто у него в боку, в некоторой припухлости тела – мышонок... Пробудился с отвращением к своему телу, крепкому и «практически здоровому» (так в медицинской справке). Оглядывает гладкий бок с тревогой о неведомой болезни, и о полной беспросветности.

– Бред! – уходя от трубы, глупо отдающей калории холодной улице. Панацея не подвела!

...Лесовоз нагоняет его в тайге. Водитель удивлён храбрецу (идёт один – и ничего). Бийкин залезает в кабину.

Огромная автомашина ровно, но ходко катит вперёд. Из кабины видна лёгкая метель.

Люди – снежинки. С облаков детства летят они, сталкиваясь, сшибаясь, слипаясь и вновь разобщаясь, к роковому приюту – земле. На ней будут таять. Но иные в это не верят, думая, что какой-нибудь ветер отправит их в неведомые дали, продлив полёт, а то и превратив его в бесконечный.

Снега синеют, сияют чернильно. В этот цвет ярко-синих чернил Бийкин любит глядеть. Всё. Нет синевы.

Философское настроение перелилось в поэтическое. Он стихи пишет, как в ранней юности. Их публикуют в газете «Путь к коммунизму», в редакции которой он работает. Формат – в половину «Правды», но требует немало материалов: статей, репортажей, «информашек», фельетонов, очерков. Стихи, так, хобби.

Он едет, а в голове рифмы:

Ночь весенняя длится и длится…

За окном громыхает капель.

Я прошу на меня не сердиться –

март пропущен, – вплываем в апрель.

Ночь тревожная и нескладная:

льды ломает – наши мосты.

Одиночество – тьма непроглядная...

День придёт. Но придёшь ли ты?

Как у всех поэтов, у Бийкина – Прекрасная дама. Влюблён. Видимо, вопрос любви у него решён впервые. В редакции городка Удельска найдена его настоящая любовь. Ему тридцать девять, он женат, детей трое, и никакой любви не полагается.

Луна над тайгой, автомобилю она ни к чему, он везёт впереди пятно искусственного света.

Улым уже далече… А вот и городок Удельск: панельные – на горке, деревянные – под горой. У реки за двойной оградой, увитой колючкой, – лебёдки лесосплава; это территория колонии, яркая от фонарей, будто сцена, подле неё – театральный зал. Бийкин не на этой проклятой «сцене», а на «воле», как тут говорят.

«Общага газовиков», его окно на втором...

В холле – тётка-вахтер. «Рад видеть, Анна Федуловна!» (непонятная народная мудрость: «Федул губы надул»). Ужинает, чем бог послал. А послал колбасы, называет её пласт-мяссовой... В душе ворохнулось... Хотя и в командировке в Улыме: в конторе леспромхоза, на улицах, в гостинице нет-нет думает об этом… Оттого и сон гадкий! Вот он мышонок твой…

Накануне этой поездки, прибирая в столе, вынимая папки с бумагами и блокноты, будто в детективе, обнаружил тайник, о котором не подозревал. Один ящик с двойным дном. Под фанеркой – папка. На белом картоне типографским шрифтом: «Папка для бумаг». Эту надпись Бийкин заклеивает. Но эта папка не его. Предшественника.

Предшественников так много, как и ныне живущих. А нынешние – кто? Тоже предшественники для тех, кто ещё не родился. Предшественники бывают разными. Одни, не сделав никому ни добра, ни зла, канут в лету, и никто их не помянет. Другие, активные, долго гремят, иногда провоцируя в преемниках злобу, неприличную (покойники всё же). Бийкинского ругают. Но кое-кто с ним носится. И в этом – элемент тайны, которую не признаёт Бийкин. Наверное, защитный рефлекс. И вот, найдя папку, неприятно удивлён: как подброшена!»

У меня такое ощущение, что в этом фрагменте не было правки. Это так?

«ПРЕДШЕСТВЕННИК», РОМАН
«ПРЕДШЕСТВЕННИК», РОМАН

Татьяна Чекасина:

– Правка, конечно, была. И не маленькая. Но от неё не пострадал замысел, основная идея, не испортился образ персонажа.

Н. К.:

– Согласна! Правки тут было немало, теперь я это вижу. Но насчёт Бийкина… Тут я, пожалуй, не соглашусь. Правда, вся работа над этим образом выяснится при дальнейшем чтении. Можете рассказать, как вы работали над этим образом и что в нём изменилось коренным образом?

Татьяна Чекасина:

– Ну, насчёт коренных изменений, вроде, человек остался тем же.

«ЗОЛОТАЯ РЫБА». РОМАН-ДИЛОГИЯ
«ЗОЛОТАЯ РЫБА». РОМАН-ДИЛОГИЯ

Н.К.:

– Я всё-таки, не во всём с вами согласна. В первом варианте это был немного другой человек. И даже можно было сказать, что один из двух главных персонажей вашего романа «Предшественник» – сущий алкоголик. Во втором варианте как-то не так. Вы согласны?

Татьяна Чекасина:

– Одной из причин переработки уже изданного романа «Предшественник» стало то, что оба его главных персонажа: и Владимир Гусельников, и Виталий Бийкин не были мне сердечно близки. Роман «Предшественник» создавался очень молодым неопытным автором, и тогда мне просто не было известно, что такое сердечная близость с персонажем своего произведения, что невозможно без такого приближения к своей душе создать объёмный образ. Надо искренне жалеть персонажа, любить его, бояться за него и желать ему всей душой добра. Когда автор холодно, умозрительно относится к герою своего произведения, то этот герой иногда получается и однобоким. Именно однобокость Бийкина, непрояснённость Бийкина и заставила меня работать над готовым романом.

Н.К.:

Вообще, в наше время плохой литературы сочинители коммерческой литературы вообще не задумываются над такими вещами. У весьма известных ныне авторов практически все персонажи гадкие, отталкивающие, очень негативные. Значит, вы вновь взялись за это произведение, чтобы сделать этого героя романа более позитивным? Можете об этом чуть подробней: зачем вам всё-таки, это понадобилось?

Татьяна Чекасина:

– В некотором роде я считаю своим учителем американского писателя Уильяма Фолкнера. И в его романе «Свет в августе» есть ответ на вопрос: что считать искусством литературы, а что нет. Даже в самом заголовке содержится этот ответ. Если в произведении нет света, то это не искусство литературы.

«УБИЙСТВЕННЫЙ УРОК», ПОВЕСТЬ ОБ ЭКСТРАСЕНСАХ
«УБИЙСТВЕННЫЙ УРОК», ПОВЕСТЬ ОБ ЭКСТРАСЕНСАХ

Н. К.

Я бы не сказала, что первый вариант «Предшественника» так уж далёк от искусства литературы, в нём вы очевидно следуете традиции создателей шедевров мировой литературы, но, пожалуй, не могу не согласиться с тем, что тот вариант, который сейчас продаётся в виде электронной книги, более яркий, более сильный, и, конечно, более жизнерадостный. А Бийкин, получается так, сам себя вылечил от алкогольной зависимости?

Татьяна Чекасина:

Не совсем. Вспомните те эпизоды в новой редакции романа, где он идёт буквально по краю жуткого каньона...

Н.К.:

– Да, понятно, что вы не склонны к каким-то выдумкам и преувеличениям, и болезнь эта непростая вами описана так, будто вы работали наркологом, но свет… Свет есть, а, значит, и надежда… Спасибо вам за интересное интервью!

Татьяна Чекасина:

– И я благодарю ваш канал за внимание к моей работе, и надеюсь на другие наши беседы, которые помогут мне приблизить моих читателей, о чём мечтает любой человек моей профессии.

Даю ориентиры, где ещё можно почитать об этом авторе, посмотреть видео и ролики.

Каналы Дзена:

«Татьяна Чекасина писатель»

«Супер-чтец»:

https://dzen.ru/id/6624f4b7731b000bc0f3e2c0?share_to=link

«Литература-вед»:

https://dzen.ru/id/6624b223731b000bc09b0a9e?share_to=link

Другие аккаунты: «В контакте», «Одноклассники», «Ютуб».

Ссылки на книги:

В бумажном и в электронном виде:

1.«Похождения светлой блудницы»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pohozhdeniya-svetloy-bludnicy/

2. 3. «Канатоходцы»: Том 1 и том 2

https://www.labirint.ru/books/876884/

https://bmm.ru/books/details/421649/

https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/2929268/

https://www.wildberries.ru/catalog/118080631/detail.aspx

https://www.ozon.ru/product/kanatohodtsy-roman-t-1-chekasina-tatyana-678001052/?sh=CBCcahJEug

https://book24.ru/product/kanatokhodtsy-roman-tom-1-6626045/

https://www.bookvoed.ru/book?id=13565113

https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/kanatohodcy-tom-i-69133450/

https://www.izdanieknig.com/catalog/proza./17300/

https://www.yandex.ru/search/?lr=2&offline_search=1&text=%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%86%D1%8B+%D1%87%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D1%82%D0%BE%D0%BC+%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0

4. «Золотая рыба», роман-дилогия: сайт издательства Озон Вайлдберис Читай город

Book24 Литрес

5. «Убийственный урок»: Сайт издательства Литрес Озон Вайлдберис Указка

Электронные книги:

1. «Пять историй»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/pyat-istoriy/

2. «25 рассказов»: https://www.litres.ru/tatyana-chekasina/25-rasskazov/

3. «Чистый бор»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/chistyy-bor-69007663/

4. «Пружина»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/pruzhina-69007657/

5. «Предшественник»: https://www.litres.ru/book/tatyana-chekasina/predshestvennik-69007645/

6. «Батальонная любовь» Батальонная любовь

7. «Дама в снегах» Дама в снегах

8. «Квартирантка» Квартирантка

Мой канал продолжит свою работу, цель которой, ориентировать читателя на лучшее в литературе. Подписывайте, ставьте лайки, делайте репосты!

Натали Конюшая, создатель канала «Советские писатели».