- Неправильно, - сказал мне Андрей Иванович. - Не с кошкой надо в новый дом, тем более, что я и мой бульдог Мавр кошек на дух не переносим. Новый дом надо обмывать, а ты не знал?
Мой заказчик человек серьезный, солидный, про все имеет свое твердое суждение. Сам я не люблю алкоголь, хотя в теории могу употреблять, но по жизни прекрасно обхожусь без него. Всем привет! Я Алексей Норкин, руководитель строительной компании "Атлант", и сегодня, с подачи своего клиента Андрея Ивановича расскажу о том, чем, по его мнению, надо "открывать" дом - не о ключах, а о штопорах. Тем более, что уникальные экземпляры не так давно видел в музее Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.
Итак, кошечники направо, штопорники налево. Поехали!
Ружейные черви, мушкетеры и штопоры
Считается, что штопор появился в Англии. Первенство датируется только по патенту, но задолго до появления авторского права, люди пользовались кувшинами, керамическими сосудами и стеклянными бутылками для хранения вина.
На самом деле, история штопора - это история виноделия, точнее - пробки. Пробка была основным укупорочным средством для винных бутылок с 17 века. Она изготавливается из коры пробкового дерева - разновидность дуба. Сбор пробки не наносит вреда дереву, и новый слой пробки вырастает заново, что делает ее возобновляемым ресурсом. Дерево широко культивируется в Португалии, Испании, Алжире, Марокко, Франции, Италии и Тунисе, причем пробковые дубы обычно живут около 200–250 лет. Большая часть мировых бутылочных пробок поступает из Португалии, это основной экспортный товар страны - на Португалию приходится половина мирового урожая пробки.
Еще в середине 1600-х годов французские виноделы не знали пробок и затыкали горлышки винных бутылок пропитанными маслом тряпками. Но с середины 16 века выяснили, что есть деревянные затычки, не портящие вкус вина. Но как такую заглушку вынуть?!
Считается, что прообразом штопора стал длинный железный винт - «ружейный червь», которым мушкетеры очищали мушкеты от неизрасходованного пороха. Об использовании такого инструмента документально известно с 1630 года.
В «Трактате о сидре» Джона Уорлиджа под названием «Vinetum Britannicaum: или трактат о сидре и других винах и напитках, извлеченных из плодов винных плодовых деревьев», опубликованном в 1676 году (эта книга признана одной из первых документально-технологических книг по производству сидра как отрасли в Британии), описана не только технология изготовления и розлива напитка, но и процедура изъятия пробки из бутылок - "вам нужен стальной червяк, используемый для вытягивания пробок из бутылок". Пять лет спустя в другом трактате, 1681 года, устройство описывается конкретнее, как "стальной витой стержень, используемый для вынимания пробок из бутылок".
И только век спустя в 1795 году спустя англичанин - преподобный Сэмюэль Хеншелл получил первый патент "витой железный стержень" - штопор. Священник прикрепил простой диск, теперь известный как «кнопка Хеншелла», между червяком и стержнем. Диск не дает червяку слишком глубоко войти в пробку, заставляет пробку поворачиваться вместе с поворотом крестовины и, таким образом, предотвращает сцепление между пробкой и горлышком бутылки.
С той далекой поры штопор эволюционировал до очень удобных механических и электрических форм.
Штопоры растут в цене
К сожалению, древние штопоры давно уже объекты интереса не столько антикваров, сколько археологов. И цены на старинные предметы высоки. Так на аукционе Christie's, дважды в год устраивающем специальные штопорные торги, не так давно штопор 1842 года продан за 31280 долларов. Кстати, коллекционирование штопоров имеет особое название – «хеликсофилия» (от Интересно, что коллекционирование штопоров имеет особое название – «хеликсофилия» (от helix – «штопор»).
Для сравнения, на том же аукционе, созданная примерно в те же годы, картина Монфуко ушла всего за 1641,31 долларов.
До появления пробки из пробки
А пока не было пробки из коры пробкового дерева, как еще закупоривали бутылки? Притертыми пробками из стекла. Они плотно входили в бутылку и предотвращали проливание. Конечно, что если пробку правильно изготовили для притирания. Такие пробки довольно долго служили в парфюмерии и медицине.
Также в еще горячей стеклянной массе делали винтовой отпечаток и потом просто навинчивали пробку на бутылку с резьбой. Это была красивая идея, но очень неправильная для торопливых любителей выпивки. Кстати, считается, разные формы крюшона и коктейлей были изобретены для того, чтобы избавить от порчи дорогие бутылки (они использовались повторно), вино просто выливали в общий котел и украшали апельсиновой и яблочной кожурой, пряностями.
От стеклянных винтовых пробок в промышленности отказались, однако идея не умерла. Позже на их основе стали изготавливать стеклянные изоляторы для электрических линий.
А пробку из пробкового дерева делали какое-то время по типу стеклянных со свинчивающейся конструкцией. Сегодня к идее вернулись, кстати.
Пробка из каучука
Генри Барретт в 1872 году изобрел этот особый тип винтовой пробки — и впоследствии они использовались более 100 лет до 1970-х годов. Генри разработал внутреннюю винтовую резьбу для внутренней части горлышка бутылки. Сами пробки изготавливаются из твердого, неэластичного индийского каучука, также известного как вулканит . Процесс «вулканизации» включал нагревание резины до 115 градусов по Цельсию с серой, а также льняным маслом — тем самым превращая ее в более прочный материал. Пробки также иногда описывают как сделанные из эбонита , что на самом деле было торговой маркой вулканизированной резины — запатентованной Чарльзом Гудиером в 1846 году.
Вокруг пробки обернута уплотнительная шайба из розового каучука.
Такой пробке, как вы понимаете, штопор тоже не был нужен. Но и привкус резины не делал вино приятным. И эта пробка точно портила вкус вина, предназначенного для длительной выдержки. Зато она обошла по историческом повороте пивные крышки из металла.
А ведь казалось, альтернатив металлической крышке не будет. Изобрел ее в конце 19 века Уильям Пейтнер. И саму короновидную крышку на бутылку и ключ, которым можно было снимать крышку с бутылки, не повреждая стеклянное горло.
И вот такая была открывашка.
Пейнтер, кстати, был очень плодовитым, и кроме помощи продавцам пива и ситро, он придумал также машину для закупоривания бутылок, машину для утилизации бумаги, безопасное катапультируемое кресло ... внимание!! - для пассажирских поездов , а также машину для обнаружения фальшивых денег . Вот такой удивительный был человек - Пейтнер.
Штопор и Французская революция
Однако, нас интересует не какая-то открывалка, а настоящий штопор. Существенно упростил процесс вынимания пробки изобретатель, житель Нью-Йорка, М. Л. Бирн - он получил в 1860 году патент на «буравчик с деревянной ручкой T-образной формы».
И это было только начало эпопеи штопорного дела. От простых штопоров с двумя захватами типа пинцета (цыганский штопор) творческая техническая мысль двигалась в сторону рычагового штопора, когда пробку вынимает просто и без особых усилий давление на два рычага, лапки поднимаются, как ножки балерины, и за это движение штопор прозвали балетным.
Нужно понимать, что пробка и штопор не были какими-то факультативными предметами обихода.
Во Франции, к примеру, вино было самым употребляемым алкогольным напитком всего населения: дешевые винам низкого качества для простолюдинов и роскошными crus из Бургундии, Бордо и Шампани для знати. По подсчетам промышленных статистиков, до 300 литров вина только в Париже взрослый мужчина вливал в свой рот накануне Революции, и это не считая
20 литров пива и 6 литров сидра. К 1789 году вино стало ежедневным продуктом потребления для большинства парижан.
В нашей стране победившей революции 1917 года (PIR 1990) не принято было говорить о малоприятно аспекте Французской революции. Но дело в том, что вино было не только продуктом питания, но прежде всего доходной базой. Старый режим держался за счет повышения налогов на вино. Больше всего доходов роялистам приносили налоги на алкогольные напитки, ввозимые в Париж. Этот налог был равноценен всем суммарному налогу с прочих, ввозимых в Париж товарам. Ставка налога на производство и без того была высока, но едва бочка с вином пересекала городские ворота, налог увеличивался втрое. Эти налоги и таможенные барьеры Парижа стали точкой раздражения народа, возмущение ростом цен подпитывало настроения восставших в июле 1789 года.
Группы вооруженных толп оттесняли таможенных агентов и ввозили в город телеги вина без уплаты налогов. Утром 14 июля кто-то на заставе Нейи написал граффити: «Наконец-то мы будем пить вино по 3 су, слишком долго мы платили по 12».
Штопоры были также актуальны, как ложки и ножи для еды.
Штопоры барона Штиглица
Для начала: в академии барона Штиглица просто очень красиво.
В главной части академии находятся открытые для посещения экспозиции. Петербург приобрел удивительное здание в январе 1876 года, оно создавалось на средства российского мецената А.Л. Штиглица и поэтому, как дань благодарности, носит неофициальное название академия барона Штиглица. Александр Штиглиц финансировал передовое для России конца XIX века училище технического рисования, по сути, это свой Баухаус, национальная, дизайнерско-прикладная российская школа. Сегодня в уникальных залах проходят занятия студентов, а масса собранных вещей красноречиво рассказывают им об истории промышленного дизайна.
Вот, например, штопоры, выставленные в академии. Их типы разнообразны. Этот, рычажковый, называли штопором дворецкого - центральный штырь размечал место прокола, далее в него вкручивался винт, и затем давлением на рычаг поднималась пробка. Но как выглядит этот штопор?! Словно мастеровой человек с ношей в узорчатой одежде. Талантливо, изобретательно. Хочется разглядывать и разглядывать, подмечая новые детали.
Ниже карманный штопор, его подвязывали к связке ключей и использовали при удобном случае. Им тоже нельзя не восхититься: прекрасная форма, отделка, при том, что вещь могла бы быть сугубо функциональной, без завитушек и узоров, которых нас начисто лишил современный дизайн. Сегодня типовой штопор свидетельствует о потоке, о массе, об отсутствии души. А этот штопор ковал мастер, его приятно взять в руки, почувствовать, разглядывая изгибы, руку талантливого ремесленника, приложившуюся к красоте.
Штопоры выше и этот, винтовой, с колпачком, изготовлены в 17 веке.
Вещи, хранящие тепло рук мастера, сегодня редкость. Для того, чтобы посмотреть на нарядные штопоры, нужно идти в музей.
Дизайн развивался по другому пути - усиливались функциональные свойства, и полезное облагораживали до прекрасного, придавая изделиям динамичные формы, забавный вид, выразительность формы, - которые и передают эмоции создавшего их разработчика.